ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Наиболее законченное выражение платоновское учение о космосе нашло в его знаменитом диалоге«Тимей».Согласно Платону космос-это живой организм,одушевленный,обладающий умом,сферический формой. Он совершенен и прекрасен,так как в основе его организации лежит музыкально-гармонический строй. Космос создан Богом-творецом(демиургом) в подражание вечному умопостигаемому ОБРАЗЦУ(paradeigme) универсальному живому существу в его идее(эйдосе) Соответственно этому космос видим и слышим(он представлен красотой звездного неба и музыкой сфер,слышимой в процессе его движения),однако получить представление о нем во всей его целостности может ли тот,кто сумеет объединить созерцание неба в его движении(пространстве),со знанием мирового закона (Логоса).которое может быть получено только путем овладения диалектикой,без которой невозможна культура разума; наукой о числах,без которой немыслима никакая мудрость и подлинная добродетель и музыкой,без которой невозможно установить связь музыкально-гармонического строя космоса с организацией музыкально-гармонического строя человеческой души и государства(Платон.«Государство»(430 е,432а,616а,617с. «Тимией»47д)
Учение Платона о «едином» стало, в эпоху завершения классического периода, тем идейным основанием, которое придало античной культурной традиции целостность. С Платоном буквальная(общитнно- родовая мифология,еще не уходит в прошлое,а «реставрируется при помощи диалектического метода и превращается в детально разработанную космологию, которая становится,для Платона, «идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества».120Следуя этому образцу человек,овладевает Логосом достигает совершенства, в полной мере реализуя себя в качестве микрокосмоса-единственного земного существа владеющего ЛОГОСОМ
ОСНОВНЫЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мудрость состоит в том, чтобы знать
все как одно.
Гараклит
Исходным смыслообразующим элементом культурного сознания античного человека в классический период была категория ЭЙДОСА. Его первоначальное смысловое значение, определялось как «видимая форма». В этом своем значении термин эйдос, употребляли основатель греческой медицины Гиппократ и «отец истории» Геродот. Позднее, в эпоху средней классики в этом же значении его использовал историк и философ Ксенофонт, автор знаменитых «Воспоминаний о Сократе».В период высокой классики Платон придает ему универсальное значение, как исходному принципу космической организации. По мнению философа любая вещь и мир в целом, обладающие телесный природой, имеют свои эйдосы. В качестве эйдоса эйдосов выступает Единое (Благо).В некоторых случаях Платон отождествлял термины эйдос и идея, рассматривая эйдос ,как образец для реальных веществ и существ. Истолкованный таким образом эйдос Платон обозначает оловом парадигма ( образец) .Значение этой категории в культурном сознании античного мира определялось тем, что, античные мыслители (и прежде всего Платон),использовали его для придания своим культурологическим конструкциям образцового, общезначимого характера. Согласно учению Платона познание эйдосов возвышает и очищает душу, дает истинное знание и позволяет правильно ориентироваться в пространстве. В процессе познания эйдосов человек обретает знание той высшей цели (Блага), к которой человек должен стремится всегда и во всем, без этого ни о какой культуре, применительно к человеческой жизни, не может быть и речи. Учение об эйдосах организует все основные структурные элементы космологии Платона такие как: УМ (средоточие всего осмысленного, оформленного, созидательного, активного), ТЕЛО(живое, прекрасное тело космоса), МИРОВАЯ ДУША (самодвижущее начало космоса). Такие качества миропорядка, как красота, добродетель также являются результатом подражания его эйдосу, выступающего в роли главного принципа космической организации. Этот порядок Платоном рассматривается не абстрактно. Философ придает ему телесный облик и пластичные очертания. Подражая идеальному космосу человек обращает для себя источник физического и духовного здоровья, такое подражание, является необходимым для тех .