Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 569

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии


Исходный принцип и доминанта античной культуры

УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННО-ПРЕКРАСНОМ

В определенные эпохи своего культурного развития

человек воспринимает как самые прекрасные свои

собственные пропорции...

В. Татаркевич .

Исходный принцип и доминанта античной культуры неразрывно связаны о размышлениями греков о едином. Единое представлялось не просто в качестве логической абстракции оно имело для них вполне реальные черты, которые принадлежали одновременно космическому и человеческому телу. «...Это живое тело, которое было не только чем-то внешним, но пос­кольку оно выражало только самое себя, оно было и чем-то внутренним... Что такое тело, которое выражает собою не что-нибудь сверхтелесное, а именно самое себя, когда тело мыслится именно как тело и вещь мыслится именно как вещь, а не что-нибудь другое! Тогда и получается, что красота заключается в телесных же особенностях самого тела, т е. в гармонии его част ей, симметрии его структуры, в равновесии тяжестей, определенным об­разом распределенных по всему его объему. Короче говоря, здесь перед на­ми скульптурное произведение периода греческой классики.».142

Представление о нераздельности телесности и красоты ,является исходным принципом античной культуры вообще и определяет тем самым ее эстетическую доминанту. Вместе с тем эстетические представления в ан­тичную эпоху еще не оформились в самостоятельную науку, а представляли собой неотъемлемую часть космологии и натурфилософии. В древнегреческом языке отсутствуют такие термины как эстетика и искусс­тво. Им соответствуют в нем два термина: айстетикос обозначавший всю предметно-чувственную область познания и техне употреблявшийся одновременно для обозначения ремесла, искусства и науки. .В ранне классический период эстетические представления греков главным образом были связаны о характеристикой космоса, обладающего совершенной гармонией, симметрией и соразмерностью всех его частей, ритмичным движе­нием и звучанием, которое подобно звукам хорошо настроенного музыкаль­ного инструмента. Соответственно этому космос рассматривался в качестве эстетического объекта не только в каких либо«составляющих его частях, но и в целом, представление о котором может быть подучено только путем числовых измерений и философских спекуляций. Человек, который определял­ся, как микрокосмос также обладая всеми этими качествами космоса и так же как он рассматривался в качестве эстетического объекта. В силу такой соотнесенности мира и человека, сам принцип его организации определялся греками как эстетический. При этом эстетический акт не локализовался в сфере собственно художественной деятельности, а рассматривался, как про­явление духовной (т.е. культурной, в самом широком смысле слова) деятель­ности. «Человек духа -для греков не деятель, но так же и не аскет...он зритель и мир для него зрелище...зрелищный подход к миру доминанта всей античной культуры и жизни сверху донизу, от адептов интеллектуального созерцания до римской черни, требовавшей хлеба и зрелищ».143Характеризуя представления греков в период архаики, когда зарожда­лась античная эстетическая традиция Платон говорит в диалоге «Зако­ны» , что уже тогда считали, что «величайшие и прекраснейшие из вещей произведены природой и случаем, а менее важные - искусством, Искусство по­лучает из рук природы великие и первичные ее творения уже в готовом виде, он обрабатывает и ваяет лишь то, что менее важно»(Законы 889а). Соответственно такому пониманию, искусство считалось скорее забавой чем чем-то серьезным, главным же эстетическим объектом считалась естест­венная красота живого, вещественно - данного, чувственно - воспринимаемого космоса. Эта общая установка космологической эстетики, сохраняется с оп­ределенными изменениями на всем протяжении истории античного мира


В эпоху ранней классики пифагорейцы, не отрицая в целом этой кос­мологической эстетики, попытались математически обосно­вать идею космической гармонии и красоты. В этот же период натурфилосо­фы начинают использовать в своих рассуждениях о структуре космоса абстрактные понятия, что в конце - концов привело к растворению в этих аб­стракциях великих эстетических интуиции олим­пийской космогонии и завело, в конце концов в тупик саму натурфилософию, которая начинала свой путь с попыток осмыслить и философски обосновать эти интуиции греческого мифа.

В период средней классики софисты соотносят свои эстетические представления не только с громадой мирового космоса, но и с его конкретными проявлениями, в том числе и с реалиями человеческой жизни и деятельности. В результате в центре внимания их эстетических размышлений оказывается эстетический потенциал языка и слова, а также связь красоты и пользы. Эстетические взгляды софистов были приведены в соответствие с исходным, для их философии, принципом относительности .144В соответствии с такой установкой, в центре внимания софистического понимания эстетики оказывается не тело, которое едино для макро- и микрокосмоса, а то, чтоспецифично для человека: его речь и язык. Основатель софистики Протагор, стал одновременно и основателем риторики- искусства слова и речи, которое представлялось ему «важнейшим из искусств» в силу его органической связи с философией.

Соответственно этим взглядам сложилось и и их представление об одной из центральных категорий античной эстетики- красоте. По мнению софиста Горгия, красота невыразима в своем объективном значе­нии и не может быть воссоздана непосредственно никакими искусствами. Обнаруживает она себя лишь опосредованно, благодаря попыткам мудрых художников подражать(mimesis) красоте космоса. В них она находит свое чувственное выражение и всегда выг­лядит изменчивой. Общим же в ее проявлениях является лишь то, что она «всегда захватывает человеческую личность, наполняя ее бушеванием страстей и переживаний». 145.

