Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 572

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

Писатель-сатирик и мыслитель Лукиан из Самосаты, живший в эпоху так называемого «золотого века» Рима, писал: Стремление к образованию это путь к лучшему, единственная возможность преодолеть мелкое и ничтожное в человеческой жизни., даже самые значительные достижения в ремесле и искусстве не могут сравниться с образованием в деле совершенствования человека. Только оно делает его способным совершать «блестящие деяния»,произносить «возвышенные речи», придает ему «благородный облик», дает возможность снискать «почести, славу, общую хвалу, почетные места в театре, влияние и власть».230Это время начала римской литературы и драматургии, которая использует в качестве образцов переводы греческих поэтов и драматургов.

Среди знатоков и распространителей греческого языка и культуры, стремившихся усилить в Риме греческое культурное влияние, был прославленный полководец, командовавший римскими войсками, завоевавшими и разрушившими Карфаген Сципион Африканский(младший), вокруг него образовался круг людей в который входили сторонники греческой пайдейи :философ Панетий, историк Полибий, поэт-комедиограф Теренций и др. Он получил названия «Сципионовского кружка».Впервые идеи «культуры humanitas»(человечности) получили распространение в Италии благодаря членам этого объединения. Позднее активными пропагандистами идей первого гуманизма стали ,связанные с ним философ и ученый Марк Теренций Варрон и выдающийся мыслитель и оратор Древнего Рима Марк Тулий Цицерон. Они использовали этот термин «humanitas» в смысле характеристики определенного состояния индивида и в общем смысле, как такую «любовь к мудрости, которая носит не абстрактный характер, а сопровождается постоянными штудиями в области «добрых наук».Их младший современник, римский писатель Авл Геллий, живший во II в н. э. в своем сочинении «Аттические ночи» дает такое определение humanitas: «Те, кто создавал латинские слова и кто ими правильно пользуется, понимают под «humanitas» не то , что понимает под этим словом чернь, что греки называют «филантропия» и что обозначает некую готовность помогать и благосклонность ко всем без различия. Но «humanitas обозначает примерно то, что греки называют пайдейя, а мы образованием и обучением благородным искусствам…Стремление к этому знанию и обучение ему из всех живых существ дано одному человеку и поэтому оно называется «humaninas» .Именно в этом , втором смысле, употреблялось это слово «humanitas» Марком Варроном и Цицероном.231


Марк Теренций Варрон(116-27)- крупнейший ученый энциклопедист, государственный деятель. Друг Цицерона. Автор боле 600 сочинений ,посвященных истории , культур, религии, юриспруденции, литературе и искусству ,сельскому хозяйству Греции и Рима.:«Древности божеские и человеческие», «О латинском языке», «О сельском хозяйстве» Его несохранившееся сочинение «Свободные дисциплины»,считается рядом исследователей , первой попыткой систематизировать античное знание, положившей начало формированию системы т.н. «семи свободных искусств».Наиболее известные произведения «Образы»(литературные портреты 700 выдающихся греков и римлян и «О сельском хозяйстве». Уже при жизни суждения Варрона пользовались непререкаемым авторитетом в области античной науки и истории.

Цицерона Мак Тулий(106-43)выдающийся римский философ и ритор создал,опираясь на греческие образцы, многочисленные «штудии» в области философии,этики,политического красноречия и стал благодаря этому одним из с самых авторитетных и читаемых авторов не только поздней античности , но и последующих эпох Средневековья,Ренессанса и Нового времени. В значительной степени благодаря его трудам, созданная Платоном и Аристотелем пайдейя, легла в основу гуманистических ценностей классической Европы и связанной с ней системы образования и воспитания. Примером подтверждающим эти слова может служить историческая судьба одного из трактатов Цицерона «О обязанностях», который вызывал пристальный интерес не только у ученых богословов средневековья, гуманистов Ренессанса, но и представителей культуры Просвещения.232Содержание этого трактата показывает, что Цицерон следует традициям греческой пайдейи , считал, что главной обязанностью человека является стремление к нравственно- -прекрасному и перечисляет те добродетели, которые с ним связаны:1. познание истины(coqnito).2.Двуединую добродетель(справедливость и благотворительность). 3.Величие духа. 4. Благопристойность и умеренность. В трактовке Цицерона все эти добродетели, известные еще грекам классического периода, приобретают значение «высших человеческих достоинств» конкретного человека- индивида,. В другом своем произведении «Послании к Лелию» Цицерон, подтверждая ориентацию всей своей культурной- нравственной концепции на индивидуального человека, пишет: «Не было человека ни лучше Сципиона Африканского, ни более знаменитого. Теперь все взоры устремлены на тебя одного… за то считают тебя мудрым, что все блага по – твоему , заключены в самом человек ,(выделено мной Г.П.)и доблесть ты ставишь выше превратностей судьбы».233В трактате «О природе богов»,Цицерон утверждал, что человек рожден природой не « для игры и шуток, но скорей для серьезного и для каких – то важных и значительных занятий». Во второй главе этого трактата, которая в основе своей посвящена человеку Цицерон, следуя аристотелевской традиции пишет о том, что нет ничего прекраснее мира ибо он пользуется разумом, а в силу своей разумности в нем нет ничего лучшего, чем добродетель и по этому он мудр.234Человек рождается, чтобы созерцать этот мир и подражать ему, и хотя он сам по себе «никаким образом не совершенен» так как является всего лишь частицей совершенного мира, но, может стать совершенным благодаря использованию тех качеств, которыми наделила его природа для стремления к высшим целям, поставленными ею перед ним, как своим лучшим творением. «Прежде всего сам мир был создан ради богов и людей, все что в нем есть изготовлено и придумано для пользы людей. Мир - это как бы общий дом богов и людей, или город тех и других, потому что только они пользуясь разумом, живут по праву и закону».235Природа щедро поступила с человеком, мы все приобрели изобретением разума, восприятием чувств и употреблением умелых рук. Получили кров, стали одеты, здоровы ; создали города, стены, дома и храмы.236