кто стремится к благой (счастливой) жизни. В диалоге «Горгий» Платон, вкладывает в рассуждение одного из его персонажей - Сократа, следующие мысли: «Речи достойного человека всегда направлены к высшему благу, он никогда не станет говорит наобум, но всегда держит в уме какой-то образец, как и все остальные мастера, стремясь выполнить свое дело, каждый из них выбирает нужные снасти не кое-как, но чтобы вещь, над которою они трудятся, приобрела определенный вид. Взгляни если хочешь на живописцев, на строителей, на корабельных мастеров, кого ни выберешь, в каком порядке располагает каждый все части своей работы, подгоняя и прилаживая одну к другой, пока не возникнет целое - стройное и слаженное! Подобно остальным мастерам и те, о которых мы говорили недавно те, что заботятся о человеческом теле, - учители гимнастики и врачи - как бы налаживают тело и приводят его в порядок... А порядок и слаженность в душе надо назвать «законностью» и «законом» и через них становятся люди почтительны к законам и порядочны, а это и есть справедливость и воздержанность». «Горгий»121. В IV книге диалога «Государство», где речь идет об идеальной модели государства, Платон утверждает, что основу его составляет идея порядка, организации ( при помощи закона) жизни всех входящих в него граждан. При этом он замечает, что «...в вопросе совершенствования государства способность каждого гражданина делать свое дело соперничает о мудростью, рассудительностью и мужеством» т.е. о той «гармонией добродетелей «в душе человека, которые образуют в ней «некое созвучие и гармонию ... нечто вроде порядка - космоса.»122
Универсальное смыслообразующее значение эйдоса определялось и тем, что объединяя в сознании эллинов в единое целое все многообразие материальных, и духовных элементов он давал возможность представить это единое в, телесных, зримых, пластических образах, что было немаловажно для них, считавших зрение «источником величайшей пользы».В диалоге «Тимей» Платон утверждает: «Да я говорю о зрении, как об источнике величайшей для нас пользы, вот и в нынешнем нашем рассуждении (речь идет о космосе Г.П.) мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе Вселенной, если бы не видели ни звезд, ни Солнца, ни неба. Поскольку же день и ночь, круговороты месяцев и годов, равноденствия и солнцестояния зримы, глаза открыли нам число, дали понятие о времени и побудили исследовать природу Вселенной, а из этого возникло то, что называется философией и лучше чего не было и не будет подарка смертному роду от богов. Я утверждаю, что именно в этом высшая польза очей».123Из этого рассуждения Платона следует, что власть зрения распространяется им не только на мир предметов и тел, но и на мир умопостигаемых сущностей-мир идеальный. То, что это действительно так, свидетельствует и еще одно описание идеального космоса в диалоге «Федон». Он представлен в этом диалоге в образах, которые во всем подобны образам предметного мира, только здесь, яркость их « чувственных красок» интенсивней, а «красота форм» более совершенна. Здесь нет «затемняющих» их моментов и всяких земных несовершенств. Этот мир блещущий яркими красками, наполненный прекрасными предметами и чистейшим воздухом, населяют люди ведущие блаженную жизнь. Они непосредственно общаются здесь с богами.124(110b- 111c). В будущем эти живые картины идеального мира, столь подробно и зрительно достоверно представленные Платоном, вновь оживут в произведениях европейской живописи эпохи Ренессанса и Классицизма, стремившейся придать образам искусства идеала правдоподобие и жизненную достоверность .
Вторым, важнейшим смыслообразующим элементом античной культуры был ЛОГОС. Этот термин, употреблялся в античности во многих различных смыслах (слово, понятие, определение, закон, суждение, мысль, принцип, причина, наука, метод, разум). Главными же из них являются речь, язык и закон.Определяя в своем трактате «Политика» сущность человека, Аристотель называет его «существом обладающим логосом», потому, что «...один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам... но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно, как и то, что справедливо и несправедливо...только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства».125.При этом античный мыслитель отмечает, что владение логосом дает человеку возможность в полной мере реализовать себя и как существо общественное. Таким образом, логос, как считает античный мыслитель, объединяет разум и нравственный закон мудрость и социальную практику.
