Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

525

Вторая сторона исследовательско-творческой деятель­ности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретичес­ких знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые "плашки" с разграф­ленными клеточками, в которые учащиеся записыва­ют номера тех задач, которые они решают самостоя­тельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидакти­ческих и методических основ организации учебной работы по применению знаний на практике.

Такова сущность и система умений и навыков по каж­дому из рассмотренных видов деятельности учителя.

4. Ступени профессионального роста учителя: педа­гогическая умелость, мастерство, творчество и нова­торство. Профессионализм учителя может иметь различ­ные уровни. Есть просто умелый учитель, который про­водит обучение и воспитание на обычном профессиональ­ном уровне, и есть учитель, который проявляет педаго­гическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, про­являют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагоги­ческие открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем же заключается сущность этих характеристик деятель­ности учителей?

Под педагогической умелостью следует понимать та­кой уровень профессионализма учителя, который включа­ет в себя обстоятельное знание им своего учебного пред­мета, хорошее владение психолого-педагогической тео­рией и системой учебно-воспитательных умений и навы­ков, а также довольно развитые профессионально-лично­стные свойства и качества, что в своей совокупности по­зволяет достаточно квалифицированно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся.

526

Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечи­вается в педагогических учебных заведениях и продол­жает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, со­держание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Можно ска'-зать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами пси­хологии, педагогики и частных методик, которые изуча­ются в педагогических учебных заведениях и на педаго­гических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими норма­тивными курсами, что, естественно, отрицательно ска­зывается на их педагогической деятельности.


Следующей ступенью профессионального роста учи­теля является педагогическое мастерство.

Как качественная характеристика учебно-воспитатель­ной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени со­вершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и при­емов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффек­тивность учебно-воспитательного процесса.

Как видим, от обычной педагогической умелости мас­терство отличается тем, что оно является более совер­шенным его уровнем, высокой отточенностью использу­емых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необхо-

527

димыми природными данными, хорошим голосом, слу­хом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определя­ющую роль в педагогической деятельности играют ка­чества приобретенные. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. В чем за­ключается такая учеба?1:

Прежде всего в организации характера педагога, вос­питании его поведения, а затем в организации его специ­альных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не можег рабогать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Мастерство включает в себя также те педагогические усо­вершенствования, которые осуществляет учитель, делая не­обходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и дос­тигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.


Учительница истории 10-й средней школы г.Гомеля К.Ф.Зотова обратила внимание на то, что при устном из­ложении нового материала в 5-8-х классах почги боль­шинство учащихся его не усваивало непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на поме­щенные в нем вопросы. Применение этой методики ока­залось весьма полезным: учащиеся стали усваивать но­вый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педаго­гическое творчество. Понятие "творчество" ассоцииру­ется с созданием "новых по замыслу культурных, мате­риальных ценностей"2, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество так­же заключает в себе определенные элементы новизны,

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 179.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 687.

528

но чаще всего эта новизна связана не столько с продуци­рованием новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспита­тельной работы, их определенной модернизацией.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Примером подобного творчества является введение ли­пецкими учителями приемов комментированных упраж­нений по математике, языкам и другим предметам. То, что выполняя упражнение, школьник пользуется внут­ренней речью, проговаривая про себя каждое выполняе­мое действие, в педагогике было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда прояв­ляют необходимую осмысленность при выполнении уп­ражнений. Учитывая это, липецкие учителя начали ис­пользовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упраж­нения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены толь­ко определенные усовершенствования.


Высшим уровнем профессиональной деятельности учи­теля является педагогическое новаторство. "Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"1. Само же понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к пе­дагогическому новаторству.

• Оно органически включает в себя внесение и реализа­цию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Определенное новаторство, например, проявил учитель Игорь Петрович Волков (г.Реутово Московской обл.),

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 345. 529

который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов.

Сущность ее заключается в том, что учитель дает мно­жество творческих заданий учащимся, которые вклю­чают работу с бумагой, картоном, различные изделия из дерева, металла, пластмассы, создание рисунков и картин, пробу своих сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе зада­ние по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в ко­торой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склон­ностях и творческих задатках и осуществлять дальней­шую работу по их развитию. Эта методика действитель­но является новаторской.

Определенным новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучае­мого материала укрупненными блоками (В.Ф.Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему пе­дагогов-новаторов не так и много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески отно­сится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерыв­ном поиске, он будет не только добиваться успехов в обу­чении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессио­нальном росте.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Определите узловые вопросы темы и устно составьте план ее со­ держания.

  2. Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?

  3. Что такое профессиональная пригодность учителя? Какие при­ родные и личностные качества определяют профессиональную пригод­ ность учителя к педагогической деятельности?

530

  1. Перечислите основные виды педагогической деятельности учи­ теля и раскройте их сущность и значение.

  2. Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, твор­ чества и новаторства в работе учителя. Приходилось ли вам учиться у учителей с такими качествами и в чем они проявлялись?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.

Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.

Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятель­ность. М., 1997.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новатор­стве// Педагогика. 1992. № 7-8.

Щербаков AM. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967.