В заключительный период античной эпохи был сделан значительный вклад в формирование «системы свободных искусств» римскими писателями: Сенекой, Плутархом ,Августином ,Боэцием и Касиодором.

Сенека( 5 до н. э-65) выдающийся представитель римского стоицизма (малая Стоя) писатель, поет, философ.. Автор : трактатов «О гневе». «О провидении», знаменитых «Нравственных писем к Луцилию»,трагедий. «Нравственные письма к Луцилию» (124исьма.) В центре ,внимания в письмах образ «доблестного мужа», носителя добродетели в духе римской «культуры «humanitas» .В них также дается характеристика ,с позиций стоической философии, т.н. «свободных искусств». Рассматривается их отношение к философии и добродетели Сенека отказывается считать «свободными» те искусства» , которыми, как он замечает, занимались «наши предки» таких как -борьбу, метание копья, верховую езду, владение мечом т.е. те виды деятельности которые в греческой пайдейе были необходимым элементом воспитания, предполагавшего гармоническое сочетание телесного и духовного совершенствования человека, Сенека считает, что все эти искусства не влияют непосредственно на совершенствование Души, основу которого составляет « незыблемое знание добра и зла», которое доступно лишь философии. Ссылаясь на Посидония, Сенека различает четыре вида искусств: будничные и низкие,(ручные ремесла) , потешные (услаждающие глаз и слух) , детские и свободные, совокупность, которых греки называли «энциклопедической пайдейей». Свободные искусства играли роль подготовительного «пропедевтического»знания для изучения философии. Подлинно «свободные» или даже, вернее сказать дающие свободу искусства- это те, что пекутся о добродетели». Среди них первенство принадлежит философии. Сенека называет три главных добродетели : храбрость, верность, человеколюбие. «Добродетель достигается и без свободных искусств»,к которым относятся науки изучающие природу и те на которые опирается философия. Поэтому и в философии и в «свободных искусствах» истинное значение имеет только то знание, которое способствует воспитанию добродетели. Так в философии это мудрость(«софия»), .которая «есть ее конечный итог». Мудрость- знание « всего божеского и человеческого»Сенека различает ,таким образом философию и мудрость. Философия не сама мудрость, а стремление и путь к ней., поэтому философия и добродетель нераздельны .Сама «философия делится на три части: нравственную ,естественную и ту, что посвящена разуму. Первая вносит порядок в душу. Вторая исследует природу. Третья испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательств, чтобы ложь не вкралась под видом истины». Часть философии посвященная разуму, в свою очередь, делится на две части.. первая именуется диалектика ,вторая риторика . «… жизнь наша –милость богов, а благою делает ее философия, которой мы и обязаны больше, чем богам, настолько же, насколько благо в жизни- лучший дар, нежели сама жизнь…» 237


Плутарх(45- 120) -греческий писатель, философ- моралист. .Как последователь Платона он выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые»Сравнительные жизнеописания»,. «Моралии»,включающие «Застольные беседы»(8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается так же крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящены ряд его произведений. Будучи эклектиком П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма ,идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П. философия это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия»(«человеколюбие», «эллинистическая гуманность»).Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику ,диалектику и грамматику(понимаемую как вспомогательную дисциплину) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств»,составивших основу общего образования в Средние века. Значительный вклад в придание организации свободных искусствсистемного характера сделали представители т.н. патристики-идейного течения стоявшего у истоков «ученой культуры Средневековья».

