Файл: lektsii_org_pr_deyat_po_voprosam.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование как наука и как искусство.

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.

Проектирование единичных изделий

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства

Проектирование ансамбля в условиях современного производства.

Этапы проектной деятельности.

Традиционные методы проектирования.

Методы проектирования: эвристические методы.

Организация работы швейного преприятия.

Способы продвижения коллекции.

Персонал швейного предприятия.

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Карта профессий модного бизнеса.

Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.

Специфика профессиональной занятости в сфере моды.

Процесс творчества: этапы, основные характеристики.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Психологические основы моделирования одежды.

Средства выражения проекта модели.

Создание «планшета идей»

Разработка технических рисунков коллекции моделей

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»

Особенности проектной деятельности на современном этапе.

Источники и особенности творчества дизайнера.

В обращении к природе дизайнер черпает идеи гармоничного взаимодействия содержания (биологические функции организма); формы (способ существования организма); материала (из чего сложен организм). Графическое изучение формы, ее организации и пластиче­ской выразительности, а также цветовых и фактурных отношений рас­крывает эмоциональную выразительность биологических объектов.

Обращение к объектам материальной и духовной культуры требует еще большей культуры и эрудиции, т.к. они содержат элементы определенного мировоззрения своих создателей, эпохи, которое про­является не через одно какое-либо качество объекта, а во взаимодей­ствии свойств и качеств. Создание идеи коллекции предполагает про­ведение анализа предметов и явлений окружающего мира. Выделен­ные признаки анализируют и синтезируют в принципиально новой комбинации, создают образ или систему образов, в которых автор от­ражает реальную действительность в преображенном новом виде и содержании. Разработку идеи коллекции можно осуществлять в на­правлении поиска формы, фактуры, цвета, обладающих оригинально­стью и новизной.

Способы поиска новой формы:

-посредством ассоциативной связи формы с каким-либо творческим источником (формой природных материалов, архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюмов и т.д.);

-по аналогии с каким-либо творческим источником (историче­ским, народным, современным костюмом и т.д.);

-путем поиска принципиально нового решения.

Поиск фактуры и цвета проектируемой формы может осуще­ствляться в аналогичных направлениях, но при этом следует учиты­вать, что "одевание" формы в различные материалы принципиально меняет восприятие этой формы.

Одна и та же форма, выполненная из разных материалов, отли­чающихся по цвету, фактуре, пластике, сырьевому составу, вызывает различные ассоциации. Не случайно моделирование одежды называют "брачным союзом формы и материала", а в результате удачного брака рождаются совершенно новые, оригинальные образы.

Работу с источником творчества начинают с его изучения, вы­полняя графические зарисовки с последовательной трансформацией в новые образы, линии, формы костюма.

Креативное переосмысление творческого источника включает следующие действия:

- вычленение из образа творческого источника каких-либо свойств и качеств;

- соединение этих свойств в новых сочетаниях;


- усиление или ослабление свойств и качеств;

- выделение доминирующих свойств и качеств;

- перенос этих свойств или качеств на проектируемый объект творчества.

В каждом источнике творчества присутствуют присущие только ему признаки. Рассмотрим наиболее распространенные источники, которые используют в своем творчестве дизайнеры: материал, народ­ный костюм, исторический костюм, природные формы, архитектура, живопись, девиз коллекции моделей.

Материал

Многие дизайнеры на вопрос, где они черпают свое вдохновение, отвечают: «На международных салонах тканей. Там можно найти все - от пуговиц до новейших тканей, которые завтра лягут в основу кол­лекции».

