Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1055

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

и практика местного самоуправления (муниципального управления) в различных странах мира она имеет как общие, так и специфические черты. К примеру, функционируют англосаксонская, континентальная и так называемая

«смешанная» типы муниципальной организации местного самоуправления. Внутри одной страны, например, в Германии, действуют различные ее модели. Что касается Российской Федерации, то в ней наблюдается попытка внедрения «унифицированной» муниципальной модели местного самоуправления, не учитывающих особенностей регионов и местных условий.

Если рассматривать потенциальные возможности муниципальных организаций по выполнению возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, то их можно разделить на три основных типа. К первому можно отнести муниципальные организации местного самоуправления, которые выполняют минимальный объем

обязательных полномочий в вопросах местного значения. Ко второму относятся муниципальные организации местного самоуправления, исполняющие полный объем полномочий в вопросах местного значения. К третьему относятся муниципальные организации местного самоуправления, которые осуществляют одновременно выполнение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, тогда как муниципальные организации первого и второго видов ими не наделяются.

Осоотношениипонятий«муниципальнаяорганизацияместногосамоуправления»и

«муниципальноеобразование»,«системаместногосамоуправления.

Можно ли понятия «муниципальная организация местного самоуправления» и

«муниципальное образование» считать однопорядковыми? Ответ в данном
случае может быть в двух вариантах.

Положительным, если слова организация и образование рассматривать как синонимы.

Отрицательным, если термин «муниципальное образование» употребляется для обозначения определенной территории, в границах которой местное сообщество или группа местных сообществ реализуют свое право на местное самоуправление, т.е. создается муниципальная организация местного самоуправления. Эти территории можно рассматривать в качестве новых административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации, взамен некоторых ныне действующих, например, район, сельский и поселковый совет и др.

На наш взгляд, наличие муниципальной организации местного самоуправления является обязательным условием для создания территории, на которой местное сообщество реализует свое право на самоуправление.

В теории и практике муниципального управления можно встретить несколько подходов в определении категории «система местного самоуправления».

Согласно первому, под системой местного самоуправления понимается совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочивание деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач.142

Как нам представляется, вряд ли можно считать однопорядковыми понятия

«муниципальная организация местного самоуправления» и «система местного самоуправления». Сущность и содержание термина «система местного самоуправления» определяется категория «деятельность», а не понятием «форма народовластия», т.е. форма местной публичной власти.

Можно предложить еще одну точку зрения по данному вопросу. Когда речь идет об

использовании понятия «система местного самоуправления», то следует иметь в виду следующее обстоятельство. Эта категория, с одной стороны, отражает объективное существование определенной формы, способа устройства, организации управления местным сообществом, а с другой представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство.

В число элементов включены муниципальные образования, органы местного самоуправления, население муниципальных образований, органы территориального общественного самоуправления, объекты муниципального хозяйства, муниципальные




142 Когут Е. Система местного самоуправления: основы разработки и применения в городах России. СПб: ИСЭП РАН, 1996. С.7.

общественные и политические объединения, деятельность которых связана с осуществлением местного самоуправления.143

На наш взгляд, включение в систему местного самоуправления в качестве ее элементов муниципальных образований, населения, объектов муниципального хозяйства является неоправданным. Данные понятия используются в теории и практике муниципального управления для раскрытия сущности и содержания категории «местное самоуправление» (территориальная, экономическая и социальная основы местного самоуправления). В то же время среди элементов не названы другие организационные формы непосредственной демократии.

Согласно третьему
подходу, понятие «система местного самоуправления» как совокупность элементов, которые представляют собой формы непосредственного и опосредованного (через органы местного самоуправления) участия населения в решении вопросов местного значения. К числу этих элементов относят:

референдумы;

сходы (собрания) граждан по месту их жительства;

выборный представительный орган местного самоуправления;

выборные лица местного самоуправления (глава местного самоуправления, руководитель муниципальной милиции (полиции), казначей и др.);

местную администрацию и иные органы местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления.144

Нетрудно заметить взаимосвязь между понятиями «система местного самоуправления» «муниципальная организация местного самоуправления». И все же мы не склонны рассматривать данные термины как однопорядковые.

Категория «система местного самоуправления» по своему содержанию отражает наиболее общие черты, характерные для местного самоуправления как социального явления в государстве, связанного с развитием народовластия как формы и способа осуществления местной публичной власти и института гражданского общества. Эти основные черты присущи и земской и муниципальной модели организации местного самоуправления.

Понятие «муниципальная организация местного самоуправления», отражая конкретную форму и способ организации местного самоуправления, вместе с тем характеризует присущие для нее специфические особенности.
Выводы


  1. Категория «муниципальное образование», введенная в научно-практический оборот в федеральном законодательстве, употребляется нами для обозначения территории (новой административно-территориальной единицы), в границах которой население






143 Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.25.

144 Аксененко Ю., Разгельдеев М., Стенищева О., Шумратов В. Типовой устав сельского районного муниципального образования // Муниципальное право. 1999. № 1. С.23.

осуществляет свое право на местное самоуправление. Она не является синонимом понятия

«муниципальная организация местного самоуправления».

  1. Муниципальная организация местного самоуправления представляет собой более емкое и глубокое по своему содержанию понятие, чем просто понятие «муниципальная организация». Его изучение обуславливает необходимость комплексного и системного подхода, предусматривающего использование методов и методологии других общественных наук, исследующих проблемы местного самоуправления.

  2. Категория «муниципальная организация местного самоуправления» всамомширокомсмыслеискомого понятия рассматривается как форма и способ организации местной публичной власти, присущие демократическому обществу с рыночными отношениями. Речь идет о таком типе организации местного самоуправления, который обеспечивает реальное участие местных сообществ и граждан в осуществлении своего права на местное самоуправление, в защите своих законных прав и интересов, направленных на решение вопросов обеспечения их жизнедеятельности.

Под муниципальной организацией местного самоуправления в узком смысле рассматриваемого понятия понимается, с одной стороны, как совокупность органов муниципальной власти, форм