Первая попытка создать философию логоса была предпринята в период ранней классики великим античным философом Гераклитом. В сохранившихся свидетельствах древних об учении этого мыслителя есть афоризмы посвященные логосу. Вот некоторые из них: «Люди- боги, боги- люди. Ибо логос один для всех» .Древние комментаторы истолковывали смысл этого изречения Гераклита следующим образом «.Тайное явно, Бог в человеке, и человек- Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово(Логос)-Посредник(между Богом и человеком, общий им обоим»126. К этому комментарию, христианского учителя из Александрии, жившего во II в. н. э. следует добавить, что Гераклит, в отличие от своего комментатора, в качестве единого Бога, признавал не Христа, а Мировой Ум: «...мудрым Существом можно считать только одно: Ум могущий править всей Вселенной».127Символом этого могучего существа он считал огонь. Об этом говорится в одном из самых известных изречений, великого мыслителя: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий.».128. Таким образом,ум и огонь, у Гераклита, не что иное, как синонимы логоса .Знание логоса, считает Гераклит это высшее знание, дающее мудрость: «Выслушав не мою, но эту - вот Речь(Логос).должно признать, мудрость в том, чтобы знать все как одно». Однако, знание логоса, хотя действие его очевидно, у большинства людей отсутствует: «Эту - вот Речь(Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать ее, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом),они подобны незнающим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и веши, какие описываю я, разделяя их согласно природе (истинной реальности) и высказывая их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как это не помнят спящие».129Знание логоса, является той основой, которая способна дать человеку правильное понимания как мироздания так и своей собственной жизни. Оно противопоставляется Гераклитом, «многознанию» котором он говорит с издевкой и презрением, так как только «знание логоса способно научить человека уму». В период ранней классики, к которому относится деятельность Гераклита, логос таким образом, с одной стороны, отождествлялся с реальной вещью (огнем, например), о другой, как основной закон и принцип космического миропорядка, как своего рода судьба, властвующая не только над людьми, но и богами. Даже солнце, - говорит Гераклит, - не может преступить положенную ему меру, так как иначе их настигнут Иринии - блюстительницы Дии(правды).Знаменитый фатализм древних греков, одним из главных своих истоков имеет такое понимание логоса.130
В период средней и высокой классики идея логоса соотносится с человеком, который характеризуется, как «живое существо обладающее логосом»131-, так определяет егоАристотель. . Подобное представление о человеке, - пишет Г.-Г. Гадамер, - «стало в западноевропейской традиции стало каноническим в том смысле, что человек animal raсionale , разумное живое существо, отличается от прочих животных способностью мышления. Следовательно греческое слово Logos воспринимается как разум, а соответственно и мышление. На самом же деле это слово, прежде всего, означает язык». Несмотря на то, что в античном мире термин логос употреблялся постоянно и в разные эпохи ему придавалось различное значение, он все же является «оригинальным порождением греческого гения»132и характеризуется прежде всего тем ,что в нем утверждается идея о глубочайшем единстве мысли и слова и неразрывной связи их с практическим использованием. Характер воздействия логоса на человека, его гармонизирующая роль в деле формирования «лучшего» человека и «образцового гражданина» была рассмотрена Платоном в его диалогах «Государство» и «Законы». В них логос включен, наряду с мифом, в мусические искусства являющиеся одним из двух важнейших элементов «великой пайдейи».
Третьим, важнейшим смыслообразующим элементом античного культурного сознания, является ЧИСЛО. Эта категория имеющая отношение к структурной характеристике античного космоса, издревле, еще со времен древней натурфилософии, вызывала интерес античных мыслителей. Она интересовала их и с точки зрения той огромной роли, которую, по их мнению играло число, как в организации мирового космоса так и в человеческой жизни.Античное учение о числе опиралось на мифологическую интуицию, в греческой мифологии постоянно встречаются числовые обозначения тех или иных ее структурных элементов. Числа определяют натурфилософ количество божественных персонажей, жертвенных приношений, участников тех или иных событий. Так у Гомера, число 3 употребляется 123 раза, у Гесиода, в "Теогонии", прародители богов имеют тройное потомство. В "Илиаде", герои Эллады Диомед и Ахилл, после гибели друга Ахилла Патрокла, приносят в жертву 12 пленников,12 жертвенных бычков. В «Одиссее»,12 участников одиссеевской разведки, 12 женихов Пенелопы,12 рабынь, неверных служанок, казненных в доме Одиссея,12 фракийских царей и т.д. и т.п.
