Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1078
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
-
установление структуры органов территориального общественного самоуправления; -
принятие устава территориального общественного самоуправления, изменений и дополнений к нему; -
избрание органов территориального общественного самоуправления; -
определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; -
утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении; -
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
3.4Территориальноеобщественноесамоуправление
В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление относится к одной из форм участия местного сообщества в местном самоуправлении.
Под термином «территориальное общественное самоуправление» понимается самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Предложенная в федеральном законе трактовка термина «территориальное общественное самоуправление», на наш взгляд, не совсем точна и не в полной мере отражает его сущность и содержание. И вот почему.
Во-первых, при рассмотрении понятия «территориальное общественное самоуправление» необходимо учитывать, что оно скорее отражает не только самоорганизацию граждан, но их непосредственную деятельность по решению тех вопросов местного значения,
которые они способны решать самостоятельно, без вмешательства органов местного самоуправления. Обязательно ли при этом формировать территориальное общественное самоуправление? Или может, местные жители будут реализовывать свое право на решение вопросов местного (территориального) значения через другие формы общественной самодеятельности? Как мне представляется, право выбора должно оставаться за местным (территориальным) сообществом. И вряд ли стоит трактовать инициативу и деятельность граждан как их самоорганизацию, т.е. как территориальное общественное самоуправление. Содержание используемого понятия более емкое и широкое, чем оно дается в вышеупомянутом федеральном законе.
Во-вторых. Вместе с тем категории «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление» нельзя рассматривать в качестве синонимов. Территориальное общественное самоуправление, по нашему мнению, является, с одной стороны, организационной формой непосредственной демократии, закрепляющей право непосредственного участия граждан в решении вопросов жизнедеятельности сообщества жителей, проживающих в границах определенной территории. С другой стороны, его следует рассматривать в качестве обязательного элемента муниципальной организации
местного самоуправления, наличие и развитость которого определяет эффективность ее функционирования.
О границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. Они должны устанавливаться представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Местные сообщества могут формировать территориальное общественное самоуправление:
-
в границах определенной части территории муниципального образования; -
на территории поселений, не являющихся муниципальными образованиями; -
в границах микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.
Кформамосуществлениятерриториальногообщественногосамоуправленияотносятся собрания и конференции граждан, а также создаваемые населением органы территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава. Порядок регистрации устава определяется соответствующим муниципальным правовым актом.
Устав территориального общественного самоуправления должен содержать статьи о границы территории, на которой оно осуществляется; цели, задачи, формы и основные направления деятельности; порядок формирования, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; порядок приобретения, пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами территориального общественного самоуправления; порядок прекращения деятельности территориального общественного самоуправления.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, в том числе порядок заключения договоров на осуществление хозяйственной деятельности, условия и порядок выделения средств местных бюджетов определяются уставом муниципального образования и правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Органытерриториальногообщественногосамоуправлениямогут создаваться в пределах следующих территорий проживания граждан - подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населённый пункт.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан,
проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с уставами могут являться юридическими лицами с регистрацией в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
На органы территориального общественного самоуправления могут возлагаться следующие полномочия:
-
представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории; -
обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; -
осуществлять хозяйственной деятельности по содержанию жилого фонда, благоустройству территории; -
выполнение хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и бытовых потребностей жителей соответствующей территории, как за счёт
средств граждан, так и по договору с органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
-
внесение проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Практика местного самоуправления выявляет две основных тенденции в становлении и развитии территориального самоуправления. Согласно первой, территориальное самоуправление формируется «сверху, т.е. по инициативе органов местного самоуправления в соответствии с принимаемыми ими решениями. Вторая тенденция отражает стремление отдельных групп
жителей развивать территориальное общественное самоуправление «снизу», т.е., исходя их своих собственных представлений о назначении данной формы непосредственной демократии в жизни местного (территориального) сообщества.
На наш взгляд, органы местного самоуправления, проводя свою политику вовлечения жителей в управление местным сообществом, должны всемерно создавать условия, для формирования территориального общественного самоуправления, не навязывая его гражданам как обязательную форму их самоорганизации. Необходимо в этих целях использовать некоммерческие организации, другие формы общественной самодеятельности, привлекать через них заинтересованных граждан в решение вопросов жизнедеятельности в границах территории проживания.
3.5.Другиеформынепосредственногоучастиягражданвместномсамоуправлении
3.5.1.Правотворческаяинициативаграждан
Под ней понимается право граждан, обладающих избирательным правом выступать с инициативой в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Проект муниципального правового акта вносится гражданами и подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится его принятие. Срок рассмотрения - не более трех месяцев со дня внесения проекта. При этом представителям инициативной группы граждан предоставляется возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного проекта муниципального правового акта. Если принятие правового акта, проект которого