Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1045
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Она формируется:
-
на территории муниципального образования, границы и статус которого законодательно устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации; -
на территории субъекта Российской Федерации
Поставим вопрос несколько в иной плоскости, рассматривая его сквозь призму местного самоуправления: «Что первично для территориальной организации местного самоуправления в муниципальном образовании – «территория местного сообщества (группы местных сообществ») или «территория органов муниципальной власти»?
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) в определении термина «муниципального образования» содержится изложение открытого перечня видов территориальных объектов, могущих быть муниципальными образованиями:
-
городское поселение; -
сельское поселение; -
несколько поселений, объединенных общей территорией; -
часть поселения.113
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 36
Основные подходы к разработке критериев формирования территорий муниципальных образований
-
Необходимостьпересмотрав131-ФЗкритериевустановленияграництерриториимуниципальныхобразований
Можно согласиться с высказыванием Н.С.Тимофеева, том, «критерии, применяемые при установлении территориальных пределов местного самоуправления, носят не только неопределенный, но и неустойчивый характер». Поэтому реализация
111 Хорев Б.С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). – М.,1981. С.83.
112 Лексин В. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа // Российский экономический журнал. – 2003. - № 1. С.58.
113 Замотаев А.А., Маркварт Э., Клименко О.Г. Комментарий законодательства Российской Федерации о территориальной организации местного самоуправления // Местное право. – 2002 .-
№ 7-8. С.13.
положений 131- ФЗ от 06.10.2003 г. об установлении территорий муниципальных образований столкнулась с трудностями в связи с отсутствием современных критериевпоопределению городских и сельских поселений.114
Как отмечают В.Лексин,А.Шевцов, закон создает совершенно новую основу формирования пространства власти местного самоуправления. Вместе с тем они обращают внимание на
один весьма существенный недостаток закона в вопросе о границах муниципального образования. «Самое главное, пишут В. Лексин, А. Шевцов, - состоит в том, что новая редакция логически не связала территорию, экономическую базу существования ее населения и соответствующий налогово-бюджетный потенциал. Критерием определения территории и границ муниципальных образований … становится упомянутая доступность власти, причем не посредством письменного общения, не с помощью телефонной или интернет-связи, а исключительно лично-контактная,
«пешеходная».115
В новом муниципальном образовании «не менее существенна и пространственная составляющая, т.е. размеры «территории власти», либо позволяющие выгодно разместить экономически самодостаточные объекты, либо, наоборот, создающие в этом отношении массу проблем – в связи со слабой инфраструктурой (прежде всего – транспортной) насыщенностью, избыточностью незанятого населения и иными аналогичными обстоятельствами. Поэтому собственно территориальное размежевание новых муниципальных образований и проведение между ними границ – вовсе не формальный акт, а серьезнейшая акция административного, экономического и социального характера с исключительными долгосрочными последствиями».116
Подход федерального законодателя к созданию поселений вызывает справедливую озабоченность В. И. Васильева: он вынужден констатировать, что многие вновь образованные сельские поселения в ходе реформы «не смогли обрести достаточной финансово-экономической основы для оптимального в данных условиях решения вопросов местного значения».117
Все это позволило В. И. Васильеву верно спрогнозировать дальнейшее
развитие событий и предвидеть, что реальное местное самоуправление в сельской местности в ближайшее время может сосредоточиться на районном уровне.118
-
Факторы, определяющие особенноститерриторий муниципальных образованийОбъектуправления, т.е. место проживания, характеризуется:
-
сложившейся инфраструктурой;
114 Тимофеев Н.С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: Изд-во МГУ, 2007. С.22.
115 Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала ХХI века: новая ситуация и новые подходы к исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. – 2004. - № 8. С.30.
116 Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала ХХI века: новая ситуация и новые подходы к исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. – 2004. - № 8. С.31.
117 Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. С.104.
118 Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. – С.105.
-
типом муниципального хозяйства; -
характеристикой субъектов хозяйственной деятельности; -
территорией; -
населением.119
«Соотношение муниципального образования и характеристик территории, указанных ниже, есть не что иное, как соотношение целей деятельности муниципального образования и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выбранной территории муниципального образования».
120
Основнымипараметрами, характеризующими территорию внутри субъекта Российской Федерации, являются ее географические и хозяйственные факторы.121
Географическиеихозяйственныефакторы
-
Первыйфактор- территориииприродныеусловия. При определении оптимальных географических показателей важно учитывать вопросы территориальной близости и возможность совместного использования природных ресурсов данной территории. -
Второйфактор, характеризующий место, – это совместныеинтересывхозяйственнойдеятельности, которые могут выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, осуществляемого на данной территории, либо его взаимодополняемость в рамках единого производственного цикла. -
Третийфактор, определяющим характеристику места, является формарасселениянаселениянаданнойтерриториииегосоциальныехарактеристики. -
Четвертыйфактор, характеризующий место проживания, - это учет инфраструктурного единства территории, чрезвычайно важного при определении характеристик территории муниципального образования.122
Юридическиефакторы
1. Оптимальность размера территории напрямую зависит от объема предмета ведения и полномочий органов местного самоуправления.123
-
Принципыопределенияоптимальноститерриториимуниципальногообразования
119 Кобилев А.Г.,