Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1028

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

возглавлять местную администрацию и одновременно избираться депутатами руководителем представительного органа местного самоуправления.

На первый взгляд, сосредоточение всей полноты власти в руках главы муниципального образования как выборного должностного лица в условиях становления местного самоуправления представляется правомерным. Он наделяется исключительной компетенцией в решении вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления. Одновременно возрастает и ответственность главы перед местным сообществом и государством, которая в то же время нивелирует ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования за выполнение возложенных на них полномочий.

На наш взгляд, предлагаемый вариант совмещения должностей руководителя представительного органа и главы администрации в лице главы муниципального образования вряд ли можно считать оптимальным и перспективным.

Правда, пунктом 2 статьи 34 федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена норма, согласно которой уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено совмещение главой муниципального образования должностей главы администрации и руководителя представительного
органа местного самоуправления.

Развитие муниципальной организации местного самоуправления, как показывает опыт муниципального управления в зарубежных странах, предполагает возрастание роли представительного органа в развитии местного самоуправления как института гражданского общества, повышение его ответственности перед местным сообществом в решении вопросов защиты интересов граждан, их прав и свобод.

Высшее выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое населением, должно , возглавлять представительный орган, ибо получает от избирателей

«мандат» на управление местным сообществом, как и депутаты этого органа местного самоуправления. Мэр, бургомистр, глава местного самоуправления и др. должность скорее политическая. Она предназначена для управления местным сообществом или группой местных сообществ, для руководства созданной на территории их проживания муниципальной организации местного самоуправления в целом, и представительным органом, в частности.

В то же время для управления муниципальным хозяйством вводится должность главы местной администрации, общественного управляющего (в ряде городов США). В ряде муниципалитетов в зарубежных странах она является выборной.

Вариант третий. Глава муниципального образования избирается руководителем представительного органа, но не является руководителем местной администрации. Несколько выше рассматривался вопрос о совмещении должности главы муниципального образования и руководителя представительного органа. Не исключается и другой путь – глава муниципального управления избирается из числа депутатов. На него возлагаются полномочия по руководству

представительным органом.

Вариант четвертый. Глава муниципального образования избирается населением. Устав муниципального образования предусматривает возможность совмещения данной должности и с должностью главы местной администрации. Правда, при этом нередко игнорируется тот факт, что население избирает не главу местной администрации, а главу муниципального образования. Их функции не всегда совпадают, так как глава муниципального образования возглавляет деятельность местного сообщества по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а глава администрации – должен осуществлять управление муниципальным хозяйством.

В статье 36 федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статус главы муниципального образования определяется следующим образом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава.

В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Глава, избранный представительным органом муниципального образования, является руководителем данного органа местного самоуправления.


    1. Компетенцияглавымуниципальногообразования


Анализ уставов муниципальных образований позволяет выявить триосновныхгруппыполномочий, которые местное сообщество может делегировать главе муниципального
образования.

Перваягруппаобщеобязательныхполномочий. В их число, как правило, входит:

- совершенствование функционирующей или разработка новой модели муниципальной организации местного самоуправления с учетом особенностей социально-экономического и культурно-исторического развития территории;

  • анализ эффективности функционирующей системы управления муниципальным хозяйством;

  • разработка и принятие через представительный орган местного самоуправления стратегического плана социально-экономического развития территории муниципального образования, отдельных целевых программ, осуществление контроля за их осуществлением;

  • организация выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти;

  • координация взаимодействия между органами местного самоуправления, между ними и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальными структурными подразделениям федеральных органов власти;

    • участие в работе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, использование права законодательной инициативы;

  • развитие межрегиональных и международных связей с органами местного самоуправления, организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности;

  • осуществление представительских полномочий от имени местного сообщества в органах государственной власти, в российских и международных ассоциациях органов муниципального управления, c предприятиями, учреждениями и организациями;

  • организация работы с населением муниципального образования в целях его привлечения к решению вопросов жизнедеятельности местного сообщества;

    • организация приема населения, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие конкретных действий по результатам их рассмотрения и т.п.


Втораягруппаполномочийопределяется характером взаимоотношений, которые складываются между главой муниципального образования и представительным органом местного самоуправления. Эти отношения регулируются Уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования участвует в заседаниях представительного органа, вносит проекты нормативных правовых актов в виде проектов его решений, имеет право внесения вопросов для обязательного включения их в повестку дня заседания представительного органа. По его требованию может быть созвана внеочередная сессия представительного органа. В соответствии с Уставом, глава подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления. В своей деятельности он подотчетен населению и представительному органу.

В случае избрания главы муниципального образования руководителем представительного органа местного самоуправления он организует его работу. представительного

Третьюгруппусоставляют полномочия, которыми наделяется глава муниципального образования как управляющий муниципальным хозяйством и руководитель аппарата местной администрации. В первую очередь выделим следующие полномочия:

  • разработка схемы управления муниципальным хозяйством;

  • решение повседневных (текущих, оперативных) вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования.

  • открытие и закрытие счетов администрации в банковских учреждениях, подписание финансовых документов;

  • заключение договоров и соглашений с государственными органами власти и общественными объединениями, органами местного самоуправления других муниципальных образований, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;

  • распоряжение кредитами при исполнении местного бюджета;

  • распоряжение в соответствии с установленным порядком средствами фондов, создаваемых в муниципальном образовании;

  • разработка организационной структуры местной администрации, ее формирование;

  • определение полномочий структурных подразделений и должностных лиц местной администрации;

    • организация работы с кадрами муниципальных служащих и руководителями муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений;