ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Иллюстрация этого положения взята из урока русского языка в 1 классе. На этом уроке детям предстоит открыть два способа обозначения звука [ j'] на письме: с помощью буквы Й и с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. Урок начинается со звуко-буквенного анализа слова МАЙ. Работающий у доски Кирилл предельно четко объясняет каждое свое действие:
Кирилл: Гласный звук [ А ] я обозначу буквой А, потому что он стоит после твердого согласного [ М ]. Звук [ М ] я обозначу буквой эМ, потому что эта буква может обозначать и твердый, и мягкий согласный. Звук [ j'] я обозначу буквой Й, потому что для него существует только одна буква.
Запись на доске:
М а й
Учитель: Я вижу, что все с Кириллом согласны (дети показывают плюсы). Мне тоже очень понравилось, как Кирилл рассуждал. Я рада, что ты знаешь букву Й и догадался о ее работе: обозначать звук [ j']. Особенно меня заинтересовала одна твоя мысль. Я ее даже запишу. Может быть, ты сделал открытие, но его надо проверить.
Пишет на доске: Для [ j'] существует только одна буква — Й.
Учитель: Кирилл, ты готов подписаться под этой интересной идеей?
Кирилл: Да. (Пишет свое имя.)На доске в рамочке зафиксирована исходная гипотеза:Для [j’] существует только одна буква – Й
Кирилл |
Учитель: Дима, я вижу, что ты рисуешь в воздухе знак вопроса. Что ты хочешь этим сказать?
Дима: Может быть, Кирилл прав, а может, нет.
Юра: Надо проверить.
Учитель: (ставит знак вопроса около гипотезы Кирилла.) Отлично, давайте проверять предположение Кирилла. Разберем слово ЮЛЯ. Мне очень нравится идея Кирилла, и я ею воспользуюсь. Слово ЮЛЯ начинается со звука [ j']. Он согласный, сонорный, мягкий непарный. Для звука [ j'], как здесь записано, существует только одна буква Й. Пишу ее. Следующий звук [У] обозначу буквой У, потому что после согласных, непарных по мягкости/твердости, буква Ю не пишется (как в орфограммах ЧУ-ЩУ)... И т.д.
Итогом такого «образцового» рассуждения, выполненного в строгой логике гипотезы Кирилла. становится запись:
Й у л я
В классе рев протеста, постепенно из отдельных возмущенных реплик детей складывается рассуждение, в результате которого делается вывод: если звук [ j'] стоит перед гласным, то для обозначения этого звука и следующей за ним гласной используются буквы Е, Ё, Ю, Я. А если звук [ j'] стоит не перед гласным (на конце слова или перед согласным), то тогда он обозначается буквой Й.
Учитель: Кирилл, в начале урока ты высказал чрезвычайно интересное предположение. Спасибо тебе, оно помогло нам сделать очень важное открытие. Вернемся к твоему исходному предположению. Сейчас ты сам с собой согласишься?
Кирилл смущенно качает головой и опускает глаза. По его понурой позе видно, что он переживает не самую счастливую минуту.
Учитель: Кирилл, не отказывайся слишком быстро от собственных талантливых догадок! В науке часто бывают такие ситуации:
кто-то первым высказал интересную мысль, а все остальные стали ее проверять и нашли много нового. Но все они за свои находки благодарны первопроходцу! Твоя мысль подтвердилась, но ЧАСТИЧНО. Давай исправим в ней лишь то, что не подтвердилось.
В исходной записи гипотезы стирается два слова «только одна». На доске остается:
Для [j'] существует буква - Й. |
|
|
Кирилл |
Кирилл:
Нужно еще кое-что написать (пишет — не
без помощи учителя — и уходит с урока
героем дня, что для этого блистательного,
но чрезвычайно тревожного мальчика,
озабоченного своим статусом в классе,
очень полезно).
В данном случае учителю было важно письменно зафиксировать исходную догадку, потому что сам автор и его одноклассники уже через 10 минут просто не заметили бы, как обогатилась и развилась мысль, с которой в начале урока они все согласились. Отталкиваясь от исходной, частичной гипотезы, класс пришел к важному лингвистическому выводу. Но еще одно не менее важное знание было получено одновременно: высказывать догадки чрезвычайно почетно, даже если потом окажется, что они не совсем верны.
