ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННО-ПРЕКРАСНОМ
В определенные эпохи своего культурного развития
человек воспринимает как самые прекрасные свои
собственные пропорции...
В. Татаркевич .
Исходный принцип и доминанта античной культуры неразрывно связаны о размышлениями греков о едином. Единое представлялось не просто в качестве логической абстракции оно имело для них вполне реальные черты, которые принадлежали одновременно космическому и человеческому телу. «...Это живое тело, которое было не только чем-то внешним, но поскольку оно выражало только самое себя, оно было и чем-то внутренним... Что такое тело, которое выражает собою не что-нибудь сверхтелесное, а именно самое себя, когда тело мыслится именно как тело и вещь мыслится именно как вещь, а не что-нибудь другое! Тогда и получается, что красота заключается в телесных же особенностях самого тела, т е. в гармонии его част ей, симметрии его структуры, в равновесии тяжестей, определенным образом распределенных по всему его объему. Короче говоря, здесь перед нами скульптурное произведение периода греческой классики.».142
Представление о нераздельности телесности и красоты ,является исходным принципом античной культуры вообще и определяет тем самым ее эстетическую доминанту. Вместе с тем эстетические представления в античную эпоху еще не оформились в самостоятельную науку, а представляли собой неотъемлемую часть космологии и натурфилософии. В древнегреческом языке отсутствуют такие термины как эстетика и искусство. Им соответствуют в нем два термина: айстетикос обозначавший всю предметно-чувственную область познания и техне употреблявшийся одновременно для обозначения ремесла, искусства и науки. .В ранне классический период эстетические представления греков главным образом были связаны о характеристикой космоса, обладающего совершенной гармонией, симметрией и соразмерностью всех его частей, ритмичным движением и звучанием, которое подобно звукам хорошо настроенного музыкального инструмента. Соответственно этому космос рассматривался в качестве эстетического объекта не только в каких либо«составляющих его частях, но и в целом, представление о котором может быть подучено только путем числовых измерений и философских спекуляций. Человек, который определялся, как микрокосмос также обладая всеми этими качествами космоса и так же как он рассматривался в качестве эстетического объекта. В силу такой соотнесенности мира и человека, сам принцип его организации определялся греками как эстетический. При этом эстетический акт не локализовался в сфере собственно художественной деятельности, а рассматривался, как проявление духовной (т.е. культурной, в самом широком смысле слова) деятельности. «Человек духа -для греков не деятель, но так же и не аскет...он зритель и мир для него зрелище...зрелищный подход к миру доминанта всей античной культуры и жизни сверху донизу, от адептов интеллектуального созерцания до римской черни, требовавшей хлеба и зрелищ».143Характеризуя представления греков в период архаики, когда зарождалась античная эстетическая традиция Платон говорит в диалоге «Законы» , что уже тогда считали, что «величайшие и прекраснейшие из вещей произведены природой и случаем, а менее важные - искусством, Искусство получает из рук природы великие и первичные ее творения уже в готовом виде, он обрабатывает и ваяет лишь то, что менее важно»(Законы 889а). Соответственно такому пониманию, искусство считалось скорее забавой чем чем-то серьезным, главным же эстетическим объектом считалась естественная красота живого, вещественно - данного, чувственно - воспринимаемого космоса. Эта общая установка космологической эстетики, сохраняется с определенными изменениями на всем протяжении истории античного мира
В эпоху ранней классики пифагорейцы, не отрицая в целом этой космологической эстетики, попытались математически обосновать идею космической гармонии и красоты. В этот же период натурфилософы начинают использовать в своих рассуждениях о структуре космоса абстрактные понятия, что в конце - концов привело к растворению в этих абстракциях великих эстетических интуиции олимпийской космогонии и завело, в конце концов в тупик саму натурфилософию, которая начинала свой путь с попыток осмыслить и философски обосновать эти интуиции греческого мифа.
В период средней классики софисты соотносят свои эстетические представления не только с громадой мирового космоса, но и с его конкретными проявлениями, в том числе и с реалиями человеческой жизни и деятельности. В результате в центре внимания их эстетических размышлений оказывается эстетический потенциал языка и слова, а также связь красоты и пользы. Эстетические взгляды софистов были приведены в соответствие с исходным, для их философии, принципом относительности .144В соответствии с такой установкой, в центре внимания софистического понимания эстетики оказывается не тело, которое едино для макро- и микрокосмоса, а то, чтоспецифично для человека: его речь и язык. Основатель софистики Протагор, стал одновременно и основателем риторики- искусства слова и речи, которое представлялось ему «важнейшим из искусств» в силу его органической связи с философией.
Соответственно этим взглядам сложилось и и их представление об одной из центральных категорий античной эстетики- красоте. По мнению софиста Горгия, красота невыразима в своем объективном значении и не может быть воссоздана непосредственно никакими искусствами. Обнаруживает она себя лишь опосредованно, благодаря попыткам мудрых художников подражать(mimesis) красоте космоса. В них она находит свое чувственное выражение и всегда выглядит изменчивой. Общим же в ее проявлениях является лишь то, что она «всегда захватывает человеческую личность, наполняя ее бушеванием страстей и переживаний». 145.
