Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1044

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

однозначного ответа нет.

Современное российское законодательство о местном самоуправлении позволяет рассматривать эти термины в самом широком смысле как однопорядковые. Правда, в Конституции Российской Федерации, в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» используется понятие

«органы местного самоуправления». Категория «органы муниципального управления» в них не применяется.

На наш взгляд, такой подход законодателей не вызывает существенных возражений, но при выполнении следующих условий.

Во-первых, оба термина употребляются в тесной связи с такими понятиями как

«местная власть», «муниципальное управление». Пункт 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления.

Во-вторых, речь идет о муниципальной организации местного самоуправления. Ее составным элементом являются публично-властные органы муниципального управления как органы местной власти, формируемые местным сообществом и наделяемые им властными полномочиями для решения вопросов местного значения.

В-третьих, эти категории рассматриваются как синонимы в случае, если в Уставе муниципального образования «орган муниципального управления» наделен статусом

«органа местного самоуправления», т.е. входит в структуру органов управления муниципальной организации местного самоуправления. К числу таких органов управления относят выборные (представительные) и контрольные органы местного самоуправления,
органы управления муниципальным хозяйством (исполнительные органы), муниципальные органы охраны общественного порядка и другие. В совокупности орган местного самоуправления или муниципального управления представляет собой муниципальную управленческую организацию, которая наделяется полномочиями и располагает необходимыми средствами для их осуществления. Эти полномочия связаны с управлением местным сообществом, муниципальным хозяйством, отраслью или группой отраслей муниципального хозяйства, отдельных сфер жизнедеятельности местного сообщества (охрана общественного порядка и т.п.).

Вместе с тем понятие «органы муниципального управления» можно рассматривать в узком смысле, понимая под ним структурные органы (подразделения) органа




147 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. С.181.

муниципального управления как органа местного самоуправления (местной власти). В этом случае его нельзя считать синонимом понятия «орган местного самоуправления».

К примеру, местная администрация как орган муниципального управления относится к числу органов местного самоуправления. В составе своей организационной структуры она имеет самостоятельные структурные органы (подразделения), выполняющие определенные функции управления муниципальной собственностью, отдельными отраслями или группой отраслей муниципального хозяйства. Они относятся к органам муниципального управления. Однако следует иметь в виду, что их правовой статус и назначение определяется тем органом муниципального управления (местного самоуправления), в состав которого они входят.

Правовой

статус органов МСУ.В новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года 311-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления, которые согласно уставу муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальнымиучреждениями, подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.


    1. Классификациямуниципальныхуправленческихорганизацийкакэлементовпублично-властнойструктурымуниципальнойорганизацииместногосамоуправления


Муниципальные управленческие организации можно классифицировать по своему целевому назначению, объему и характеру компетенции.

С учетом своего целевого назначения в публично-властной структуре муниципальной организации местного самоуправления муниципальные управленческие организации подразделяются на две основные группы – представительные (выборные) и исполнительные .

К первой группе относятся представительный и иные выборные органы местного самоуправления, а также включая выборные должностные лица местного самоуправления. Муниципальные управленческие организации второй группы составляют исполнительные органы местного самоуправления. К их числу, в соответствии с Уставом муниципального образования, могут относиться местное правительство, местная администрацию, территориально-отраслевые органы местного самоуправления (школьные, коммунальные округа и др.), контрольные органы местного самоуправления (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и
др.), муниципальные органы охраны общественного порядка (шериф, местная милиция и т.п.), избирательную

комиссию муниципального образования.

Муниципальные управленческие организации по объему и характеру компетенцииразличаются как органы местного самоуправления общей компетенции, отраслевой компетенции, межотраслевой компетенции, специальной компетенции.

Муниципальные управленческие организации общейкомпетенциивыполняют основные функции управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно

руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования.

Речь идет о таких муниципальных управленческих организациях как представительный орган муниципального образования, а также о местных администрациях муниципальных образований городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Муниципальные управленческие организации как органы местного самоуправления отраслевойкомпетенциивыполняют частные функции управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним можно отнести школьные, коммунальные округа и др.

Муниципальные управленческие организации межотраслевойкомпетенциивыполняют, как правило, общие функции управления. Они осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах
деятельности. К таким организациям относятся прежде всего исполнительные органы местного самоуправления, наделенные данным статусом Уставом муниципального образования (местные правительства, администрации муниципальных образований, районные, окружные, поселковые и сельские администрации).

Муниципальные управленческие организации специальнойкомпетенцииосуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К примеру, органы муниципального управления в сфере обеспечения общественного порядка, контрольно-счетная палата, избирательная комиссия муниципального образования и т.п.

  1. Характеристика основных вариантов структуры публично-властных органов в муниципальной организации местного самоуправления





    1. Основные подходы к формированию публично-властной структурымуниципальнойорганизацииместногосамоуправления


В преамбуле Европейской хартии местного самоуправления подчеркивается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Они должны обладать значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций. В пункте 2 статьи 4 Хартии закрепляется право полной свободы действий органов местного самоуправления в пределах, установленных законом. Согласно пункту 1 статьи 6, местные органы власти должны иметь возможность самостоятельно определять свои внутренние административные структуры (выделено нами – А.К.), которые отвечали бы местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.