Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1025

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Институциональные формы непосредственной демократии в общественно- деятельностной структуре муниципальной организации местного самоуправления





    1. Местноесообществоиместныйреферендум


Местный референдум рассматривается как высшее непосредственное выражение власти народа, как голосование граждан, проживающих в границах муниципальных образований, по важнейшим вопросам местного значения

Местный референдум может проводиться в целях непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. К ним, в частности, относится изменение границ муниципального образования, приобретение или отчуждение важных объектов муниципальной собственности, создание на территории муниципального образования крупных предприятий и хозяйственных организаций, одобрением муниципальных программ и т.п.; а также учета мнения населения при рассмотрении вопроса об упразднении муниципального образования.

В то же время на местный референдум не могут выноситься вопросы.

  1. Досрочного прекращения или продления срока полномочий органов местного самоуправления, приостановления ими своих полномочий,.

  2. Проведения досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об их отсрочке.

  3. Персонального состава органов местного самоуправления.

  4. Избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и об освобождения от должности должностных лиц, а также даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.

  5. Принятие и изменение местного бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств муниципального образования, введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, освобождение уплаты.

  6. Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

  7. Исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.


Перечень вопросов, вынесение которых на местный референдум не допускается, устанавливается Федеральным законом.

С инициативой проведения местного референдума могут выступать граждане, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования. Если на референдум выносится вопрос об изменении территории муниципальных образований, то правом инициативы обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы государственной власти Российской Федерации.

Если инициатива о проведении местного референдума принадлежит представителям местного сообщества, то для сбора подписей в его поддержку группа граждан может образовать инициативную группу. Она обращается с ходатайством в представительный орган муниципального образования, который в установленные сроки должен решить вопрос о регистрации инициативной группы, выдать ей регистрационное свидетельство и информировать местное сообщество. Регистрационное удостоверение выдается на определенный период, т.е. за это время инициативная группа должна собрать установленный законом процент подписей граждан в поддержку инициативы местного референдума.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум:

  • при наличии оформленной в соответствии муниципальным правовым актом инициативы жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее десяти процентов от общего числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;

  • если с инициативой его проведения выступил глава муниципального образования.

  • по решению, принятым представительным органом местного самоуправления, с количеством голосов, предусмотренным для утверждения местного бюджета.


Представительный орган должен принять решение либо о назначении местного референдума, его дате и мерах по его проведению либо об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения областного закона о местном референдуме.

Местный референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Решение, которое принято на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном референдуме обязательны исполнения всеми гражданами и организациями, проживающими и находящимися на территории муниципального образования. Оно может быть изменено или отменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме. Если для реализации принятого решения требуется издание дополнительного акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан определить срок подготовки данного акта.

Местные сообщества могут использовать такую организационную форму непосредственной демократии как голосованиепо отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, а также голосованиепо вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва устанавливаются уставом
муниципального образования. При этом речь может идти конкретно о противоправных решениях или действиях (бездействии), что должно быть подтверждено в судебном порядке. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей или на части территории муниципального образования. Его назначает представительный орган муниципального образования.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за него проголосовало более половины жителей муниципального образования (части территории муниципального образования), принявших участие в голосовании.

Итоги голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
2.3.Муниципальныевыборы
Под муниципальными выборами понимается форма
прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования выборного (представительного) органа местного самоуправления или наделения полномочиями выборного должностного лица местного самоуправления.

Роль местных сообществ в подготовке и проведении муниципальных выборов не может быть пассивной. Именно они должны принимать самое активное участие в решении ряда вопросов организации муниципальных выборов.

Определениечисленногосоставапредставительного органа местного самоуправления. Как правило, решение данного вопроса отдается «на откуп» депутатам представительного органа. На наш взгляд, численный состав выборного органа местного самоуправления необходимо определять с учетом мнения местного сообщества или группы местных сообществ, проживающих в границах муниципального образования. При этом в сельской местности должен соблюдаться принцип «равного представительства» от населения одного крупного населенного пункта или группы небольших по численности населенных пунктов.

Выборизбирательнойсистемы.Понятие «избирательная система» в научной литературе рассматривается в узком и в широком смысле. Когда речь об определении данного понятия в широком смысле, то под ним понимается система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В узком смысле избирательная система определяется как способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.162

В данной лекции понятие «избирательная система» используется в узком смысле его значения. От выбора избирательной системы при проведении муниципальных выборов во многом будут зависеть их результаты. Поэтому вопрос о выборе избирательной системы