ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.05.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие религии в европейской традиции опирается на иудейско-христианскую традицию и обозначает связь человека с Богом и переживание этой связи.

Одна из проблем философии религии относится к сфере компетенции Бога, его могуществу и его свойствам. Дискуссии в истории философии возникали и по поводу взаимоотношения божественной благодати со стандартами справедливости и существованием в сотворѐнном мире зла. Другой вопрос: являются ли критерии истинности результатом произвольного решения Бога, или существуют некоторые всеобщие критерии истинности, которые признаѐт и которым подчиняется даже Божество? При ответе возникают ограничительная и волюнтаристская теории. Традиционное теистическое понимание Бога (как абсолютного начала и Создателя всего) всѐ чаще ставится под сомнение или отрицается в религиоведческой и философской мысли. Ведутся дискуссии о религиозной и нравственно-этической природе буддизма. Яблоком раздора остаѐтся утверждение об отсутствии в буддизме учения о Боге. Большинство течений буддизма предлагает мировоззрение и духовный путь, при поверхностном восприятии не зависящие от веры в Бога.

Неотомизм – основное учение современной католической церкви. Основанием его можно с полным правом считать философию Фомы Аквинского, выдвинувшего пять рациональных доказательств существования Бога. В 70-х гг. девятнадцатого века первый Ватиканский собор в послании папы Льва Тринадцатого провозгласил учение Фомы Аквинского единственно истинным философским учением. Современный неотомизм представлен учениями папы Иоанна Павла Второго, французского и польско-швейцарского религиозных философов Жака Маритена (1882-1973; «Искусство и схоластика», «Моральная философия», «О милосердии и гуманности Иисуса», «О церкви Христовой») и Юзефа Бохеньского (1902-1995; «Советско-русский материализм», «Диамат», «Формальная логика», «Методы современного мышления»). У католической церкви есть исследовательские центры, издательства, свои периодические издания в Америке и Европе.

Основные сферы философских размышлений неотомистов касаются: требования гармонии веры и разума как двух способов познания Бога; в качестве высшего акта веры обозначается откровение; признаѐтся, что есть три способа познания истины (научный, религиозный и теологический) и два 50

(рационалистический и иррационалистический) вида знания; провозглашается различение бытия Бога и бытия существующего; материя понимается как пассивное начало, которое обретает определѐнность благодаря нематериальному и духовному; в качестве истинной реальности объявляется Бог как идеальная сущность; утверждается, что весь спектр возможных вещей есть в уме Бога; человек понимается как бессмертная душа, одухотворяющая человеческое существование; всѐ сотворѐнное Богом предстаѐт как иерархия бытия: минералы, растения, животные, человек.


В философских учениях католицизма развѐрнут процесс «теологического переваривания» фактически всех проявлений коллективного и индивидуального бытия в его духовных и материальных формах. В ней происходит анализ явлений, основанный на достижениях существующих научных дисциплин. Как следствие данного обстоятельства ряд исследователей (в частности, И.Кантеров) отмечает ослабление теоцентрического основания теологии. Выражая обеспокоенность разрушением основания веры, будущий папа Иоанн Двадцать третий осуждал нарушение шкалы ценностей и переоценку вещей мира, обесценивание сверхъестественных реальностей. На Втором Ватиканском соборе признавалась слабая восприимчивость представлений о Всевышнем, далѐком от потребностей времени. Но разве суета должна быть близкой верующим? Сторонники обновленческого крыла католической философии ратовали за включение в документы Собора понимания Откровения как дара того Бога, который непосредственно обращается к нам. В то же время раздавались предостережения против поощрения распространѐнных представлений о том, что суть религии выражается в филантропии, что еѐ основное предназначение – повышение земного благополучия людей. Отмечалась неэффективность традиционной символики, приучившей поколения верующих воспринимать Бога как запредельную сущность.

Дискуссии о новом облике Бога нашли отражение в основном документе верующих католиков – пастырской конституции «О церкви в современном мире». В ней отмечено, что возросшая критическая способность очищает религиозную жизнь от магической концепции мира и от суеверий. Более явно модификация традиционных представлений, как считает И.Кантеров, видна в гуманизации образа Христа. Социологические исследования свидетельствуют о размывании представлений о трансцендентном. Видный теолог двадцатого столетия, Пауль Тиллих (1886-1965; «Мужество быть», «Динамика веры», «Теология культуры») не сомневался в том, что представление о Боге-личности исчерпало себя и должно быть заменено понятием, созвучным духу времени.

Вопросы:

1. Какие характеристики современной западной философии можно считать основными?

2. Каковы основные идеи аналитической философии? Какие проблемы знания и языка решаются в философских учениях?

3. Как выглядят в разных учениях проблемы человека в современной философии (в позитивизме, прагматизме, экзистенциализме, персонализме)?