Переживание собственного авторства значимо не только для «сильных», ориентированных на познание детей. Однажды Миша — мальчик чрезвычайно редко высказывавший что-либо толковое и вообще почти не участвовавший в общей работе, не только помог всему классу осмыслить новые понятия, но и сам впервые заинтересовался происходящим на уроке именно за счет того, что учительница зафиксировала его авторство. Первоклассникам было предложено задание, содержащее ловушку.
СЛ-НЫ, ГРИ-КИ, СТЁКЛ-
Надо было найти проверку к словам и заполнить пропуски слабых позиций. Но первые два пропуска были в основе, где известная детям проверка допустима, а последний пропуск был в окончании. Почему орфограмму в окончании нельзя проверять так же, как орфограмму в основе, дети еще не знали, так как сами понятия «основа» и «окончание» еще не были введены. Предложенное задание и должно было привести к постановке вопроса о том, какие орфограммы можно, а какие нельзя проверять с помощью изменений того же самого слова по числу. Для ответа на этот вопрос и предстояло ввести понятия «основа» и «окончание».
Дети легко нашли первые две проверки и чисто интуитивно заявили, что последнее слово проверить нельзя. Но доказать пока не могли. А Миша предложил слово СТЁКЛ- проверить словом СТЕКЛО. Некоторые ученики возражали, но лишь на том основании, что «... пишется А: я точно помню». Учительница поддержала Мишу, убеждая класс, что он действовал совершенно верно: изменил слово по числу и нашел проверку. Мишино предложение было записано на доске вместе с именем автора:
СТЁКЛ СТЕКЛО (Миша Б.)
Этим и закончился урок. На следующий день Миша заболел, и класс без него, но отталкиваясь от вчерашней записи его мнения, разобрался в этом софизме. Были введены понятия «основа» и «окончание» и доказано, что с помощью изменения слова по числу можно проверять лишь орфограммы в основе. Миша вернулся в школу через два дня (напомним, что он слыл учеником, мягко говоря, невнимательным и во время урока обнаруживавшим интерес скорее к содержанию пакета с завтраком, чем к содержанию занятий). Первое, с чем Миша подошел к учителю, был вопрос: «А можно так проверять, как я предложил?»
Заинтересованное и уважительное отношение к детской ненормативной точке зрения, лежащей в основе многих «ошибок», выработалось в нашей системе обучения не только и не столько благодаря общегуманистическим убеждениям. За нашим доброжелательным отношением к ошибке стоит и прямая педагогическая прагматика: учителю легче поставить задачу, обнажить понятийное противоречие, если в классе будут высказаны разные точки зрения. Драматизм урока оказывается смазанным, если «ошибочную», ненормативную точку зрения приходится высказывать учителю, чтобы вызвать детей на спор. Спор получается гораздо более живым и эмоциональным, когда не учитель, а кто-нибудь из детей сам высказывает такую «ошибочную» мысль, обнаруживая свое наивное, натуральное понимание числа, слова и пр. учебных материй. Но ведь к концу обсуждения автор этой «ошибки» (которую, кстати, учитель сначала встречает радостно и горячо поддерживает) терпит поражение. Хорошо, если этот ребенок принадлежит к той редчайшей породе искателей истины, которым ценен сам поиск, а личные победы и авторство мало волнуют. Но ведь большинство людей не таковы. Как избежать эмоциональных травм для тех детей, которые во время дискуссии рискнули обнародовать свою мысль, но были отвергнуты, хотя объективно их «ошибки» чрезвычайно помогли общему успеху? Наверняка бывали случаи, когда такой опыт у ребенка накапливался, и ученик в начале 1 класса рвавшийся пробовать, дерзавший мыслить в самых рискованных ситуациях новой задачи, позднее перестает «подставляться» и развертывает активность лишь на втором этапе решения учебной задачи, когда принципиальный ответ уже найден и санкционирован учителем.