Сегодня разработка новых волокон, нитей, тканей и орнаментов является важнейшим звеном индустрии моды. За год-полтора до нача­ла сезона производители одежды получают информацию об основных модных тенденциях на регулярно проводимых выставках пряжи и тканей. Крупнейшая выставка по продаже пряжи - Expofil(Париж) - проводится дважды в год за 15 месяцев до начала сезона - в июне (осенне-зимняя коллекция) и в декабре (весенне-летняя коллекция). Наиболее значимая выставка текстиля -PremiereVision- проводится ежегодно в марте и октябре в Париже. Другие значительные междуна­родные выставки - итальянскиеModaIn,PratoexspoиIdeacomo, не­мецкаяInterstoffFrankfurt, американскаяInternationalFashionFabricExhibition.

Используя материал в качестве источника творчества, дизайнер обращает внимание на пластичность, драпируемость, способность к формообразованию, орнамент, цвет, фактуру, символику, которые за­висят от волокнистого состава пряжи, структуры переплетения, отдел­ки, фактурных эффектов, художественного оформления.

Пластичность, драпируемостъ, способность материала к формообразованию, складкообразованию являются наиболее значимыми особенностями материала, активно влияющими на выбор композиционного строя, конструктивно-технологического решения проектируемой модели. Наиболее эффективным способом их исполь­зования является метод наколки.

Существует старинный французский вариант названия этого ме­тода - «метод драпировок», т.е. способ украшения костюма на завер­шающем этапе его изготовления, и более современный - «муляжный метод моделирования», который напоминает скульптурную лепку. Но и в том и в другом случае дизайнер создает будущую форму костюма на фигуре человека или манекене.


Гениальная идея создания костюма на фигуре человека родилась давно - греки и римляне, называя костюм «эхом человеческого тела», одевались в струящиеся ткани, формируя каждый раз новые варианты складок, драпировок, пропорциональных членений.

Западноевропейская мода отказалась от античных драпировок, и метод наколки был забыт на долгие времена. Начало возрождения ме­тода наколки в европейской моде положено Чарльзом Фредериком Бортом благодаря его нововведению - использованию живых мане­кенщиц для проверки правильности посадки модели и для создания самих платьев путем «лепки» формы из ткани (рис.30,а). Так, в 1870-е гг. возникла мода на платья с драпированным тюником, форма кото­рых была скрыта за драпированными отделками и воланами.

Следующий шаг в развитии метода наколки сделал Поль Пуаре, который был непревзойденным мастером создания своих моделей пу­тем «набрасывания ткани на клиентку» (рис.31). Он творил, словно скульптор, в по­рыве творческого вдохновения ча­сами «мучая» на примерках не только своих манекенщиц, но и за­казчиц. Можно сказать, что Поль Пуаре методом наколки создал модный образ начала 20 века (1900-1910 -е гг.), выраженный в виде платьев упрощенных конструкций, пальто-халатов и пальто необычно­го силуэта «а ля древесный клоп».

Гениальным мастером наколки была Мадлен Вионне, автор кроя по косой. Свои открытия в виде новых форм костюма она делала пу­тем накалывания небольших кусков ткани на деревянной кукле, уста­новленной на вращающейся подставке. Мадлен Вионне практически никогда не использовала в своей работе макетные ткани, выявляя в каждой модели особенности конкретного материала. Она предпочита­ла пластичные, прекрасно драпирующиеся шелковые ткани и, прежде всего, новый материал - крепдешин (рис.30,6).

Мадлен Вионне по праву называют «модельером для модельеров» и создателем моды 1920-1930-х гг. Это период расцвета муляжного метода, ставшего одной из традиций «от кутюр» благодаря его преимуществам - возможности создания сложных форм, виртуозному использованию кроя по косой, идеальной посадке на фигуре, созданию формы с учетом понимания пластических особенностей материалов.

В России большим мастером наколки была Надежда Ламанова. Она не умела рисовать, а «только» виртуозно накалывала ткань на фигуре, добиваясь гармонично выверенных пропорций, выразительных форм и яркой образности (рис.30,в). «Дарование художницы было родственно таланту скульптора: она умела заранее предугадать осо­бенности той или иной формы одежды на конкретном человеке. Ламанова сама не шила: она всегда делала наколку ткани, намечая основы кроя и декора. Она считала, что главным в работе художника по кос­тюму должно быть именно создание формы костюма, неотделимой от особенностей фигуры и индивидуальности» [12].


