ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 567
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Таким образом, «божественность богов» состоит, согласно этому космогоническому мифу, в том, что они выступают в качестве жизненных сил – пран и тем самым символизируют собой высший принцип жизнедеятельности.
Праны возникли из мысли (ибо они были порождены в результате размышления Праджапати). В брахмане говорится:
«Поистине эти праны возникли из мысли, связаны с мыслью, быстры в решениях. Поистине вначале это как бы не было ни не-сущим, ни сущим. Это было лишь мыслью... то, что обычно во время обряда жертвоприношения, при обряде жертвоприношения, было совершено одной лишь мыслью в них, состоящих из мысли, сложено мыслью... эта мысль создала речь.
Она речь, будучи созданной, пожелала стать явной. Более ясно выраженной, с более четким обликом. Она искала Атмана (индивидуального выражения всеобщего первоначала-Брахмана)... эта речь породила дыхание (здесь в смысле «жизненное дыхание-жизнь»)... это дыхание создало зрение... Это зрение создало слух. . . Этот слух создал действие... Это действие создало огонь (здесь как символ всеобщей жизненной силы - Г. П. )... То, что обычно совершается во время жертвоприношения, было совершено одним огнем... возле них (жертвенных огней - Г. П.) поют, возле них воздают хвалу... Они же эти огни разводятся знанием. Оно знание (имеется в виду знание трех вед - Г.П.), будучи созданным, пожелало стать явным. Оно искало Атман. Оно предалось топасу. Оно обрело четкий облик (в ритуале - Г.П.). То, что обычно совершается во время обряда жертвоприношения было совершено одним лишь знанием... в виде жертвоприношения, состоящего из знания... Сообразно с этим эти существа (т. е. принадлежащие к «этому» земному миру - Г. П.) познаются обычно с помощью знания»
Шатападха бр-на Х. 5. 3
Приведенный вариант космогонического мифа со всей очевидностью свидетельствует о принципиально новом подходе к осмыслению архетипической структуры древнего мифа творения, к переводу его рефлексии на психологический уровень. Хотя традиционно происхождение мира и богов в брахманской версии космогонического мифа остается связанным с ритуалом, описывается оно не в терминах традиционного ритуала жертвоприношения, а в терминах психологических, имеющих отношение к процессам жизни и познания, таких, как пранас (органы чувств) и праны (жизненные силы), под которыми понимаются: дыхание (прана), речь (вяч) и мысль (манас). Таким образом, истинное представление о том, как возник мир, каким образом появились боги, оказывается можно получить, только благодаря знанию жизни, а не знанию текстов вед и правил ритуала жертвоприношения.. В тексте брахманы отчетливо видно, как пробуждается интерес к той роли, которую играют в организации жизни вообще и человеческой жизни, в частности, временные процессы, что было связано с утверждением земледелия в качестве ведущей технологии и переходом от первобытно-общинных форм жизни к цивилизации, от предыстории к истории человечества. Стремление создателей брахман придать архаическому сюжету мифа творения временные измерения, аналогичные тем, которые характеризуют те или иные состояния человеческой жизни (год, век, детство, зрелость), свидетельствуют об утверждении в сознании ведийцев представлений о человеке, как о микрокосмосе.
Еще более отчетливое выражение этот новый взгляд на человека получил в текстах Араньяк, которые занимают в ведической традиции промежуточное место между брахманами и упанишадами. В одной из наиболее авторитетных «Айтарейе араньяке» человек характеризуется, как «совершенное деяние». Его величие состоит в том, что он наделен разумом и беспредельной способностью совершенствования и самочищения:
«Этот человек-море, он возвышается над всеми мирами. Чего бы он ни достиг, он стремится стать выше их. Если он достигает мира воздушного пространства, он стремится стать выше его. Если бы он стремился достичь «того мира», он пожелал бы стать выше его. Из пяти частей состоит этот человек. Его тепло-свет. Отверстия пространство. Кровь, слизь и семя-вода. Тело-земля. Дыхание-воздух. Эти божества - зрение, слух, мысль и речь - составляют прану и апану, ибо они выходят наружу с дыханием. Он сочетание речи и дыхания, которое суть - жертвоприношение. Жертвоприношение состоит из пяти частей. Это агнихотра, приношение животных, приношение Соме, приношение Соме - наисовершеннейшее из жертвоприношений».