Аврелий Августин, римский ритор, а впоследствии христианскаий философ и богослов епископ гипонского монастыря в Северной Христианский писатель, теолог, видный представитель латинской патристики .Основатель теизма -одного из трех главных идейных течений в христианской идеологии Согласно его доктрине существует возможность синтеза знания и веры, при непременном приоритете веры .Разум, утверждает, Августин «имеет обширное приложение и распространяется на все почти искусства и дела человеческие»238Августин придал идеям патристики логическую завершенность. В онтологии (учении о бытии) он следовал представлениям неоплатонизма, соотнося их с христианским вероучением. о Божем творении всего сущего В гносеологии считал, что истину можно постичь сразу в «чистом виде» и без ошибок простым актом веры, но одновременно утверждал, что человеку присуще «страстное» стремление «исследовать» таинство откровения с помощью естественного света разума Результат этих усилий он обозначал термином intellektus-т. е понимание, рациональное проникновение в смысл откровения, при котором человеческий разум нащупывает свой путь к полному свету блаженного видения. «Откровение зовет нас уверовать; если мы не уверуем, мы не поймем ,тот кто ищет истину в Откровенном слове будет вознагражден пониманием». Этот тезис Августина в котором синтез еры и знания, трактуется с позиций приоритетной роли веры, стал исходным для одного из направлений христианского богословия-теизма «Это была рациональная интерпретация христианского откровения в терминах платонической и неоплатонической философии. Фома Аквинский наиболее авторитетный представитель христианской теологии писал: « Августин шел по следам платоников столь далеко насколько вообще для него это было возможно»(«Summa Teologica», I,gu.84, art .5)239В второй книге своего трактата «О порядке» («Du Ordine») Августин рассматривает «семь наук»» («свободных искусств»), как семь ступеней возведения чувственного познания к умопостигаемому. При этом решается главная задача философии –ее сближение с теологией предметом, которого является восприятие непостижимого Единого. Душа человека склоняется к чувственному миру и не может познать самое себя, что является причиной того, что большинство людей не знает, что такое Разум. Поэтому, начинающий обучение должен начать с обращения к авторитету в качестве которого для него выступают «великие, почти божественные мужи»240(Имеются ввиду неоплатоники, прежде всего Порфирий). В «душах мудрых записан неизменный божественный Разум ,поэтому организовывая порядок обучения согласно этой неоплатонической традиции мы приводим разум человеческий к разуму божественному. Таким образом, если обучение организовано через авторитет и Разум, то Душа человека, прошедшее такое обучение возвращается к себе самой Начав с веры в Бога, Душа( человека) вновь возвращается к себе собой, но уже обогащенная светом Божественного откровения. В этом рассуждении Августина утверждается принципновой европейской христианской духовности 241в которой вера и знание обретают единство не в космической гармонии, а в целое в Логосе-слове Бога. Важнейшая роль духовной жизни человека принадлежит, по мнению Августина,памяти В знаменитой «Исповеди» этой проблеме посвящена значительная часть ее Xглавы. формирование новой духовности Разум начинает с «изобретения» языка(грамматика).затем следует «изо«изобретение» диалектики и риторики . Соответственно этому обучение следует начинать с этой тройки наук ( искусств) : грамматики, диалектики, риторики( trivium ) составляющих в мышлении-«рациональное» т .е то в чем логос(слово) находит свое наиболее полное выражение Соответственно Логос трактуется Аврелием, как то, что объединяет эти науки в некое единое целое (что вполне согласуется с неоплатонической традицией). Не менее органично такое истолкование согласуется и истиной «Священного писания» в, котором (см. Евангелие от Иоанна») содержится известное изречение «Вначале было Слово и слово было у Бога и Слово было Бог. Вместе с тем. утверждает Августин все эти науки «вытканы» и разумом с помощью чисел, что объединяет «тривиум» с «квадриумом» с четверкой свободных искусств в которых число играет определяющую роль (арифметика, геометрия, астрономия, музыка»).242Эти рассуждения Августина положили начало, наряду с сочинением Марциала Капелы) формированиясистемы «семи свободных искусств»,ставшей фундаментальным основанием как общего образования в Новой Европе, так и предпосылкой для развития ,высшего университетского образования. Самые выдающиеся достижения А. это-создание универсальной духовной системы и разработка новой христианской концепции исторического развития.