4. Какие изменения характерны для содержания религиозной философии сегодня?



Тема 7. Русская философия

Формирование и основные этапы развития русской философии. Известно, что дохристианские тексты на Руси уничтожались. Тем не менее, сохранившееся литературное наследие характеризуется пантеизмом, тотемизмом и мифологичностью. Эти тексты принято называть протофилософскими, т.е. предшествующими философии.

Собственно философская и идеологическая проблематика в текстах возникает в одиннадцатом веке и связана с принятием христианства. Через Византию на Русь попадали тексты европейских авторов, сначала идеи античных мыслителей, затем немецких философов. Но считается, что их идеи не оказали большого влияния на русскую философскую мысль. Отличие русской философии от других состоит в том, что она существовала как многосторонняя система взглядов на природу, общество и человека в политической, художественной, религиозной и этической литературе, касалась не просто философских проблем, а рассматривала их через нравственно-религиозные и социально-политические проблемы. Кроме обобщѐнно-мировоззренческого характера, особенностями досоветской философии можно считать: еѐ нравственно-религиозный характер; рассмотрение нравственного идеала как единства слова и дела (как идеал практической деятельности); развитие философии как идеи христианского мессианства на основе идей Соборности и Богочеловечества; разработку проблемы бытия как проблемы Всеединства; связь философии «со всей духовной составляющей человека» и другие. 51

Первый период философии по времени охватывает одиннадцатый-семнадцатый века и обозначается разными названиями: «древнерусская философия», «допетровский период», «средневековая философия». Каждое из перечисленных названий имеет право на употребление. Если говорить в общем, в это время философская мысль не самостоятельна, она включена в религиозное мировоззрение в рамках византийско-православного богословия; первые тексты это комментарии к трудам византийских авторов. Центрами мысли в этот период, как известно, были монастыри. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских текстах Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Сильвестра, Климента Смолятича, Нила Саровского, Филофея истолковывались идеи Священного Писания, затрагивались вопросы добродетели, объяснялись догматы христианства, в них ощущаются попытки соединить язычество и единобожие, рассматриваются во взаимной связи проблемы государства, власти и природы, вопросы верховенства и подчинѐнности или равенства княжеской и церковной власти; добро и зло, борьба Бога и сатаны; этические нормы и поведение мирян.


Основных текстов этого периода два. В «Слове о Законе и Благодати» монаха Илариона (1051) сопоставляется Ветхий и Новый Завет и они разъясняются, соответственно, как рабство (Ветхий Завет «дан» несвободному народу для строгого следования его положениям, в качестве «закона») и свобода (учение адресовано свободным людям для их свободного принятия и исполнения как «благодать»). В «Послании к Великому князю Василию» монах Филофей (XVI век) выдвигает идею «Москва – третий Рим» и выражает своѐ понимание необходимости сохранения и поддержания православия светской властью. По мнению Филофея, 1) Москва унаследовала от Рима («Первый Рим») и Константинополя («Второй Рим») государственные традиции, в которых отношения строятся не на силе, а культуре и религии; 2) в отличие от других ветвей христианства, дискредитировавших себя принятием Флорентийской унии, она остаѐтся единственным центром истинного христианства; 3) Москва должна и может быть продолжательницей истинного христианства и центром для будущего объединения народов и государств.

Последующая русская философия разграничивается, может быть не очень чѐтко, тем не менее, в ней можно обозначить две пересекающиеся линии периодизации: а) по содержанию, выделены такие вехи как допетровский и послепетровский периоды, религиозная философия, философия русского космизма (в которой есть и светское и религиозное направление) и советская марксистско-ленинская философия; б) по времени существования: философскую мысль восемнадцатого века; философию девятнадцатого века; философию двадцатого века (в ней можно говорить отдельно о философии досоветского, советского и постсоветского периода, а также русского зарубежья).

Русская философия восемнадцатого века. Второй период русской философии – просветительский. В результате сложения содержания петровских реформ, процессов европеизации и «идеала святой Руси» в общественном сознании возникли концепция сильного светского государства и возможность выхода за рамки религиозной идеологии. Несомненным показателем уровня общественного сознания можно считать факт основания в 1755 г. Московского университета, где философию читали на русском языке. В петровское время в разных сферах появляются проводники западных философских идей: Феофан Прокопович – в богословии; Василий Татищев – в истории; Михаил Ломоносов – в науке, литературе и образовании.

Во времена правления Екатерины Второй свободомыслие уживалось с религиозными взглядами, республиканские идеи с крепостничеством; сама императрица переписывалась с Вольтером, а Дидро некоторое время проживал в Петербурге. Целая плеяда талантливых людей выступала за развитие наук, расширение свобод, защищая при этом дворянские привилегии.