Новым шагом в попытках создать антропологическую, т.е. связанную, по преимуществу, о человеческой жизнью эстетику , явились эстетические взгляды Сократа «Он стремился обосновать идею об органической связи красоты и искусства с пользой. Под «пользой » он подразумевает все то, что способствует достижению высшей цели, к которой должен стремиться человек- этой целью является счастье жизни или высшее благо. В стремлении достичь этой цели человек и приобщается к истинно прекрасному. Представление о прекрасном у разных людей различны т.к. в стремлении каждого из них к высшей цели ,то «что полезно, для одного, может быть вредным для другого».146


В период высокой классики Платон придает учению о нравственно -прекрасном характер всеобщего эстетического принципа, что окончательно утверждает доминирующий характер эстетики в античной культуре в целом.В стремлении Платона синтезировать все предшествующие представления об античном космосе и создать его идеальную модель эстетическому фак­тору принадлежит центральная роль. Вместе с тем, у Платона, постоянно при­сутствует органическое соотношение эстетической идеи «созерцательного любования» и практической полезности: «Космос для Платона-это сплошная мировая фабрика материальных вещей ...Из небесной материи создается все земное, создается сам человек, со своим телом и душой, а это тело и душа могут быть слабыми и ничтожными, и даже злыми. Каждое земное тело и каждая земная душа прекрасны в меру их приобщенности к космосу, так что основным критерием их красоты является полная слиянность самодавлеющей созерцательности и практически полезного производства. Прекрасный человек - это сильный, здоровый, крепкий, живучий человек, но он в то же самое время и таков, что мы можем им любоваться как статуей или картиной, забывая всякую его силу и здоровье, как будто бы только он и был создан для одного любования им и для одного наслаждения его прекрасными чертами. Эта «общеантичная интуиция красоты, по крайней мере для эстетики периода классики».147.

Свое наиболее законченное выражение античные представления о всео­бщем эстетическом принципе нашли в учении Аристотеля «о середине» Термину «СЕРЕДИНА» он, следуя идее Платона, придает универсальное значе­ние, характеризуя середину, в качестве всеобщего эстетического принци­па . Он имеет, по мнению философа, отношение к организации всех сфер жиз­ни, как мировой так и человеческой. Иногда он говорит о середине в смысле меры, как о соразмерном 148, как о томосновании, которое ищут во всем. В других случаях, он придает этому термину этическое значение, характеризуя середину, как наилучшее состояние и высшую добродетель. В «Никомаховой этике», главном сочи­нении Аристотеля, посвященном проблемам этики, говорится: «добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек...Я называю серединой вещи то, что равно уда­лено от обеих краев, причем эта середина для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно и такая середина не одна и неодинакова для всех».149.Соответственно такому пониманию красоты формировались в период вы­сокой классики и взгляды на искусство. В диалоге «Федр» Платон говорит о том, что совершенным искусством владеют лишь философы, постигающие эйдосы (образцы), все же остальные заняты искусствами «несовершенными».По мнению Аристотеля, различаются красота природы, которую она творит, каквеликий художник - это красота вечная и совершенная и красота человека и создаваемого им искусства, которая проявляется не в своей универсальной, а индивидуальной форме. Объединяет же красоту веч­ную и красоту искусства лишь. всеобщий эстетический принцип середины. Объединяет он и вою человеческую деятельность если она направлен к высшей цели - совершенству и благу . «Если же всякая наука успешно совер­шает свое дело...стремясь к середине.., а обладание серединой благо­творно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину» (там же, 1106Ь,10), утверждает мыслитель.


С эстетических принципом середины, так или иначе, соотнесены все основные структурные категории культурного сознания античности и все основные институты ан­тичной культуры. Рассмотрим некоторые из этих категорий и институтов в их взаимосвязи и исторической динамике. Такими категориями являются: мера, гармония, прекрасное, подражание (мимезис), очищение (катарсис).

МЕРА(metron) пожалуй, древнейшая из категорий античного культурного созна­ния,характеризующая одну из основных норм образв жизни древних греков жизне Она утвердилась в нем, со времен первых древнегреческих натурфило­софов, которые придавали ей исходное значение в определении целостности любого телесного объекта будь то мировой космос или человек. Позднее этот термин был конкретизирован в таких категориях, как симметрия, ритм, центр,середина, которые с течением времени обретают все более отчетли­во - выраженную эстетическую окраску и использовались для характеристики макро и микро космоса в качестве эстетических объектов.Категория меры,занимает центральное место в рассуждениях основателей античной философии-важнейшего института культуры классической Греции. «Только в истинной мере реализуется гармония противоположностей» считали великие античные философы начиная от эпохи ее отцов «семи греческих мудрецов» и кончая великим Аристотелем.

ГАРМОНИЯ(HARMONIA) - важнейшая структурных категорий античного сознания. Ее первоначальное значение - скрепы, гвозди, скрепляющие части корабля, соединяющие его в некий определенный порядок, благодаря которому появляется сродное морской стихии орудие-корабль , посредством которого человек, как бы врастает в тело этой природной стихии - важнейшей для грека, который согласно мифологической традиции считал стихию моря (Оке­ана). Границей, которая обозначает ойкумену - территорию его жизни.

Умение строить корабли было делом освященным богами, не даром одним из даров титана Прометея было научение людей строить корабли. Позднее, натурфило­софы истолковывают этот термин, как определение того принципа, который лежит в основе всякой наилучшим образом организованной вещи(тела). Так, принцип гармонический организации лежит в основе всего мирового космос. Он заложен в единстве всех его разнородных элементов и частей. Если, в эпоху ранней классики пифагорейцы стремились придать принципу гармонии числовое выражение, то в дальнейшем он соотносится о такими важнейшими категориями античного культурного сознания как середина и добродетель.