Новым шагом в попытках создать антропологическую, т.е. связанную, по преимуществу, о человеческой жизнью эстетику , явились эстетические взгляды Сократа «Он стремился обосновать идею об органической связи красоты и искусства с пользой. Под «пользой » он подразумевает все то, что способствует достижению высшей цели, к которой должен стремиться человек- этой целью является счастье жизни или высшее благо. В стремлении достичь этой цели человек и приобщается к истинно прекрасному. Представление о прекрасном у разных людей различны т.к. в стремлении каждого из них к высшей цели ,то «что полезно, для одного, может быть вредным для другого».146
В период высокой классики Платон придает учению о нравственно -прекрасном характер всеобщего эстетического принципа, что окончательно утверждает доминирующий характер эстетики в античной культуре в целом.В стремлении Платона синтезировать все предшествующие представления об античном космосе и создать его идеальную модель эстетическому фактору принадлежит центральная роль. Вместе с тем, у Платона, постоянно присутствует органическое соотношение эстетической идеи «созерцательного любования» и практической полезности: «Космос для Платона-это сплошная мировая фабрика материальных вещей ...Из небесной материи создается все земное, создается сам человек, со своим телом и душой, а это тело и душа могут быть слабыми и ничтожными, и даже злыми. Каждое земное тело и каждая земная душа прекрасны в меру их приобщенности к космосу, так что основным критерием их красоты является полная слиянность самодавлеющей созерцательности и практически полезного производства. Прекрасный человек - это сильный, здоровый, крепкий, живучий человек, но он в то же самое время и таков, что мы можем им любоваться как статуей или картиной, забывая всякую его силу и здоровье, как будто бы только он и был создан для одного любования им и для одного наслаждения его прекрасными чертами. Эта «общеантичная интуиция красоты, по крайней мере для эстетики периода классики».147.
Свое наиболее законченное выражение античные представления о всеобщем эстетическом принципе нашли в учении Аристотеля «о середине» Термину «СЕРЕДИНА» он, следуя идее Платона, придает универсальное значение, характеризуя середину, в качестве всеобщего эстетического принципа . Он имеет, по мнению философа, отношение к организации всех сфер жизни, как мировой так и человеческой. Иногда он говорит о середине в смысле меры, как о соразмерном 148, как о томосновании, которое ищут во всем. В других случаях, он придает этому термину этическое значение, характеризуя середину, как наилучшее состояние и высшую добродетель. В «Никомаховой этике», главном сочинении Аристотеля, посвященном проблемам этики, говорится: «добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек...Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обеих краев, причем эта середина для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно и такая середина не одна и неодинакова для всех».149.Соответственно такому пониманию красоты формировались в период высокой классики и взгляды на искусство. В диалоге «Федр» Платон говорит о том, что совершенным искусством владеют лишь философы, постигающие эйдосы (образцы), все же остальные заняты искусствами «несовершенными».По мнению Аристотеля, различаются красота природы, которую она творит, каквеликий художник - это красота вечная и совершенная и красота человека и создаваемого им искусства, которая проявляется не в своей универсальной, а индивидуальной форме. Объединяет же красоту вечную и красоту искусства лишь. всеобщий эстетический принцип середины. Объединяет он и вою человеческую деятельность если она направлен к высшей цели - совершенству и благу . «Если же всякая наука успешно совершает свое дело...стремясь к середине.., а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину» (там же, 1106Ь,10), утверждает мыслитель.
С эстетических принципом середины, так или иначе, соотнесены все основные структурные категории культурного сознания античности и все основные институты античной культуры. Рассмотрим некоторые из этих категорий и институтов в их взаимосвязи и исторической динамике. Такими категориями являются: мера, гармония, прекрасное, подражание (мимезис), очищение (катарсис).
МЕРА(metron) пожалуй, древнейшая из категорий античного культурного сознания,характеризующая одну из основных норм образв жизни древних греков жизне Она утвердилась в нем, со времен первых древнегреческих натурфилософов, которые придавали ей исходное значение в определении целостности любого телесного объекта будь то мировой космос или человек. Позднее этот термин был конкретизирован в таких категориях, как симметрия, ритм, центр,середина, которые с течением времени обретают все более отчетливо - выраженную эстетическую окраску и использовались для характеристики макро и микро космоса в качестве эстетических объектов.Категория меры,занимает центральное место в рассуждениях основателей античной философии-важнейшего института культуры классической Греции. «Только в истинной мере реализуется гармония противоположностей» считали великие античные философы начиная от эпохи ее отцов «семи греческих мудрецов» и кончая великим Аристотелем.
ГАРМОНИЯ(HARMONIA) - важнейшая структурных категорий античного сознания. Ее первоначальное значение - скрепы, гвозди, скрепляющие части корабля, соединяющие его в некий определенный порядок, благодаря которому появляется сродное морской стихии орудие-корабль , посредством которого человек, как бы врастает в тело этой природной стихии - важнейшей для грека, который согласно мифологической традиции считал стихию моря (Океана). Границей, которая обозначает ойкумену - территорию его жизни.
Умение строить корабли было делом освященным богами, не даром одним из даров титана Прометея было научение людей строить корабли. Позднее, натурфилософы истолковывают этот термин, как определение того принципа, который лежит в основе всякой наилучшим образом организованной вещи(тела). Так, принцип гармонический организации лежит в основе всего мирового космос. Он заложен в единстве всех его разнородных элементов и частей. Если, в эпоху ранней классики пифагорейцы стремились придать принципу гармонии числовое выражение, то в дальнейшем он соотносится о такими важнейшими категориями античного культурного сознания как середина и добродетель.