Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобных примеров, когда человек благодаря само­воспитанию и упорной работе над собой совершенство­вал и развивал свои лучшие личностные качества, мож­но привести множество. Вот почему имел основание один общественный деятель, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, есть продукт активной собственной работы над собой. А известный французс­кий философ Ж.П.Сартр даже утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

477

Все это говорит об исключительно большой роли са­мовоспитания в развитии и формировании личности и необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в пси­хологии и педагогике, в частности, такими учеными, как А.Г.Ковалев, Д.М.Гришин, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание?1

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям об­щества и личной программе развития.

Примерно такое же определение дает этому понятию и А.И.Кочетов2:

Самовоспитание — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с тре­бованиями общества, целями и интересами самого чело­века формируются запроектированные им силы и способ­ности.

В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими услови­ями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К.Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения3:

Мое собственное бытие есть общественная деятель­ность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.

Человек — и это уже раскрыто в 4-й главе о развитии личности — не может формироваться вне влияния обще­ственных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отно­шения и какую мораль он будет формировать. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые фор-

1 Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. С. 7.


2 Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971. 136.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590.

478

мируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологи­ческих, нравственных и эстетических требований об­щества к личности. Поэтому самовоспитание всегда но­сит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя пре­данность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и уни­жает положение и достоинство личности.

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе сти­мулирования учащихся к работе над собой. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься само­воспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмысле­нию своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Нам известен случай, когда ученик 6-го класса поста­вил перед собой цель — преодолеть неграмотность по рус­скому языку — и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школь­ной практике встречается немало.

Но все ли подростки и старшие школьники занима­ются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствовани­ем, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Нельзя не учитывать также того, что многие подрост­ки, а в некоторых случаях и старшие школьники пыта­ются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке смелости, они с риском для жизни пыта-

479

ются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это говорит о том, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься орга­низацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.


Большое значение имеет знание и умелое использова­ние всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержа­тельное и действенное общественное воспитание, форми­ровать гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огром­ное воспитательное значение имеет ознакомление уча­щихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь -каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, оп­ределить благородные цели жизни — значит создать важные стимулы для самовоспитания.

Притязания личности на признание своего достой­ного места в коллективе. Эти притязания нужно под­держивать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать вни­мание школьников на те недочеты в их характере и по­ведении, которые мешают им укреплять свое достоин­ство и которые нужно преодолевать в процессе самовос­питания. Одному следует посоветовать изжить некото­рую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и рез­костью, третьему — проявлять больше уважения к това­рищам и т.д.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревнователь­ности. Участие в общественно полезной и культурно-мас­совой работе создает множество ситуаций для этой состя­зательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают зани­маться самовоспитанием.

480

Положительные примеры, которые проявляют учи­теля и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец крис­тальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружко­вой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скром­ность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.


Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недо­статков в поведении и характере отдельных школьни­ков. Одна ученица писала в дневнике, что когда она слу­шала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту кри­тику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватало силы воли посидеть над трудной задачей по ма­тематике, и она торопилась обратиться за помощью. Со­брание послужило для нее серьезным уроком, хотя лич­но ее и не критиковали.

Психологические механизмы воздействия этих фак­торов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необхо­димым уровнем личностного развития и вызывают по­требность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого под­ростка и старшего школьника и, чтобы она не угасла, учителям и классным руководителям необходимо обра­щать специальное внимание на организацию самовоспи­тания. Что же необходимо делать в этом направлении?

3. Организация процесса самовоспитания и его важнейшие методы. В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить, определение тех черт и качеств, которые он стре­мится выработать у себя. Если подобная "мысленная про­грамма" формируется, она побуждает личность к прак­тическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно

481

поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И.Кочетов подчеркивал1:

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоян­ного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того мо­мента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Все это, естественно, требует тщательного обдумыва­ния, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не за­крепится прочно в сознании.


Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, что конк­ретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребле­ние бранных слов; не следовать бездумно тому, что делаешь, не осмыслив последствий предстоящих дей­ствий; преодолеть дурную привычку перебивать в разго­воре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта программы самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко оп­ределил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправле­ние от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздра­жительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием своего характера, К.Д.Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его самораз­вития2:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, вне­шнее.

1 Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. С. 46.

^Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.Н. С. 27.

482

  1. Прямота в словах и поступках.

  2. Обдуманность действия.

  3. Решительность.

  4. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

  1. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что получится.

  2. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

  3. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

  4. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По термино­логии П.К.Анохина, они выполняют функцию "акцеп­тора действия" (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них явля­ются: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) само­критика; г) мысленный перенос себя в положение друго­го человека (эмпатия)*; д) самопринуждение; е) самопри­каз; ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущ­ность каждого из этих методов?