Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 587

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

С наибольшей очевидностью культурное значение греческой мифологии обнаруживается в ходе ее рефлексии, которая осуществлялась на всем протяжении истории античного мира.

Ее начало было положено созданием великих эпических поэм Гомера и Гесиода. В них впервые образ античного космоса обрел свой достаточно отчетливый и грандиозный по масштабу характер. Примером в этом отношении может служить знаменитый эпизод из 18 песни «Илиады» Гомера, в которой повествуется о создании богом-кузнецом Гефестом щита для героя греков Ахилла. Украшая его, он во всех подробностях воспроизвел в скульптурно-пластической форме образ мироздания – таким, каким он виделся жителям Эллады в эпоху гомеровских времен:

Вначале сработал он щит и огромный и крепкий,

Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод

Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый

Щит из пяти составил листов и на круге обширном

Много дивного бог по замыслам творческим сделал.

Там представил он землю, представил и небо и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,

Все прекрасные звезды, какими венчается небо…

Там же два града представил он ясноречивых народов;

В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись…

Город другой объежали две сильные рати народов,

Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили…

Или разрушить, иль граждане должны разделиться

Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает…

Рыщут и Злоба и Смута, и страшная Смерть между ними.

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню.

Рыхлый, три раза распаханный пар: на нем землепашцы

Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь:

И всегда, как обратно к концу приближаются нивы,

Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце

Муж подает…

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву…

Жали наемники, в дланях серпами сверкая,

Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный…

Там девицы и юноши с детской веселостью сердца

Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах…

Там же и стадо представил волов воздымающих роги:

Их он из злата одних, а других из олова сделал…


Далее - сделал роскошную паству Гефест знаменитый;

В тихой долине прелестной несчетных овец среброрунных…

Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный…

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетая руками…

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно

Им восхищается; два среди круга их головоходы,

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.

Там и ужасную силу представил реки Океана,

Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный,

Так изукрашено выделав щит и огромный и крепкий,

Сделал Гефест и броню, светлее чем огненный пламень…

Этот образ «единого» мира стал впоследствии той основой, на которой в начале классического периода древнегреческой истории зародилась мифологическая диалектика-культура логоса пришедшая на смену древней космогогонии. В процессе ее становления и развития образы античного мифа стали почвой, на которой рождалась и функционировала культура классической античности на всем протяжении своего существования. В своем, капитальном исследовании «История античной эстетики А.Ф. Лосев выделяет несколько основных ее этапов. В эпоху ранней классики родоначальники греческой натурфилософии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) увидели в мифе господство материальных стихий. В период высокой классики Платон и Аристотель обнаружили в ней источник отдельных логических категорий. В начале эпохи эллинизма стоики рассмотрели миф, как живой организм, управляемый своей собственной идеей, как своего рода субъект, обладающий самодвижущимся началом. На заключительном этапе мифологической рефлексии античного мифа неоплатоники истолковали миф как единство субъекта и объекта, т.е. как личность в природе и истории. В эллинистическую эпоху получили распространение и такие представления о мифе, в которых он отождествлялся с человеческим индивидуумом в природе и истории (Евгемер, IV-III в. до н. э.), и о богах как о существах, обладающих человеческим обликом, но в отличие от людей вечных и блаженных.

Окончательная гибель античной мифологии обозначилась в неоплатонизме, который вывел античную философию за рамки мифа, отождествив в рефлекторной форме категории античной философии и античную мифологию. Все боги, демоны и люди, космос продумывались до своего логического конца и становились строго сформулированной логической категорией. В результате античная мифология получила свое исчерпывающее рефлексивное построение и перестала существовать в буквальном виде112.


Благодаря деятельности великих философов Эллады, и в первую очередь Платона и Аристотеля, была создана идеальная модель космоса, ставшая идейной основой античного образца культуры, в котором все составляющие эту культуру элементы образовали единое целое. Благодаря этому своему качеству античная культура принципиально отличалась от всех, предшествовавших ей древних культур Ближнего Востока и Средиземноморья. В своей известной работе «Античная «литература» и ближневосточная словесность» С.С. Аверинцев пишет: «Вся мысль египтян, вавилонян, иудеев в своих предельных достижениях не философия, ибо предмет этой мысли не «бытие», а «жизнь», не «сущность», а «существование» и оперирует она не «категориями», а нерасчлененными символами человеческого мироощущения в мире, всем своим складом исключая «технико-методическую правильность собственно философии. В отличие от них греки, если позволительно так выразиться, извлекли из жизненного потока явлений неподвижно-тождественную «сущность» (будь-то «вода» Фалеса или «число» Пифагора, «атом» Демокрита или «идея» Платона) и начали с этой сущностью манипулировать, положив тем самым начало философии. В их руках мышление впервые превратилось из мышления в мире в мышление о мире»113, что с неизбежностью придало ему не макрокосмическую (как это было в мифологическом сознании), а микрокосмическую ориентацию (какую оно имеет в философском сознании, благодаря которому человек начинает осознавать себя в качестве не только объекта, но и субъекта познания, т.е. личностью. В свою очередь, созданный на такой философской основе образец культуры обретал классическую форму и общечеловеческое значение.

ГЛАВНАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ

АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. АНТИЧНЫЙ КОСМОС

Этот космос, один и тот же для всех

не создал никто из богов ,никто из

людей, но он всегда был, есть и будет

живой огонь, мерно возгорающийся

мерно угасающий

Гераклит

Главной типологической особенностью античной культуры является ее космологический характер. «Вся античная культура связана о интуицией вечно и закономерно движущегося, живого и одушевленного космоса .»114Слово «космос» имеет два главных значения «порядок» и «украше­ние». Соответственно им и в мифологической интуиции, которой космологи­ческая идея обязана своим возникновением и в рассуждениях о космосе античных философов присутствуют два аспекта. Первый из них, характеризует космос как порождение мирового Разума, второй, связан с представлением о нем, как о прекрасном произведении искусства. Причем обе эти характе­ристики космоса рациональная и эстетическая рассматриваются в единстве и взаимной обусловленности.