В своих записках Надежда Ламанова писала: «Должна пояснить, что я лично создаю модели и образцы женской одежды, их накалываю и оформляю, но не провожу саму техническую сторону работы! Я не могу производить эту работу, как и архитектор не может сам строить дом, как кузнец не может работать без молотобойца» [12]. В 1920-е гг. ее клиентами были звезды советского театра и кино Лиля Брик, Алек­сандра Хохлова и другие.

Виртуозно владеют методом наколки при создании своих непо­вторимых шедевров современные стилисты Эммануэль Унгаро, Вивь­ен Вествуд, Джанфранко Ферре, Тьерри Мюглер, Жан-Поль Готье, Валентин Юдашкин и другие.

Наколка - это творческий диалог дизайнера и материала, в ре­зультате которого рождается новый образ, форма, фактура. Диапазон новых решений в этом случае очень большой - от простых, лаконич­ных скульптурных форм до ярких живописных, вырывающихся в про­странство и их сочетаний. Композиционные акценты при этом пред­ставляют собой формообразующие фрагменты, где напряженность формы чередуется с паузами в виде гладких площадей или контраст­ных по цвету и фактуре материалов.


Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Начало любого бизнеса — маркетинговое исследо­вание рынка. Нет смысла производить то, что вы не сможете в дальнейшем успешно продать. Конечно, Пако Рабанн изготавливал свои «марсианские пла­тья» из металла и пластика, за что и получил свое звание «авангардного дизайнера», но подобное твор­чество скорее имеет прямое отношение не к бизнесу, а к искусству современному, т. е. предназначенному для узкого круга ценителей этого жанра. Однако тот же Пако Рабанн для своих коллекций «прет-а-порте» создавал более практичные модели из традиционных материалов, которые неплохо раскупались.

Рассмотрим процесс создания коллекции, ориенти­рованной прежде всего на успешные продажи.

Основная задача маркетинговой службы на стадии создания коллекции — разработка рекомендаций для модельеров. Основными вопросами, на которые необходимо ответить на этой стадии работы, будут следу­ющие:

1. Кому предназначена ваша коллекция?

Необходимо получить точную характеристику же­лаемого потребителя по следующим категориям: воз­раст, пол, социальное положение, стиль, финансовые возможности, даже его место жительства.

Например, в настоящее время в джинсовой моде потребитель, проживающий в мегаполисах типа Мо­сквы и Санкт-Петербурга, почти полностью отказал­ся от моделей классических джинсов, предпочитая сложные дизайнерские решения, в то время как в провинции подобные усложненные модели джинсов практически не пользуются спросом. В провинци­альных российских городах наиболее востребована жесткая классика, а одним из популярнейших цве­тов джинсов в провинции остается черный, который у большинства производителей ведущих джинсовых торговых марок (LeeCooper,Lee,Wrangler,Westland,Levi's) зачастую уже исключен из ассортимента как морально устаревший.

Одежда может различаться по:

1) размерам -(для стройных и полных);

2) назначению (спортивная, деловая, вечерние пла­тья);

3) возрастам (взрослые модели, подростковые, дет­ские);

4) стилям жизни (консервативный стиль, традици­онный, модный).

Например: ваша коллекция ориентирована на жен­щину 30-35 лет, специалиста с доходами 500-800 дол. в месяц, ведущую активный образ жизни, предпочита­ющую классический стиль одежды и готовую тратить на нее около 30% своих доходов. В этом случае основой вашей коллекции должны стать строгие классические модели офисных костюмов, блузок и юбок. Дополни­тельно к ним могут быть представлены вечерние мо­дели классического стиля, а также одежда для заня­тий фитнесом и соответствующие им модели обуви и аксессуаров.