В период ранней классики Пифагор и представители его школы, впервые придают учению о числе универсальное значение. Они пытаются, используя число объяснить различия отдельных вещей, добродетель, произведений искусства. Пифагор, был первым из античных философов, который предпринимал попытку создать математическую модель, как макро так и микро космоса, объявив числа "элементами всего сущего 133. В этот период, когда числа отождествлялись с вещами(позднее им придается значение, как структурным элементам космоса) Пифагор утверждал, что без использования чисел невозможно никакое познаниетам .134Пифагорейцы приписывали числам, созидательную функцию, которая проявлялась, в частности, в том, что числа образуютопределенные геометрические формы. Связь чисел и геометрической фигурности, определялась, путем обращения к исконной интуиции античной мифологии, которая представляла мироздание в виде сформированного и точно очерченного, вещественного и вполне материального тела. Пифагорейцы создали учение не только о единой числовой первооснове правильности геометрических форм, но и развили учение о музыкальной гармонии, придав ему всеобщее космическое значение, что дало начало представлению о космосе, как о «хорошо настроенном музыкальном инструменте» (Платон). Пифагореец Филолай учил, что «числа являются принципом всеобщего оформлени» , как у богов так и у людей, в природе в искусстве и во всем космосе.135При этом, пифагорейцев интересовали не только «конечные числа», но и «число вообще" и главным образом его значение в понимании не суммы частей, а целого.Гераклит трактовал число, как единство «конечного и беспредельного» и рассматривал его в единстве с эйдосами и логосом, как структурное выражение «единого». Позднее такое понимание числа получит развитие у Платона.
О том значении которое число играет в человеческой жизни размышлял , последователь Пифагора и Гераклита натурфилософ и создатель комедии Эпихарм (VI-V вв до н.э.): «Человеческая жизнь очень нуждается в счете и числе. Мы живем числом и счетом. Ибо это сохраняет жизнь смертных.».136
Свое окончательное оформление, основанное Пифагором учение о числе, находит у Платона, »...вся система Платона, - пишет Лосев, -особенно в поздний период, буквально пронизана числовыми теориями и числовыми интуициями».137Согласно Платону, всякое число занимаетсреднее место между неделимой единицей и бесконечностью, между пределом и беспредельностью и реализует себя, о одно стороны, в числовом выражении, в другом, мыслится чем- то подобным геометрической фигуре, возникающей на бесформенном фоне. Концентрированное выражение платоновское учение о числе нашло в диалоге «Послезаконие». В этом последнем диалоге великого мыслителя, который считается продолжением диалога «Законы», наука о числе рассматривается в контексте определения мудрости и рассуждения об астрономии, как опоре и источнике благочестия, главной добродетели и высшей мудрости. «Высшая сущностная мудрость есть наука о числе»138(976с-979е), утверждает Платон. Знание числа открывает путь к мудрости потому, что дает человеку возможность «правильно созерцать небо (Космос, Олимп)», а знание их рождает у нас «всякую другую разумность, вместе с общим понятием о числе, да и все остальные блага ...Самым главным будет если человек разберется в его(космосе, неба) круговращении»139.Истинная астрономия это не астрономия Гесиода, ограничивающаяся наблюдением над заходами и восходами светил, а рассмотрение их движения исходя из знания науки о числах, но не тех, что имеют предметное выражение, а вообще о зарождении понятия «ЧЕТ» и «НЕЧЕТ» и о том значении, которое они имеют в природе вещей. Тот, кто это усвоил может прийти к пониманию того, что носит имягеометрия -науки о том , «как выразить на плоскости числа по природе своей неподобные». Вслед за ней идут такие науки, как стереометрия, арифметика и геометрические прогрессии. Их изучение должно осуществляться при постоянном сопоставлении частного с общим (т.е. с наукой о самих числах) и с убежденностью в старшинстве души над телом. Общий вывод Платона из его учения о числе таков: «Всякая геометрическая фигура, любое сочетание чисел или гармоническое единство имеют сходство с круговращением звезд, следовательно единичное для того, кто надлежащим образом его усвоил разъясняет все остальное… Я считаю поистине мудрейшим человека охватившего таким путем все эти знания» .140. Диалог содержит также, рассуждение о «божественности осмысленного числом космоса»141и об «астрономической добродетели»-высшей мудрости тех правителей Государства, которые ей обладают. Людям достигшим наибольшей опытности в «божественной астрономии» (ее Платон отождествляет с философией) надлежит представлять в государстве главные посты. Созерцание небесных сил(Солнца, Луны, неподвижных звезд и пяти планет)способно возвысить человека к добродетели при жизни и к благому существованию после смерти. В этом отношении эллины это законные и достойные наследники учений о космических богах.