Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

СИСТЕМА ТРИАД

1. Три веды. Ригведа, Самаведа, Яджурведа.

2. Три космических начала. Пространство (Акаша), Время (Кала), Закон

(Рита).

3. Три творца. Праджапати. Индра. Брахман.

4. Три мира. «Тот мир» - небо, «этот мир» - земля, «средний мир» - воз

душное пространство.

В свою очередь каждый из этих трех миров характеризовали свои систе

мы триад:


Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Три бога. Создатель (Варуна). Хранитель (Индра). Разрушитель (Шива).

Три рода богов. Адитьи. Васу. Рудры.

Три божественных персонажа. Боги. Асуры. Гандхарвы.

Три божественных существа. Брахман. Пуруша. Атман.

Три касты (для богов) Брахманы. Кшатрии. Вайшьи.

"Этот мир» (сакральное обозначение - бхус)

Три тела. Земля, Небо, Вода

Три образа. Огонь. Солнце. Луна.

Три существа. Боги. Предки. Люди.

Три состояния (в древних упанишадах). Теплота. Вода. Пища.

Три качества («гуна» в поздних упанишадах). Благость (саттва). Страсть

(раджас). Темнота (тамас).

Три главных жизненных начала. Речь (Вач). Дыхание (Прана). Мысль

(Манас).

Три родича. Мать. Отец. Потомство.

Три касты (для людей). Брахманы. Кшатрии. Вайшьи (высшие). Шудра

(низшая).

"Воздушное пространство» (сакральное обозначение - бхувас)

Три стихии (вода, огонь, ветер)

Для ритуала и обряда

Три слога: а. оу. м. (ОМ) Соответствуют трем ведам, трем мирам . трем

жертво приношеним и т. д.

Три части. Огонь. Жертва. Возлияние песнопения,молитва(угитха).

Три звука «удгитха». С произнесения ее начинался ведический ритуал

(уд - символизировал дыхание, ги - речь, тха - пищу. Они обозначали: три

веды, три мира, три стихии).

Три жреца. Для РВ (хотар). Для СВ (удгатар). Для ЯВ (адхварью).

Для знания

Тривидья.( Знание трех вед РВ, СВ, ЯВ)

Высшее знание (Пуруши. Брахмана. Атмана)

Три предмета знания (известное,то что станет известным. Неизвест-

ное)

Три категории,для мира явлений: Имя (наман). Образ (рупа). Деяние (кар-

ман).

Для мира индивидов:

речь (для имени),

глаз (для образа),

тело (для деяния).

Для жизни

Три цели: служение (дхарма),богатство (артха),желание (кама).

освобождение ( мокша )


Три добродетели: терпимость(саттвам),сострадание,невреждение (жи

вому).Передача знания другим.

Три ветви долга: исполнение обряда,изучение и повторение знаний,

полученных от учителя. Передача этого знания другим

Для воспитания

Три ашрамы : ученик, домохозяин, отшельник-аскет

Три заповеди: подавляйте себя, подавайте, сострадайте.

Три обращения: к богам (сваха), , к предкам (свадха), к людям( ханта)

Три пути спасения: религиозный (дхарма), знание (джняна),нерелиги-

иозный(аджняна).66

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Все сущее обретает космическое значение лишь тогда, когда рассуждение о нем переводится на язык натурфилософии. В мифологии же все сущее выражается, как телесный объект, образцом которого является живое и совершенное тело.

М. Элиаде

Пространство (акаша), характеризуется в ведах как основа мира». Оно «больше всего, из него возникают и в него возвращаются все сущеева».

Божеством пространства является ветер – это его мир. Такое представление о пространстве сохраняется и развивается и в упанишадах. Оно называется здесь «бесконечно великим» (бхуман). В ведах оно выглядит слабоорганизованным, разнородным, лишенным целостности и, как правило, ориентировано на тот или иной сакральный центр (земли, мирового дерева, места жертвоприношения). Различаются: воздушное, неодушевленное, бесконечное пространство. В Ригведе оно характеризуется как тело космического первопредка Пуруши, которое объемлет собой «все что стало и станет», «все миры», «все страны света» (Ригведа. Х. 90). Позднее, оно трактуется, как атрибут «высшей реальности» - Брахмана, как его тело. Пространство служит причиной всего, проникает во все сущее, но своего тела не имеет. Космологический характе ведических представлений о пространстве дают тексты упанишад:

Каков источник этого мира? - Пространство. Поистине, все эти существа выходят из пространства, и возвращаются в пространство, ибо пространство больше их. Пространство последнее убежище.

