ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 566
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
(пылающий,»сияющий»), Васита(« превосходнейший»,отличающийся высокой добродетелью, верховный бог брахманов), Вьяса (2разделитель
рич - священный текст (гимн) ригведы
рта - моральный закон
рупа - образ. Его источник глаза". он их песнопение" (веды)В упанишадах, видимое воплощение сущности предмета, постигаемого чувствами с помощью разума. Имеет отношение к миру явлений и входит в триаду, характеризующую этот мир, наряду с именем и действием
С
Савитар - эпитет солнца
садхьи - группа древних (второстепенных) богов с неясными функциями
санскара - след, отпечаток
самадхи - "сосредоточенность. Завершающая ступень йогической практики. Войдя в состояние самадхи йог "видит" истинную суть мира.
саман - песнопение Самаведы.
Самаведа - веда мелодий (одна из трех самхит)
самхита - сборник ведических текстов
самбхути - " различимое", "явное". Мир явлений
санкхья - учение о первопричинах и первоосновах бытия. В упанишадах одна из двух, наряду с Йогой, " предвечных"философий. Впоследсвии одна из шести ведущих философских систем Др. Индии. "Древняя санкхья" отрицает существование бога творца и объясняет возникновение мира естественными причинами. Позднее появляются система"классической"санкхьи ("Санкхья карика")некоторые тпчения, которой признают идею бога. Основу санкхьи составляет учение о Пуруше - мировом духе и Пракрити (материи, природе), как первоначалах мира и о 5 его первоэлементах, являющихся результатом "проявления" пракрити.
самсара (букв. "проистечение", поток жизни). Пракрити (материя) в процессе проявления. Пуруша (мировой дух) попав в этот поток уносится до тех у него не появятся силы и желание выбраться"на тот (другой) берег". Мудрые (люди) "переплывают этот поток на корабле знания", нахождение в этом потоке трактуется в упанишадах, как состояние болезни, страдания, несвободы. Выход из него осуществим двумя путями, которые неразрывно связаны между собой - это знание Брахмана - Атмана (высшей реальности) и приобщение к практике йоги. Символическое представление о самсаре как - "колесе", является алегорией мира ("КОЛЕСО САМСАРЫ").
Санатсуджата - высочайший риши - эпитет Сануткамары
саньяса - четвертая высшая ашрама, состояние нищего - аскета, Предполагает отказ от всех результатов своей деятельности. Выполнения долга и обязанностей (личной дхармы). Осознание своей сущности и ее единства с миром
Сануткамара - божественный риши, сын Брахмы, автор ряда пуран.
сарвам - "все это", вселенная
сарга - миропроявление
сатва - истина, Действительное
сатгупта - 6 форм политики (союз, война, поход, выжидание, поиски покрови -
тельства, разделение войска).
саттва - ясность, уравновешенность, гармония - гуна добродетели (главная из гун)
саттвики - добродетельные. Индивиды, чье телесное существо насыщено гуной добродетели (саттва - гуна)
сат - сущее, реальное, непреходящее бытие.
сатиям - действительное
свабхава - прирожденное свойство, качество определяющее сущность явлений природы
свадхарма – своя прирожденная дхарма человека. Индивидуальный закон для каждой из варн и каждой ашрамы.
свадханта - вывод. заключение. принцип
свастика - (букв. пожелание всех благ). Один из 386 видов креста. В Индии известен с глубокой древности. Встречается на печатях из Махенджо - Даро (V-е тыс. до н.э.)
свет (bhah satyah) - выражение разума (подобное тому, как дыхание является выражением жизни). Три образа света: огонь, солнце, луна.
серединное дыхание - дыхание во рту. Одна из жизненных сил, господствующая над всеми остальными
скукшма шарира - тонкое тело.
смарта - ведическая традиция. Время ее формирование 14ОО - 4ОО до н. э.
солнце - символ высшей цели - блаженства, как результат всех жертвоприношений и обрядов. Оно - мед богов. Небо - его улей. Образы солнца являются сущностями вед. которые появляются в виде обрядов, В свою очередь веды выступают, как сущности миров. (упанишады).
Сома - божество луны и месяца.
сома - название хмельного напитка, который любят боги. Он используется в ритуале ведического жертвоприношения "сомаяджна".