Согласно традиции слово «космос» считалось в классической Греции «известнейшим из имен»,начиная с Пифагора, которого считали первым греческим философом,который «назвал Вселенную «космосом» по порядку, который ему присущ»115(ФРГФ,с.147) ,все греческие философы придавали ему предельно широкое и универсальное значение. В доклассический период космос рассматривался , какэманация проистечение) мифа. В поэме Гесиода «Теогония» , в которой было впервые проведено разграничение хаоса и космоса, представление о мировом порядке представление по аналогии с господствовавшими в общинно родовом строе кровно родственными отношениями. Все боги и герои представлявшие космос характеризовались, прежде всего, исходя из их родственных отношений друг с другом. В это же время зарождается и представление о нем, как о «живом организме», как о телесном объекте и живом мыслящем разумном сущест­ве, обладающем бессмертием, могуществом и совершенной красотой. Соответс­твенно этим качеством космосу придавался статус божества.

Первые попытки, каким то образом определить происхождение и структуру космической организации были предприняты еще в архаическую эпоху в древнейших космогонических системах. Одна из них. наиболее известная и популярная, связана о именем мифического поэта и прорицателя Орфея и его учеников Мусея и Лина. характеризуя их представления о происхожде­нии космоса Аристотель в своем трактате «Метафизика»(1У.1091 b 6), пишет о том, что они считали, что мир был порожден не его правителем Зевсом, о которым связано представление о благом и прекрасном(гармонически ор­ганизованным) начале, а в результате взаимодействия первобытных - стихий­ных существ(начал):Ночи, Неба, Хаоса, Океана и в этом они сходятся с фи­лософами(имеются ввиду представители натурфилософии), которые так же утверждают вторичность космоса(организованного мира) по отношению к первичному мировому хаосу. Одновременно с таким истолкованием идеи космоса этот термин употреблялся Орфеем для обозначения распорядка стихов у Гомера.

С началом классической эпохи эти архаические представления о космосе конкретизируются. Уже в период ранней классики космос, его происхождение и структура становятся предметом размышления. Оформление, моделирование космоса становится главной проблемой древнейшей греческой натурфилосо­фии, среди которых были выдающиеся мыслители.Первый из них, милетец Фалес, утверждал, что исходным элементом космической структуры является вода. Анаксимандр утверждал, что космос образуется из бесконечного множества разнообразных элементов из взаимосвязи которых образуется бесконечное количество миров-космосов. Великий создатель античной диалектики Герак­лит характеризует космос, как вечно возгорающийся и вечно угасающий огонь, возникающий и гибнущий в соответствии с присущим ему законом(ло­госом). Анаксимен, в качестве такого первоначала называет воздух. Его уче­ник Анаксагор считал, что в основе космической организации лежит миро­вой ум. Его сочинение начиналось словами: «Все, что имеется было совокуп­но, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это утверждение самого Анаксагора прозвали Умом.116Такое понимание истока космического миропорядка потенциально содер­жало в себе возможность разграничения предметной и умопостигаемой (идеальной) модели космоса и было первым шагом к истолкованию этого тер­мина в качестве философской категории.


Наиболее значительный вклад в философском осмыслении идеи космоса был сделан Пифагором. Развивая мысль о том, что космос является порождением мирового Ума великий мыслитель стремился придать ему математически обоснований характер и утверждал ,что его конкретным выражением явля­ется число «благодаря которому произошло все». С помощью различных числовых отношений он пытается объяснить не только различие между ве­щами, но и людьми. По свидетельству Аристотеля, с этой целью он попытал­ся создать дать и числовое определение добродетели. По мнению Пифагора основу космической организации составляет гармония, которая может быть выражена в системе арифметической, и соответствующей ей музыкальной пропорции. Пифагор «учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства числа»117Свое завершение натурфилософская концепция космоса нашла в учении великого античного философаДемокрита, который рассматривал природный космос, как совокупность порядка состоявшую из атомов и распространяет это понятие на государство объявляя присущий ему порядок космосом" и называет человека «микрокосмосом».118

Несмотря на все эти новации, связанные о попыткой выработать философс­кое определение космоса, создателям натурфилософии, не удалось ре­шить эту задачу. В этот период термин «космос» все еще рассматривается преимущественно а своем «бытовом» нефилософском значении, как определя­ющий правильный порядок и устройство вещей, человеческого поведе­ния, языка и .наконец всего мира.

Хотя категория единого была предметом постоянного интереса у предс­тавителей ранней натурфилософии (Анаксагора, Гераклита, Эмпедокла, Пифаго­ра), подлинный переворот в ее философском обосновании произо­шел, позднее. в период средней классики и был связан о деятельностью учителя Платона, Сократа, который перестал, как это делали натурфилосо­фы, «рассматривать вещи сами по себе» и начал их расчленять и обоб­щать т.е. сделал их предметом логического анализа.Его ученик Платон попытался объединить, в своих рассуждениях о космосе, результаты интуитивных проз­рений ранних натурфилософов использовав при этом новую методологию-мифологическую диалектику.В результате ему удалось в создать идеальную модель античного космоса. «Отсюда, - пишет А.Ф.Лосев. - в античной философии возникла диалектика такого единого, которая охватывала всю действительность и тем самым оказалась выше ее.»119