Значительный вклад в периориентацию культурного наследия античности в духе новых зарождающихся реалий социальной и культурной жизни был сделан в позднеантичную эпоху философом Боэцием (48о-524 в. н. э. ) римский философ ,ученый , поэт ,теоретик музыки ,государственный деятель Его автора знаменитого сочинения «Об утешении философией»,которое было одним из наиболее авторитетных античных произведений поздней античности, в период Средневековья и Ренессанса. называли «последним римлянином» и первым философом Европы- «отцом схоластики». Свою концепцию человека Боэций изложил трактате «Против Евтихия и Нестория» в котором писал: «…применительно к универсальным субстанциям (космосу ,природе Г.П.) нигде не может быть речи о личности; но только применительно к единичным и индивидуальным. В самом деле, нет личности животного или человека вообще; но Цицерон или Платон, или другие единичные индивиды могут быть названы (отдельными) людьми».В соответствие с этим рассуждением он формулирует свое определение личности. По его мнению оно должно быть понято, как производное от античного термина «лицо»(persona),которое произошло «от тех личин (или масок),которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных(выделено мной Г.П.) друг от друга людей…надев маски они представляли в трагедиях и комедиях индивидуальных людей» Такой же смысл вкладывали греки в термин«prоsрon», и в латинский термин «persona»Цицерон и Теренций и предполагавшиt понимание человека не как микрокосмоса, а как индивида. «,поскольку личность есть только у субстанций, причем разумных; поскольку всякая субстанция есть природа; и поскольку, наконец, личность присуща не универсальному,а только индивидуальному, постольку определение личности найдено; «Она есть индивидуальная субстанция разумной природы( naturae rationabilis individual substantia)»243Таким образом, благодаря этому новому определению человека, благодаря , в контексте которого Боэций осуществил комментирование наследия Аристотеля, античная культурная традиция стала достоянием новой Европейской культуры и оставалась. Аверинцева, «значимой вплоть до начала индустриальной эпохи».Этот «аристотелевский цикл» 60 Европейской культуры был, в основе своей, процессом культурного самосознания индивида, завершившийся его самоопределением как свободной личности.

Косиодор .был римский патриций,сенатор и советник Остготского короля Теодориха. Он стал одним из первых энциклопедистов Средневековья, поставивший своей целью собрать. Систематизировать и использовать для укрепления в сознании священнослужителей христианской идеи наследие античности и Основал знаменитый монастырь «Вивариум», славившийся своей библиотекой и скрипторием. При монастыре была организована своеобразная духовная академия, готовившая не только ученых теологов, но и переписчиков книг. Считал, что лучшие условия для культурного досуга способен предоставить только богатый монастырь. Коссиодор убедил папу Агапита организовать такую же школу в Риме. Библиотека «Вивариума» постоянно пополнялась, а поступающие издания тщательно систематизировались и редактировались. Книги создаваемые в монастыре распространялись и за его пределами. Коссиодор создавал комментарии к священным текстам и при этом стремился найти в них тенденции, связанные с разными «свободными искусствами»: грамматикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией. Коссиодор полагал, что языческие свободные искусства – лишь удаленная производная библейского образца. В Библии следовательно, можно найти все фигуры стиля, то есть грамматику силлогизмы, и диалектические определения, риторические приемы, а равным образом – понятия арифметические и геометрические».244В своем сочинении «Institutiones». Коссиодор впервые рассматривает семь «свободных искусств», в качестве светской культуры, изучение которых является необходимым для тех, кто стремится к совершенствованию в богословской науке. Детально рассматривая во второй книге своего сочинения эти науки, К. различает в них те, которые относятся к «Ars» (грамматика, риторика, логика), и disciplina (к ним относятся четыре части математики, составляющие “квадривиум”),положив тем самым начало созданию системы образования в зарождавшейся Европе. Подобные очаги образованности существлвали и в других окраинных уголках как западной так и Восточной Европы. Сходную роль сыграл в становлении ученой культуры Средневековья в Испании Исидор епископ Севильи(570-636) ,считавший ,что для верного понимания Священного писания необходима светская культура. Богослов и компилятор классических текстов он создал обширный энциклопедический их свод под названием «Этимология» или «Начала» (Oriqines), опираясь на который можно было, не обращаясь к самим текстам античных авторов, ознакомиться с их идеями и использовать их мудрость в деле укрепления христианской веры.. В значительной степени благодаря Исидору Севильскому. была сохранена идея синтеза античной традиции и христианства в этой части нарождающейся Европы. В Англии сходную роль сыграла деятельность англо-сакса,проповедника Евангелия Беды, «перенесго на британскую почву античную культуру»245