ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 335
Скачиваний: 0
Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал свои лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один общественный деятель, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, есть продукт активной собственной работы над собой. А известный французский философ Ж.П.Сартр даже утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
477
Все это говорит об исключительно большой роли самовоспитания в развитии и формировании личности и необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике, в частности, такими учеными, как А.Г.Ковалев, Д.М.Гришин, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский и др.
Что же такое самовоспитание?1
Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Примерно такое же определение дает этому понятию и А.И.Кочетов2:
Самовоспитание — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности.
В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К.Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения3:
Мое собственное бытие есть общественная деятельность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.
Человек — и это уже раскрыто в 4-й главе о развитии личности — не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые фор-
1 Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. С. 7.
2 Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971. 136.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590.
478
мируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.
2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Нам известен случай, когда ученик 6-го класса поставил перед собой цель — преодолеть неграмотность по русскому языку — и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школьной практике встречается немало.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке смелости, они с риском для жизни пыта-
479
ются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это говорит о том, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.
Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.
Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь -каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни — значит создать важные стимулы для самовоспитания.
Притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания. Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему — проявлять больше уважения к товарищам и т.д.
Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
480
Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников. Одна ученица писала в дневнике, что когда она слушала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту критику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватало силы воли посидеть над трудной задачей по математике, и она торопилась обратиться за помощью. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее и не критиковали.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасла, учителям и классным руководителям необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания. Что же необходимо делать в этом направлении?
3. Организация процесса самовоспитания и его важнейшие методы. В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя. Если подобная "мысленная программа" формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно
481
поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И.Кочетов подчеркивал1:
Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.
Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.
Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, что конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не следовать бездумно тому, что делаешь, не осмыслив последствий предстоящих действий; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта программы самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".
Занимаясь самовоспитанием своего характера, К.Д.Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития2:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
1 Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. С. 46.
^Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.Н. С. 27.
482
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность действия.
Решительность.
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что получится.
Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала.
Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии П.К.Анохина, они выполняют функцию "акцептора действия" (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия)*; д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?