(Чхандогья уп-да I. 9. 1, IV. 10. - 5, VII. 10. 1, VIII. 14. 1)


Особо почитаемо «пространство внутри сердца», в котором пребывает Пуруша (мировой дух), состоящий из разума.

1. В этом пространстве внутри сердца пребывает ПУРУША, состоящий из разума, бессмертный, золотой. То, что, подобно соску, свисает между двух сторон неба, это место рождения Индры. Где разделяются корни волос, там раздвигает он половинки черепа и, произнося «бхус» (земля), входит в огонь, произнося «бхувас» (воздушное пространство), в ветер.

2. Произнося «сувар» - в солнце, произнося «маха» - в Брахмана. Он достигает владычества, господства над разумом, становится господином речи, господином зрения, господином слуха, господином распознавания, далее он становится Брахманом, чье тело пространство, чья сущность действительное, чье удовольствие жизненное дыхание, чье блаженство – разум, всецело погруженный в покой, бессмертным.

(Тайттирия упанишада. Раздел наставления. VI. 1-2)

Пространство в сердце, как это видно из приведенного текста, являющееся средоточием разума, выступает здесь как важнейшая причина организации в единое целое всего сущего: тела и духа, жизни и знания и благодаря этому способное дать человеку блаженство и бессмертие. Все это придает архаическому «пространству» антропологическую ориентацию и значение культурной ценности.

Время (кала), характеризуется в ведах, как «простирающееся во все существования». Достаточно исчерпывающая характеристика ранневедических представлений о времени дана в одном из гимнов Атхарваведы:

Оно шествует как первый бог

Мы видим время, хотя оно пребывает разом во

множестве мест...…Оно стянуло все

существования...

Время породило то небо

Время породило эти земли

Временем послано и существует

Все, что было и что должно быть

Временем сотворена земля.

Во времени пылает солнце

Потому, что во времени все существования.

Во времени далеко видит глаз

Во Времени сознание, во Времени-дыхание,

Во времени предначертано имя,

Время, которое пришло,

Радуется все сущее,

Во Времени-жар, во Времени наилучший

Брахма предречен, во Времени!

Потому что Время-повелитель всего,

Ведь оно было отцом Праджапати.


Им послано, им рождено

Это все в нем покоится

Потому, что Время, став Брахмою,

Несет самого высшего.

Время создало все живое,

Время вначале создало Праджапати,

Самосущий Кашьяпа – от Времени

Космический жар – от Времени .

(Атхарваведа. Гимн Времени XIX, 53)

В этой веде Время представлено как космическая сила, творящая все сущее: миры, «отца богов» - демиурга Праджапати, создателя солнца и прародителя людей мудреца-риши Кашьяпы и животворящей силы - космического жара.

Время, как и все сущее, троично. Различается время творения (век), время богов (год), время людей (мгновение).

Упанишады, в целом, воспринимают традиционные ведические представления о времени, хотя и помещают их в контекст философии санкхьи:

От времени проистекают существа и от времени достигают они роста,

И во времени они исчезают. Время – воплощенное и невоплощенное

Время дает созревать всем существам в великом Атмане,

Кто же знает, в чем созревает время, тот – знаток веды. -

Это воплощенное время – великий океан творений.

Майтри уп-да 6. 14-15

Космический закон (рита) рассматривался как всеобщий, непреложный и универсальный. Его универсальность проявляется в том, что с действием риты было связано превращение хаоса в космос и сохранение всех основных его частей и основ миропорядка. В соответствии с ним осуществляется круговращение вселенной. Рита управляет не только космосом, но и ритуалом. Он регулирует все действия богов, движение звезд, жизнь животных и растений. Рита определяет физическую и нравственную жизнь людей. Вместе с тем его действие люди не могут видеть, они скрыты от них. Охранителями этого закона, согласно традиции, считались боги неба адитьи (Варуна, Индра, Митра). Они приводят в соответствии с этим законом все происходящее в мироздании и все действия людей. Нарушение этого космического закона является источником всех бед, несчастий, болезней. Ригведийский гимн о Рите гласит:

Рита создала разнообразную пищу, дающую силу

Мысль о Рите спасает от греха.

Хвалебный гимн Рите, возвышающий, сверкающий доходит

даже до глухих

Прочны опоры Риты, совершенен и прекрасен ее образ.

Благодаря Рите доставляется нам долгожданная пища