Один из вариантов выхода из этой драматической ситуации — цепочка диалога, которую учитель фиксирует на доске в трудные и прорывные моменты урока. Например, Света (С.) высказала первую, еще совсем нечеткую мысль, Боря (Б.) ей ответил, дополнив и развив ее идею, Игорь (И.) возразил Боре, сформулировав ту самую «ошибочную» позицию, которая так полезна для прояснения всех остальных точек зрения, Аня (А.) возразила Боре, Коля (К.) увел разговор в сторону, и учителю пришлось вернуть всех к обсуждаемому вопросу, еще несколько учеников высказались, уточняя формулировки, и, наконец, Настя (Н.) сформулировала решения ясно, четко и полно. Обычно вкус интеллектуальной победы наиболее полно ощущает именно Настя. Если учителю удастся зафиксировать ход диалога, то будет наглядно видно, что Настя — это та самая мышка, которая вытянула репку. А Света, Боря и Игорь — наивные и старательные мыслители, на заблуждениях которых весь класс выучился — не окажутся ни забытыми, ни посрамленными: они — первопроходцы в трудном совместном поиске истины.
Этот прием, как и все остальные, — не единственное и небезупречное решение проблемы об оценке «ошибочных» ответов, без которых подлинно многоголосая дискуссия не получается. Ведь в цепочке высказываний, зафиксированных на доске, не отражены внимательные глаза Марины — самой доброй слушательницы, дающей поддержку каждому говорящему, или благожелательные улыбки и кивки Аленки, которая редко поднимает руку, но радуется и сочувствует всем, кто рискнул высказаться публично, или страстные Ленины выкрики «Молодец, Тимоша, правильно!»
Мы вообще не касались вопроса о том, как на становление самооценки ребенка влияет взаимооценка, к которой мы постоянно побуждаем учеников. Что делать с детьми, которые в устной или письменной взаимооценке обнаруживают «дурноты» характера? Например, знак «минус» показывается из желания быть несогласным, а не из-за того, что у мальчика есть собственное мнение (если спросить, что ты хочешь возразить Лене, то оказывается, что хочется просто повозражать). Или начинается придирание «А вот у него помарка». Оценка — это инструмент власти, а желание самоутвердиться за чужой счет, принизив другого, не чуждо некоторым людям в любом возрасте, в том числе и в младшем школьном. Как проявляется взаимооценивание по принципу «ты дурак, а я умный»? И что с ним делать учителю?
Что делать, чтобы дети с повышенной потребностью в оценке не уходили с урока с выводом: «Сегодня зря думал, меня не спросили», «Ходить в школу не хочу, меня не вызывают к доске»... Что делать, чтобы те, кто любит красоваться перед классом и привык к общеклассному лидерству и оценке, не разваливали групповую работу, перетягивая одеяло на себя?
Нужна ли оценка как классическая мера наказания? Что делать с бездельниками?
Существует множество нерешенных проблем, связанных с оценкой всех проявлений детского творчества в ситуации поиска новых способов решения задач. Большая их часть связана с проблемой справедливости оценок. Например, если во время общеклассной дискуссии учитель дает ребенку чистую карточку и просит записать счастливую мысль, только что высказанную, то другой ребенок может потребовать, чтобы его мысль тоже была записана. Но мы же не хотим, чтобы дети выстраивались в очередь за карточками, которые будут вклеены в тетрадь «НАШИ ДОГАДКИ, ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ». Но кто судит о ценности высказанной мысли, только ли учитель? Каковы критерии «ценности» детского высказывания, только ли его полезность для постановки будущих учебных задач? Вероятно, в тетрадь Открытий стоит заносить не только оригинальные «мысли на вырост», но и некоторые решения «типовых» задач, когда уже известный способ применяется в сверхсложной ситуации, вызвавшей затруднение у всего класса.
Другая группа проблем связаны с особенностью труда учителя. Как учителю, находящемуся в собственном порыве творчества, необходимого для свободного ведения дискуссии, удерживать позицию наблюдателя, оценивающего, стоит ли заносить то ли иное высказывание ребенка в тетрадь Открытий (вечная проблема несовместимости рефлексии и спонтанности в труде учителя)?