Айтарейя араньяка II.( 1. 3, 3. 3. )
Эволюция ведического мифа творения завершается в космогонии упанишад. Вот как выглядит процесс сотворения мира в древнейшей Брихадараньяке упанишаде:
«1. Вначале здесь не было ничего. Все это было окутано смертью или голодом, ибо голод - это смерть. Он, зовущийся смертью, пожелал: «Пусть я буду воплощенным» и сотворил разум, Он, двинулся, славословя, и от его славословия появилась вода,
2. То, что было пеной воды, затвердело, и это стало землей. На ней упокоилась она (смерть). Из покоившейся и согревшейся смерти возникла ее яркая сущность в виде огня.
3. Она (смерть) разделилась на три части: огонь - это одна треть, солнце - вторая треть, и воздух - другая треть. Она же - и дыхание (Жизнь), разделенное на три части»
Брихадараньяка упанишада I. 2, 1-3
В этом варианте космогонического мифа акт сотворения мира рассматривается также по аналогии с процессами жизни, что придает ему отчетливо выраженный антропологический оттенок.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЕДИЧЕСКОЙ ТЕОГОНИИ
Поистине, боги, устрашась смерти, проникли в тройное знание. Они покрыли себя метрами.
Проникнув в него они стали бессмертными и бесстрашными…
Кто зная так, произносит слог ОМ, тот проникает в этот слог бессмертный и бесстрашный. Проникнув в него он становится бессмертным и бесстрашным, как бессмертные боги
Чхандогья упанишада
В течение ведического периода пантеон вед проделал эволюцию, сходную с эволюцией космогонического мифа. В соответствии с сакральной традицией в него входили 33 бога. Они делились на три рода (кула) богов: Адитьи (их 12, главный Вишну), Васу (их 8, главный Индра), Рудры (их 11, главный Шива).
Наряду с богами в состав ведического пантеона включались:
Асуры (букв. «не боги») – полубоги-демоны, обладающие, подобно некоторым богам, колдовской силой Майи (космической иллюзии),
Гандхарвы – добрые полубоги, небесные музыканты, искусные врачеватели, они готовили богам священный напиток сому;
женские божества: Шри-лакшми (богиня красоты), Сарасвати (богиня красноречия, мудрости, письма, искусства), Вач (богиня священной речи), Ума (богиня мудрости);
обожествленные абстрактные понятия: Рита (всеобщий космический закон). Дхарма (непреложный закон, которому подчинено все сущее), Прана (жизнь, жизненное дыхание), Кали (судьба), Брахма (безличное духовное начало), Пуруша (мировая душа), Шраддха (вера), Кала (время), Тапас (космический жар);
божественные риши (Сануткамара, Нарада, Ангираса, Маричи, Пуластья);
божественные мастера (рибху);
божественные жрецы вед (Удалака, Хотар, Удгатар, Адхварью, Атхарван);
обожествленные животные (конь, корова, козел, слон, обезьяна, змея, черепаха);
первопредки (Пуруша – первочеловек, Ману – первый мужчина, Ахалья –первая женщина);
ритуальные предметы, символы: алтарь, мандала (букв. «круг»), чакра (колесо), ваджра (букв. «дубина грома», символ бога Индры), свастика (символ жизни) и др .
Вместе с тем, при всем этом обилии божественных персонажей, на всем протяжении ведического периода сохраняется постоянное ядро пантеона, которое образует триада богов (тримурти).
Принципы классификации богов изменялись трижды, что было связано со стремлением привести в соответствие архаическую традицию трехчленного деления вселенной со складывавшимися, в тот или иной момент времени, представлениями об основных элементах макро- и микрокосмоса и реалиями социальной жизни.
Триады богов
1. Древнейшая (ведийская)
Агни - бог огня (первый из богов, рожденных демиургом Праджапати)
Индра - бог бури и грома (бог-воин, охранитель мира)
Сурья - бог солнца («вселенское око»)
2. Зрелая (брахманская)
Индра – «царь богов» (верховное божество ведического пантеона)
Варуна – бог вод (имеет отношение к водам как первоначалу мира)
Шива – «танцующий бог» (имеет отношение к разрушению и воссозданию мира)
3. Поздняя (индуистская)
Брахма - создатель мира (верховное божество)
Вишну - бог посредник (между Брахмой и Шивой, созиданием и разрушением)
Шива – бог разрушитель мира
Каждый период в развитии пантеона имел свою классификацию богов, соответствующую трем основным этапам развития космогонических представлений
Эволюция классификации богов
Древнейшая – предполагала разделение богов по их принадлежности к трем мирам: земному, небесному, промежуточному - атмосферному.
