Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1032

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

него однозначный ответ. Все зависит от позиции местного сообщества, представительного органа местного самоуправления.

Можно предложить несколько иной подход при рассмотрении вопроса о статусе главы местной администрации. Уточним значение используемого понятия «местная администрация».

Местная администрация это орган местного самоуправления, наделенный в соответствии со своей компетенцией правом решения вопросов местного значения. Вместе с тем местная администрация рассматривается нами как муниципальная управленческая организация, которая управляет муниципальным хозяйством.

Следовательно, статус главы местной администрации нельзя ограничивать только руководством этого органа в структуре муниципальной власти. Он выходит за пределы устанавливаемых для него полномочий, когда встает вопрос управления муниципальным хозяйством, включающим в себя все хозяйствующие субъекты, находящиеся в муниципальной собственности. Поэтому было бы логичнее эту должность в местном самоуправлении называть управляющиймуниципальным(общественным)хозяйством

или глава муниципального правительства в крупных городах, подчеркивая тем самым ее высокий статус в системе муниципального управления.

Обратим внимание еще на один аспект изучаемого нами вопроса о статусе главы местной администрации. В практике муниципального управления в современной России нередко бытует мнение, согласно которому глава местной администрации является руководителем аппарата местной
администрации. Что скрывается за термином

«руководитель аппарата»? И можно ли его использовать при характеристике статуса главы местной администрации?

Термин «аппарат» довольно широко используется в управлении. Под ним понимается, во-первых, совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль управления, хозяйства; и, во-вторых, совокупность сотрудников учреждения, организации какой-нибудь области управления.

В практике муниципального управления аппарат местной администрации определяется как совокупность ее структурных подразделений и сотрудников, обеспечивающих выполнение полномочий, возложенных на данный орган местного самоуправления. Именно с учетом вышеприведенного определения нередко глава местной администрации рассматривается как руководитель аппарата.

Довольно часто используются понятия «аппарат мэра», «аппарат главы муниципального образования». В этом случае речь идет о структурных подразделениях, непосредственно обеспечивающих деятельность выборного или невыборного должностного лица местного самоуправления.


    1. Некоторыеаспектыорганизацииуправленческойдеятельностиглавыместнойадминистрации


Как известно, главной целью управления муниципальным хозяйством является предоставление необходимых услуг местному сообществу при их высоком качестве. Чтобы достигнуть высоких результатов в этой сфере муниципального управления необходимо решить задачи наилучшего использования муниципальной собственности, человеческих,

финансовых и материальных ресурсов, которые имеются в распоряжении муниципального органа управления муниципальным хозяйством и его руководителя.

Как справедливо замечает М.Армстронг, «добиться результатов, подчинить себя обстоятельства, заставить их работать на себя - в этом как раз и состоит суть управления (3).159

Если рассматривать теоретические аспекты организации управленческой деятельности главы местной администрации как управляющего муниципальным хозяйством, то достижение желаемых результатов во многом будет определяться пониманием им своих функций как муниципального управляющего. Эти функции можно разделить на две основных группы: а) функции процессы; б) функции - задачи.

Группу функций-процессов подразделяют на три подгруппы. В первую включают функции предварительного управления, к которым относятся функции целеполагания, прогнозирования, планирования. Вторая подгруппа состоит из функции оперативного управления организация процесса производства, организация процесса труда,




159 Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов- на - Дону: «Феникс», 1998.- С.29.

стимулирование и мотивирование труда. В третью подгруппу входят функции заключительного управления: контроль, учет и анализ.

В группе функций - задач в процессе управленческой деятельности главы местной администрации выделяются именно те, реализация которых связана с решением вопросов представительского, кадрового, социального, правового, информационного обеспечения местной администрации, муниципальных предприятий и учреждений, координации своей
работы с руководителями органов местного самоуправления и государственной власти, других хозяйствующих субъектов.

Подразделение этих функций в известной степени носит условный характер. Оно необходимо для того, чтобы руководитель муниципального хозяйства четко осознавал свое предназначение, цель и задачи своей управленческой деятельности. Вполне естественно, что часть функций фиксируется в качестве полномочий данного должностного лица местного самоуправления, другая не так видна на первый взгляд, хотя всегда присутствует в практике его работы.

Содержание управленческой деятельности главы местной администрации во многом определяется его полномочиями, часть из которых он вправе передавать другим должностным лицам администрации.

В практике муниципального управления в современной России к полномочиям данного должностного лица местного самоуправления относят:

руководство деятельностью местной администрацией;

издание в пределах своей компетенции постановлений и распоряжений; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнении бюджета

муниципального образования;

формирование структурных подразделений местной администрации, утверждение Положения о них, структуры и штатов, определение фонда оплаты труда работников;

назначение и освобождение от должности руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и учреждений, применение к ним мер поощрения и дисциплинарной
ответственности;

внесение на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проектов решений по вопросам работы местной администрации;

и другие полномочия в соответствии с муниципальными правовыми актами.

В непосредственном подчинении главы местной администрации находятся его заместители, администрации территориальных округов в городах и сельских районах, сельские администрации.

Обратимся к анализу функций главы местной администрации, которые он осуществляет в процессе своей управленческой деятельности.

Как управляющий муниципальным хозяйством глава местной администрации организует работу по планированию и прогнозированию экономического и социального развития территории муниципального образования; по совершенствованию схемы управления муниципальным хозяйством; по разработке и осуществлению финансовой политики местной администрации, концептуальных направлений развития отраслей муниципального хозяйства. Все выше перечисленные функции относятся к группе функций-процессов, конкретно - к подгруппе функций предварительного управления.

Вместе с тем на главу местной администрации одновременно возлагаются функции, связанные с решением вопросов повседневного обеспечения жизнедеятельности местного

сообщества, оперативного управления муниципальным хозяйством. При этом часть из этих функций передается заместителям главы или руководителям