ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 0
525
Вторая сторона исследовательско-творческой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые "плашки" с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы по применению знаний на практике.
Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.
4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Профессионализм учителя может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем же заключается сущность этих характеристик деятельности учителей?
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
526
Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Можно ска'-зать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство.
Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необхо-
527
димыми природными данными, хорошим голосом, слухом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определяющую роль в педагогической деятельности играют качества приобретенные. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. В чем заключается такая учеба?1:
Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не можег рабогать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.
Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
Учительница истории 10-й средней школы г.Гомеля К.Ф.Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в 5-8-х классах почги большинство учащихся его не усваивало непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие "творчество" ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных, материальных ценностей"2, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны,
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 179.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 687.
528
но чаще всего эта новизна связана не столько с продуцированием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда проявляют необходимую осмысленность при выполнении упражнений. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. "Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"1. Само же понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.
Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству.
• Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Определенное новаторство, например, проявил учитель Игорь Петрович Волков (г.Реутово Московской обл.),
1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 345. 529
который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов.
Сущность ее заключается в том, что учитель дает множество творческих заданий учащимся, которые включают работу с бумагой, картоном, различные изделия из дерева, металла, пластмассы, создание рисунков и картин, пробу своих сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.
Определенным новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф.Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.
Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему педагогов-новаторов не так и много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Определите узловые вопросы темы и устно составьте план ее со держания.
Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?
Что такое профессиональная пригодность учителя? Какие при родные и личностные качества определяют профессиональную пригод ность учителя к педагогической деятельности?
530
Перечислите основные виды педагогической деятельности учи теля и раскройте их сущность и значение.
Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, твор чества и новаторства в работе учителя. Приходилось ли вам учиться у учителей с такими качествами и в чем они проявлялись?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.
Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.
Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве// Педагогика. 1992. № 7-8.
Щербаков AM. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967.