Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1075
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
По мнению других, понятие «местное самоуправление» отражает процессуправления низовыми территориальными сообществами жителей. В его основе лежат принципы разумного сочетания институтов непосредственной демократии и представительских институтов, реализация которых позволяет местным жителям самостоятельно решать собственные и другие стоящие перед ними вопросы в целях улучшения качества жизни населения на соответствующей территории.65
Ф.Л.Кнемайерместное самоуправление определяет как «автономии малых территориальных единиц в рамках общих для всего государства законов».66
Местное самоуправление рассматривается как политическая формауправления. В понимании О.Оффердалаоно представляет политическую,анеадминистративнуюформууправления. Как считает автор, местное самоуправление «создает более благоприятные, чем другие типы организации, условия для координации интересов внутри местного сообщества».67 Местное самоуправление является тем пространством, где граждане учатся действовать политически. Администрация, по крайней мере, теоретически находится вне сферы политики, тогда как управление - политично и основано на разнообразии конфликтующих интересов.68
Местное
самоуправление развивается на уровне, который является частью территориально-политической системы. Его можно рассматривать как одну из форм территориального (т.е. субнационального) управления. В понимании Р.Ф.Туровскогопонятия «местное самоуправление» и «самоуправление» - это синонимы. Речь идет о самоуправлении как выборной субнациональной власти, которая обладает автономией от общегосударственной власти и определенной компетенцией.69 А.В. Кружковвидит в местном самоуправлении «политически эффективный институт гражданского общества».70
64 Управление организацией. Энциклопедический словарь. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М., 2001. С.319.
65 Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Монография. – Екатеринбург, 1998. С.46; Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. С.15.
66 Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Муниципальное право. – 1998. – № 4. С.76; Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки)
// Государство и право. – 1995. - № 4. – С.110.
67 Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Полис. – 1998. - № 1. - С.58.
68 Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном
самоуправлении // Полис. – 1998. - № 1. – С.59.
69 Туровский Р.Ф. Местное самоуправление и: к организации эффективной власти // Общественные науки и современность. – 2005. - № 6. С.69,70.
70 Кружков А.В. Местное самоуправление в России: не сбывающийся проект // Полис. – 2004. - № 6. С.55.
Местноесамоуправлениекакдеятельностьнаселенияиоргановместногосамоуправления.Местное самоуправление, по мнению А.Е. Когута представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества и органов местного самоуправления по решению собственных и других стоящих перед ними задач с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.71
Н.В.Шумянковапод местным самоуправлением понимает специфический вид управления, т.е. особый вид деятельности, связанный с подчинением объекта управления целям и задачам субъекта управления. При этом он осуществляется на нижнем уровне территориального самоуправления – на уровне населенного пункта.72
Правда, при этом не ясно, кто осуществляет этот специфический вид деятельности
-
органы местного самоуправления или органы государственной власти?
В муниципальном праве ряд исследователей рассматривают термин «местное самоуправление» как деятельность или систему организации деятельности населения и органов местного самоуправления, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя
из интересов всех жителей данной территории.73
Местное самоуправление как форма самоорганизации населения. По мнению Е.М.Ковешникова, местное самоуправление – это одна из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне на уровне поселения или иной ограниченной территории для решения вопросов местного значения.74 Вышеизложенную позицию разделяют и другие исследователи. Н.Н.Митягинопределяет местное самоуправление как территориальную самоорганизацию граждан, предназначение которой состоит в решении вопросов местного значения. В ее основе лежит самостоятельность и независимость органов местного самоуправления, гласность и учет общественного мнения, законность, сочетание местных и государственных интересов.75
Н.В.Постовойпонимает местное самоуправление как естественную форму самоорганизации населения с целью непосредственного управления общественными и, прежде всего, производственными процессами.76
По мнению А.И. Солженицына, местное самоуправление - это низшее название народного самоуправления. При этом обращается внимание на взаимосвязь между такими понятиями как «земство» и «народное самоуправление», под которыми понимается
71 Когут Е. Система местного самоуправления: основы разработки и применения в городах России. – СПб: ИСЭП РАН, 1996. С.6.
72 Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. С.21, 40.
73 Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994. С.33; Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право. Учебник. – М.: "Новый юристъ", 1998. С.6; Энциклопедический юридический словарь / Под общей ред. В.Е.Крутских.-2-е изд. –
М.: ИНФРА-М, 1999. С.175.
74 Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С.50,54.
75 Митягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления. – М.: Издательство «Общество «Знание» Российской Федерации», 1992. С.4.
76 Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М.,1995. С.97.
«самоорганизация и самоуправление на этой земле».77 В понимании авторского коллектива под руководством И. Бабичева местное самоуправление - это территориальное самоуправление, опирающееся на территориальную общность людей.78
В.А. Лапин рассматривает местное самоуправление как объективное явление жизни общества и одну из форм его самоорганизации. Поэтому местное самоуправление в расширенном его толковании – это «одна из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне для самостоятельного (относительно независимо от государства) решения местных вопросов.79
Местноесамоуправлениекакорганизация.Она может быть двух видов - государственнойилинегосударственнойорганизацией.По мнению профессора В.Поповски(Македония), местное самоуправление – это зависимая производная от государства. Государство рассматривается автором как суверенная организация, а государственность – организация, функции которой относятся к respublica и гражданам как политическому (государственному) сообществу. Местноесамоуправление–этонегосударственная, соответственно не суверенная организация, чьи полномочия связаны с гражданским обществом, с интересами и потребностями граждан, выступающих