стхула шарира - грубое тело.
ступа - монументальное архитектурное сооружение, символизирующее мироздание. Древнейшая из сохранившихся, ступа в Санчи (I в. до н. э. )
стхана - 4 элемента государства (армия, сокровище, город, територия)
сукхам - счастье
сутры (букв. нить, руководство) - группа тектов входящих в состав литературы класса "смрити". Своды правил по различным областям знаний и практической деятельности. Включают: веданги, кальпасутры, шраутасутры, дхармасутры. Эпоха сутр V в. до н. э. - V в. н. э.
сущность - пака
сущности сущностей: образы солнца - сущности вед. Веды - сущности миров.
Миры - нектары так как они вечны. Каждый нектар связан с определенной
группой богов (упанишады)
Сурья - бог солнца
существа - веды определяют группы существ: черви, птицы и пресмыкающиеся, травы и растения, люди и животные
сушумна - центральный канал, с помощью которого приостанавливается восприятие потока внешних впечатлений (йога)
Т
тамас - тьма телесная и духовная
тантаматры - пять тонких элементов (формы, звуки, восприятия, прикоснове -
ния, звуки.
тат экам - первичная объединяющая сила, из которой возникла вселенная, то одно, что дышит без воздуха (Ригведа)
тат - это то, высшая реальность (упанишады)
таттвы (сути) - мировые первоэлементы. Их 5, все они являются проявлением пракрити (материи) за исключением Пуруши - мирового духовного начала, это: манат - мировой разум, буддхи - интеллект, сознание в их предельом значении, аханкара - самоощущение, самость, манас - ум в его рациональном проявлении, 5 бхутов - материальных элементов (огонь. земля, вода, ветер, пространство), 1О индрий (: органов чувств и: телесных способностей), 3 гуны - свойства природы (Санкхья)
tat tvam asi - "ты есть то" - основной принцип учения упанишад.
тапас - жар, зной, накал космический жар. Под его воздействием, «то нечто», что было «завернуто в ничто» родилось и стало источником мироздания (Ригведа). Аскетическое усилие, напряжение (йога)
Тваштар – творец, один из эпитетов бога демиурга
тваштри - плотник
тело - бхутатман
традхисяна - три местопребывания: мысль, слово, дело (упанишады)
тривидха - три действия: хорошее, посредственное, дурное
тривидья - тройное знание (знание трех вед: Ригведы, Самаведы, Яджурведы)
У
Удалака (гаутама) - знаменитый риши, брахман. Упоминается в упанишадах
удгатар - жрец поющий гимны Самаведы
удгитха - часть самана. С нее начинается ведическое ритуальное действие. Три части слога Ом, который произносится перед началом ритуала ассоциируются, в ритуальном действии, с тремя частями удгитхи (уд - ги - тха)
удана - дыхание идущее вверх и помогающее совершенствованию
укта - сказанное слово, речь
ума - мудрость, имя спутницы Шивы богини мудрости
упасана - внутренний ритуал. Его формами можно считать как ведические гимны, исполняемые во внешнем ритуале жертвоприношения, так и практику йоги, которая связана с прохождением ашрамов и следованием нормам праведной жизни (дхарма).
упанишады - заключительная часть - "конец вед" (веданта". Учение упанишад
рассматривается, как"высшее знание", без которого "низшее знание", в качестве, которого рассматривается знание трех вед. ничто. Традиция насчитывает более ста упанишад, которые делятся на "старшие" и "младшие" упанишады. Ядро составляют 10 (13) упанишад. Наиболее авторитетными считаются Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Время создания, основного корпуса упанишад, VIII - IIвв. . до н. э.
упакармана - церемония по случаю ежегодного начала учебного года
упрастха - сосредоточенность в себе самом
утсарджана - церемония по случаю окончания ежегодного периода обучения, продолжавшегося, 5 - 5 месяцев)
Ушас - утренная заря
Ф
философия - Ведическая традиция является источником всех (за исключением одной "локаяты") философских систем Индии: санкхьи, йоги, веданты, мимансы. вайжешики, ньяйи. Все они, в той или иной степени ортодоксальны по отношению к "священному знанию" вед.
