ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 608
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия
Группа № 1. Переговоры о создании совместного предприятия
Роль: директор российского комбината
Роль: заместитель директора по коммерческой части российского комбината
Роль: заместитель директора по производству и персоналу российского комбината
Группа № 2. Проведение делового совещания на тему
Тест 2. Моя тактика ведения переговоров
Тест 3. Умеете ли вы вести переговоры?
Роль: лидер группы № 1 (подготовка к выступлению в новом коллективе)
Роль: лидер группы № 2 (разработка плана работы на первый рабочий день)
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
С.В. КЕЛЕЙНИКОВА
МЕНЕДЖМЕНТ
Деловые игры
РекомендованоученымсоветомСаранскогокооперативногоинститутаРУК
вкачествеучебногопособия
САРАНСК
«ПРИНТ-ИЗДАТ» 2014
УДК 65.01(075.8) ББК У29
К34
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра экономики НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»;
доктор экономических наук, профессор С.П.Бурланков
К34
Келейникова, С.В.
Менеджмент. Деловые игры : [учеб. пособие] / С.В. Ке- лейникова ; Саран. кооп. ин-т РУК. – Саранск : Принт-Издат, 2014. – 68 с.
ISBN 978-5-905536-51-9
В пособии предлагаются деловые игры по курсу «Менеджмент»: об- щие рекомендации по проведению игр, раздаточный материал для участ- ников, словарь терминов, рекомендуемая литература и интернет-ресурсы.
Предназначено для студентов всех форм обучения направлений под- готовки 080200.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика». Может быть рекомендовано для аспирантов, преподавателей экономических вузов, участников Президентской программы по подготовке управленческих кад- ров для народного хозяйства, слушателей МВА, а также маркетологов, ме- неджеров, экономистов и всех, кто интересуется вопросами управления.
УДК 65.01(075.8) ББК У29
ISBN 978-5-905536-51-9 © Келейникова С.В., 2014
2
© Оформление. Саранский коопе- ративный институт РУК, 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебная дисциплина «Менеджмент» имеет практическую направленность и ставит целью подготовить специалистов к эффек- тивному управлению организациями (предприятиями), которые функционируют в условиях рынка. Достичь этого невозможно при использовании только традиционных методов обучения: требуется широкое применение активных форм, приближающих учебный процесс к организационно-производственным ситуациям. Особое место среди них отводится деловым играм.
Учебная деловая игра – это целенаправленно сконструирован- ная модель какого-либо реального процесса, имитирующая про- фессиональную деятельность и ориентированная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.
Деловаяиграпоменеджментуявляется активной формой обучения будущих менеджеров, которая с помощью моделирова- ния управленческих, экономических и психологических ситуаций позволяет приблизить игроков к реальным жизненным ситуациям и закрепляет их практические навыки. Благодаря ей развиваются профессиональное творческое мышление, умение выделить про- блему и решить ее в условиях значительно ограниченного време- ни. Она также позволяет сплотить коллектив и научить специали- стов работать в команде.
Отметим, что с учетом цели организаторов во время проведе- ния деловых игр достигается эффект многостороннего и концен- трированного обучения их участников.
Таким образом, деловая игра – это действенный механизм об- учения, конкурсного отбора и развития
персонала.
Все представленные в учебном пособии деловые игры направ- лены на совершенствование и развитие персонального управлен- ческого мастерства.
Д е л о в а я и г р а № 1
«БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ»
Цель игры – приобрести практические навыки оценки и анализа внешних изменений и принятия соответствующего решения с уче- том состояния организации.
Одним из характерных признаков преуспевающих компаний является непрерывное реагирование на любые изменения. Необхо- димость перемен особенно остро ощущают те, кому по долгу службы приходится руководить в постоянно меняющихся обстоя- тельствах. Чтобы не потерять контроль над переменами, нужно точно оценивать и использовать ресурсы и возможности, которы- ми располагает организация.
Перед руководителем постоянно встают вопросы, на которые нужно давать ответы:
-
Каким образом заблаговременно обнаружить внешние изме- нения, влияющие на условия работы организации? -
Как отреагировать на изменения с минимальными затратами и наибольшей эффективностью?
В настоящее время руководитель все чаще сталкивается с од- ной и той же дилеммой: планировать заблаговременно проведение в будущем реформ или ждать, когда к этому вынудят обстоятель- ства. Вопрос очень важный, так как реагировать на происходящие вокруг изменения недостаточно быстро или недостаточно эффек- тивно – равносильно тому, чтобы не реагировать совсем.
Для наибольшей эффективности принимаемых решений и мно- гостороннего их анализа руководители предпочитают обращаться к бизнес-консультантам. Последние дают аргументированные со- веты, помогающие предпринимать оптимальные действия.
В ходе деловой игры участники
решают следующие задачи:
-
анализируют состояние организации; -
оценивают варианты выхода из трудной ситуации и выбира- ют наиболее целесообразный из них.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
В начале игры участники делятся на четыре группы (в каждой по 2–4 чел.), три из которых представляют бизнес-консультантов различных фирм, четвертая – дирекцию крупной процветающей полиграфической фирмы. Группы формируются случайным обра- зом.
Затем участники рассаживаются на отведенные игровые места и получают раздаточный материал. Ведущие знакомят игроков с условиями игры: крупной процветающей полиграфической фирме необходимо наиболее эффективно вложить свободную сумму де- нег. У директора данной организации имеется три варианта вло- жения, проверить эффективность которых он поручает бизнес- консультантам. Директору в целях информирования консультан- тов необходимо рассказать о своей компании и о предложенных к рассмотрению проектах. В конце игры дирекция выберет один из вариантов.
Ознакомившись с условиями игры, каждая группа приступает к выполнению поставленных перед ней задач.
Далее каждая игровая команда, представляющая бизнес- консультантов, объявляет результаты внутригруппового обсужде- ния. При этом члены других команд могут задавать уточняющие вопросы. Группа, представляющая дирекцию фирмы, также задает уточняющие вопросы и, посовещавшись, объявляет свое аргумен- тированное решение о том, какой из вариантов вложения денеж- ных средств она считает наиболее целесообразным.
Составигровыхгрупп:
-
дирекция крупной полиграфической компании – 2–3 чел.; -
бизнес-консультанты – три группы по 3–4 чел.
Регламентигры:
-
формирование групп – 5 мин; -
ознакомление с раздаточным материалом – 5 мин; -
презентация дирекцией своей компании – 5 мин; -
работа внутри группы – 25 мин; -
обсуждение полученных результатов между группами – 30 мин; -
заключительное выступление дирекции – 10 мин; -
разбор игры – 10 мин; -
итого – 1 ч 30 мин.