1. Земные боги
Агни (бог огня), Сома (бог Луны), Сарасвати (богиня воды, мудрости, красноречия)
2. Небесные боги
Дьяус (бог неба), Варуна (бог первоначальных вод), Митра (бог договора и согласия), Сурья (бог солнца), Вишну (бог - хранитель всего живого), Пушан (солнечная энергия, дающая процветание людям, скоту, пастбищам) и другие адитьи
3. Атмосферные боги
Индра (бог бури и грома), Рудра, Ваю, Вата, Апас, Маруты (божества ветра и бури, подчиненные Индре). Главный бог Индра («царь богов»)
Зрелая – предполагала разделение богов исходя из их отношения к основным элементам макро- и микрокосмоса
1. 8 васу (букв. «счастливые», «благостные»), символизируют основные элементы макрокосмоса: огонь, землю, ветер, солнце, луну, звезды воздушное пространство. Главные васу: Агни, Индра, Сурья.
2. 11 рудр (букв. «ревуны»), божества бури, грома, молнии, ветра. Иногда их отождествляют с сыновьями бога бури Рудры, марутами. Позднее символизируют 10 органов жизнедеятельности и Атман (безличное индивидуальное духовное начало). Обычно сопровождают главного бога Индру. Позднее глава руд Шива.
3. 12 адитьев (букв. «небесные боги», заполняющие воздушное пространство). Выполняют функции «удержания трех земель и трех небес» (РВ. 11. 27). Хранители космического закона - Риты.
Первоначально их 8 + Митра («договор», «согласие»), Арьяман («гостеприимство»).
Ариша «доля».
Варуна - главный из адитьев, бог вод, охранитель истины и справедливости.
Бхага «даритель богатства».
Дхатар олицетворяющий «творение» и устанавливающий имя творца Брахмы и Праджапати
Индра «сила, плодородие», хранитель мира
Вивасват «блистающий» свет, родоначальник людей
Позднее адитьев 12, в этот период они соотносятся с двенадцатью месяцами года.
Поздняя – связана с классификацией богов по социальным ролям, классификация приводилась в соответствие со сложившейся в Индии к концу ведического периода деления общества на касты (варны)63.
1. Боги жрецы: Варуна, Митра, Васу и другие адитьи, олицетворяющие двенадцать месяцев года.
2. Боги воины: Индра и его спутники маруты - божества ветра и грома.
3. Боги производители материальных благ: Ашвины – боги близнецы, олицетворения утра и вечера, плодородия. Покровители людей. Главный бог Индра.
ВЕДИЧЕСКИЙ КОСМОС
Первообразом всякой идеи обновления, нового начала, восстановления прежде бывшего, на каком бы уровне она не проявлялась, можно считать идею «рождения», а первообразом последней - идею «сотворения космоса».
М. Элиаде
Космос – термин, который обозначает организованную в пространстве и времени вселенную, упорядоченный мир, который противопоставляется неорганизованному хаосу. Космос – вместилище жизни и человека. В ведах греческому слову «космос» соответствует термин урилока (букв. «широкое пространство»)64.
В соответствии с «триединым знанием» (знанием трех вед) ведический космос включает три мира (трилока): «этот мир» (в ведах его символизирует «риг» - гимн РВ), «тот мир» (его ведическим символом является «саман» - мелодия СВ) и «воздушное пространство» (его символ, «яджус» магическая формула Яджурведы). Первый мир образуют огонь и земля. Второй - ветер и воздушное пространство. Третий - солнце и небо65. Отношение между этими тремя мирами носит иерархический характер.Высшим из миров считался небесный мир. Низшим – земной. Промежуточным - атмосферный. Триадический принцип, лежащий в основе организации миропорядка, приобретает к концу ведического периода универсальный характер, объединяя макро- и микрокосмос. Система триад охватывает все сферы бытия, все проявления космической, природной, религиозно-ритуальной, психической, духовной, социальной жизни. Она дополнялась и совершенствовалась на всем протяжении формирования ведической традиции.