Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1040

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

организацию местного самоуправления в границах территории их проживания. Словом, не органы государственной власти своими законами «вводят» местное самоуправление на устанавливаемых ими территориях, а сами местные сообщества формируют свою

собственную организацию местного самоуправления в границах территории их проживания.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Определение категории «местное самоуправление» в общественных науках





      1. Квопросуобопределениикатегории«местноесамоуправление»


Понятие «местное самоуправление» вызывает неоднозначное отношение в современном российском обществе среди государственных, политических и общественных деятелей. К примеру, В.С.Черномырдин в бытность свою Председателем Правительства Российской Федерации заявлял: «Что же касается терминологии, то лично мне термин «местное самоуправление» кажется более современным. В этом термине и российский и мировой опыт. Да и современному государственному устройству он подходит больше».53

Как очень точно заметил А.И.Солженицын, «местное самоуправление – неплохой бы термин, но в нем есть определенные неясности, которые уже сейчас сквозят в представленных проектах и будут на каждом шагу. Мы будем спотыкаться на них».54

Эти «неясности» обусловлены состоянием изученности искомой категории в общественных науках, каждая из которых анализирует ее с учетом предмета своего исследования. Отсюда и разнообразие взглядов в определении понятия «местное самоуправление». И это вполне закономерно, так как исследователи имеют дело со сложным по своей сущности и содержанию объективным социальным явлением жизни общества и государства.

Общеев определении понятия «местное самоуправление», предложенное А.А.Акмаловой, выражает совокупность атрибутивных признаков местного самоуправления в

их единстве, что создает универсализм формы и содержания, унификацию общих признаков, общественно-локальный (публичный) характер жизнедеятельности, искусственно вносимое объединение мест в государство и обобщение их черт, национально-государственную идентификацию гражданства через локальную топонимию, универсумную идентификацию «человек Места».

Особенноереализуется как функциональное и организационно-структурное разнообразие местного самоуправления, как проявление общего (атрибутивных свойств) во всем этом разнообразии в силу специфики правовой природы местного самоуправления и многообразия самих муниципальных образований. Особенноепроявляется в содержании и организации жизнедеятельности сообщества, с его естественной средой, с частными интересами и правовым плюрализмом».55



53 Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва. 17 февраля 1995 года. М.: Юридическая литература, 1995. С.14.

54 Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва. 17 февраля 1995 года. М.: Юридическая литература, 1995. С.48.

55 Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.67.

      1. Основные подходы в определении сущности понятия «местноесамоуправление»


Выделим следующие подходы в определении искомого понятия.

Местноесамоуправлениекаквидместнойпубличнойвласти.В более узком понимании под местным самоуправлением понимается разновидность местной публичной власти в форме народовластия.56

Местное самоуправление определяется как уровеньпубличнойвластинаиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Его суть, по его мнению, состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия (Р.В. Бабун).57

Некоторые специалисты считают, что местное самоуправление – не уровень власти, а особый тип власти, которые сочетает в себе свойства как органа управления, так и общественной организации, основным достоинством которого является близость к жителям (Т. Говоренкова, А. Жуков, Д. Савин, А. Чуев).58

Местное самоуправление - это форма и способ осуществления населением определенной местности (территории) своей власти как права самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения непосредственно или через избираемые органы местного самоуправления (Н.И. Глазунова).59

Местное самоуправление - это конкретная и непосредственная форма народовластия, которая обеспечивает защиту интересов граждан на относительно локальной территории. (М. Глазырин).60

Местное самоуправление как вид местного управления. Выделяют два вида местного управления:

– децентрализованное государственное управление каким-либо кругом дел на местах
учитывает самоуправленческие начала в лице его базовых признаков. (Л.АВелихов).61

  • негосударственное общественное управление местными делами (Н.С. Бондарь)62, местное общественное самоуправление (А. Чуев, Д. Савин).63




56 Основы местного самоуправления. В 3-х частях. Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С.В.Вобленко. Ч.1- Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.6. 57 Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

С.10.

58 Говоренкова Т., Жуков А., Савин Д., Чуев А. "А" и "Б" сидели на трубе. Размышления по

поводу очередной реформы местного самоуправления в России // Муниципальная власть .- 2004. -

№ 1. С.87.

59 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.14.

60 Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. – 2002. - № 2.С.69

61 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С.110; Чемоданов М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист. – 2001. - № 3. С.57.

62 Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов на /Дону, 1998. С.99-100.

63 Чуев А., Савин Д. Большие надежды. Роль местного самоуправления в обустройстве России // Муниципальная власть. – 2001. - № 4. С.4-8.

Некоторые специалисты определяют местное самоуправление как