Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.50.

120 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.52.

121 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.50-51.

122 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.51.

123 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.52.

  1. Принцип балансаобъекта и субъектауправления. Данный принцип требует применения всех перечисленных выше факторов с учетом компетенцииместногосамоуправления.

Необходимо, чтобы субъект и объект управления находились в равновесии (под субъектом управления понимается муниципальная компетенция, под объектом управления - территория, инфраструктура, население). В этом цель деятельности муниципального образования, влияющая на определение территории.

Другими словами, прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования органов власти на ней и перспективы развития территории.

  1. Принцип субсидиарности (минимизации уровня полномочий). Применение данного принципа крайне важно, поскольку он определяет максимальную эффективность исполнения полномочий. Суть его в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги.124


Выделяют два вида критериев: социально-экономические и критерии, касающиеся должного функционирования местного самоуправления как власти. Исходя из социально- экономических критериев, принципами определенияграниц муниципальных образований должны быть:

  1. достаточность потенциала территорий для формирования благоприятной жизненной среды и возможности ее освоения;

  2. доступность для любого людей определенных сфер приложения труда, услуг;

  3. наличие поселенческого центра;

  4. согласование границ с периферийными поселениями.

На основании критериев, касающихся должного функционирования местного самоуправления как власти такими принципами должны являться:

  1. максимально возможная локализация территории муниципального образования;

  2. подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления, способность населения оперативно реагировать на действия местной власти сводится к максимальной ограниченности территории муниципального образования;

  3. близость и доступность для удовлетворения потребностей населения местонахождения органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций, которые также зависят от величины территории муниципального образования.125




    1. Оподходахвразработкекритериевоптимальноститерриториимуниципальногообразования




      1. Правовойподход


В основу правовогоподходаположены следующие нормы, регулирующие:

    • порядок установления максимальной приближенности органов местного самоуправления к населению;




124 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д.,

Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.53.

125 Уваров А.А. Местное самоуправление. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2005. С.250.

    • создание двухуровневой территориальной организации местного самоуправления в сельских и городских муниципальных образованиях;

    • вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

В рамках данного подхода широко используется функциональный подход, который направлен на максимальный учет инфраструктуры и ресурсов, имеющихся на территории формируемого муниципального образования, что позволяет ему исполнять в полном объеме функции местного самоуправления, связанные с его компетенцией.126 В рамках функционального подхода проблема оптимизации территориальной организации местного самоуправления должна решаться с учетомопределенныхграничныхусловий. Первое условие максимально возможная локализация, второе условие подконтрольность органов и должностных лиц местного самоуправления населению, третье условие - коммуникативная доступность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и организаций.127


      1. Экономическийподход


Основным критерием для создания муниципального образования выступает уровень экономического развития, наличие инженерной и социальной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги населению.128 Воспроизводственный подход к решению проблемы позволяет обосновать критерийопределенияграницмуниципальных об- разований. Основное содержание характеризуется наличием или возможностью создания
в рамках рассматриваемой территории всех необходимых условий для удовлетворения основных жизненных потребностей территориального коллектива и индивида.129


      1. Политическийподход

Преимущественнополитическийподходв своей основе имеет стремление различных групп интересов получить в свое распоряжение максимально возможное количество ресурсов для своих целей.130

Вывод:При установлении территории конкретного муниципального образования определяющим условием должно быть наличие территориального коллектива, в интересах которого осуществляется местное самоуправление. Вторым по значению условием можно считать наличиеинфраструктуры, обеспечивающей реализацию компетенции местного самоуправления. Третьим условием (желательным, но не определяющим) является наличиев пределах устанавливаемой территории достаточнойресурсной базы.131




126 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.362.

127 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.362-363.

128 Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С.47-48.

129 Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. С.15.

130 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.360.


131 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.363.

  1. Критерии оптимальности территории муниципальных образований




    1. Окритерияхформированияоптимальнойтерриториимуниципальногообразования

Как считает Л.Н.Пешин, для каждого из видов муниципального образования критерии должны быть четко указаны в законе. Ответственность за их создание несут субъекты РФ.132

Н.Л.Пешин, рассматривая вопрос о критериях образования и трансформации малочисленных муниципальных образований, пишет: «Неясно, чем принципиально отличается муниципальное образование, в котором проживает 101 избиратель, от населения, в котором их «всего» 100. И вполне естественно, что в такой «пограничной» ситуации вполне возможны постоянные колебания: сегодня их 98, через месяц – 102, еще через месяц - снова меньше 100 и т.д.

По логике Федерального закона 2003 года такое муниципальное образование должно находиться в стадии постоянной трансформации системы своих органов: создают представительный орган, расформировывают его, потом снова должны создавать и т.д. Абсолютно ясно, что неверен сам подход: именно в таких ситуациях очевидны пробелы Закона, не учитывающего особенности городских и сельских поселений; городские поселения – более крупные, жители в них размещены компактно, количество жителей относительно постоянно, колебания численности незначительно относительно тех пределов, которые определены Федеральным Законом. В сельских поселениях ситуация иная,