Х
хара - нетленное, вечное, существующее само по себе. противопоставляется
аморфной материи - прадахне. В нем Атман (индивидуальное познающее начало), им правит бог - Брахман. Поэтому следует знать это вечное пребывающее в Атмане и кроме него ничего не следует знать (упанишады)
Хараппа - название города и протоиндийской цивилизации аборигенов Индостана, сложившейся в конце 3тысячелетия до н. э. , на територии С - З Индии в долине р. Инд. Городская цивилизация Хараппы, достигшая высокого уровня экономического и культурного развития, к моменту вторжения племен кочевников - ариев была уже в упадке. Арии, дке, находившиеся на значительно более низком уровне культурного развития, утвердив свое господство на територии Хараппы, восприняли и интегрировали, в свою среду, ее культуру.
хираньябаргкха - "золотой зародыш", первоначальное "семя мироздания"
хотар - жрец, цитающий тексты Ригведы
Ч
чатья - храм
чандалы - незаконорожденные
чатурварга - четыре основных жизненных ценности (дхарма, артха, кама, мокша)
человек - согласно ведам он совершенное деяние бога - творца Праджапати
Человек - микрокосм. Он состоит из пяти частей: его тело - свет, отверстия -
пространство, кровь, слизь, семя - вода, тело - земля, дыхание - воздух. Он сочетание речи и дыхания, которые - суть жертвоприношение. Тело человека - "град Брахмана", в его глазу и сердце Атман. (Брх. упанишада II. 5, 13 - 14).
число - в ведах имеется своя символика чисел. Особое место в ней занимает число"три". Все сущее организуется в них в соответствии с триадическим принципом. Другие числа так же имеют определенное смысловое значение:
Один - Пуруша. Два - Пуруша и Пракрити. Двое - знание и незнание, Три - гуны, Пять - огонь Вайшванара, который внутри человека разделяется на 5 частей.
Шесть - состояний (рождение, пребывание, рост, угасание. Семь - дыханий (пран).
чит - сознание
читра - картина
читта - отождествляется с буддхи, манасом (йога)
Чхандогья упанишада - одна из двух и самая большая из старших упанишад
Ш
шабда - звук. слово
шаррадха - ежедневная церемония подношения пищи богам и предкам
шарира - тело
шастры - сборники предписаний поучений, руководства по различным отраслям знания, древние священные книги. Сложились на основе сутр и составили важный раздел литературы "смрити"
Шатападха брахмана - одна из наиболее древних и авторитетных брахман.
Космогонические мотивы этого текста во многом способствовали формированию философии упанишад
Шива - один из главных богов ведического пантеона. Входит в триаду богов. Символизирует процессы возникновения и разрушения мироздания в различные исторические периоды . Покровитель искусств. С ним связан "фалический культ" (индуизм. шиваизм)
шиваизм - религиозное течение в основе, которого лежит мифология Шивы. насышенная древнейшими, доарийскими чертами. В ней Шива выступает, как совершенный йогин - аскет. погруженный в сотояние медитации. В основе поклонения Шиве лежит культ "лингвы, восходящий к древним земледельческим культам
шильпачарвьякта - занятые в художественных ремеслах, живописи, ваяниие,
кулинариии, архитектуре и др,
Шильпашастра - трактат о ремеслах
шраута - ритуал жертвоприношения, проводившийся раз в месяца.
шрея - путь спасения. Пафос древнеиндийской философии это искание пути спасения. аких путей, ведущих к одной цели - спасению, два: постижение высшего знания (абсолютной реальности) и подвижничество, основу, которого составляет практика йоги и этика ашрамы
Ю
юга - исторический период (см,: время, век)
Я
яваны - греки
яджна - вид жертвоприношения
яджусы - жертвенные формулы Яджурведы
якши - разряд добрых полубогов
Яма (близнец) - первый из людей ушедших под землю. Позднее бог смерти.
Часто отождествляется с дхармой, являясь отождествлением закона. В йоге термин, обозначающий очищение ума и обуздания чувств
"я - то " – изречение, символизирующее тождество субъекта и объекта - "высшая реальность" (упанишады)
ТЕКСТЫ
Ригведа.
Гимн о сотворении мира
Гимн всем богам