Файл: 3_культура образца.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 588

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Словарь 101-119

Формирование образца

II. Смысловое единство, разнообразие и структура

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Теогония

Космогония и космология

Чжуан цзы

Приложения

12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.

2008,С.103-199

32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М

Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)

I. Ведическая традиция

Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)

Пространство, время, закон в системе ведического знания

Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья.

Учение о таттвах и гунах

Проявления пракрити

Практика йоги и ее эволюция

Философия йоги

Йога и проблема человека в этике упанишад

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 9. О знании и воспитании)

___________________________________________________________________ Структура и краткое содержание ведических текстов

___________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Античная культура логоса и греческая пайдейя

Лучшее для смертных – здоровье –

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич .

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Древнегреческая мифология

Уран - гея

Понт – гея

Зевс (Дий)

Посейдон

Аид (Гадес)

Культурно-исторические термины и хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии

Среднюю классику, к которой относится деятельность софистов, называют эпохой Греческого Просвещения. Созданная ими система образования и воспитания- софистическая пайдея получила в позднее ,у римских стоиков развитие, в качестве «первого гуманизма. 178 Ее культурное значение состояло в том, что в это время античный человек впервые с достаточной четкостью осмыс­ливает свое положение в мироздании и тем самым, перестает рассматривать себя всего лишь, как эманацию космоса. Наиболее последовательное выраже­ние это нашло в знаменитом определении человека, которое было дано ос­нователем движения софистов, Протагором: «Человек есть мера всех ве­щей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».179Комментируя это определение один из античных философов пишет, что Протагор таким образом, утверждает, « что человек есть критерий всех дел ...И вследствие этого он принимает только то, что является каждому от­дельному человеку, и таким образом вводит принцип относительности».180В соответствии с такой установкой, в центре внимания софистического понимания оказывается не тело человека, которое едино для макро- и микрокосмоса, а то, чтоспецифично для человека: его речь и язык (логос), благодаря которому он выражает все мно­гообразие своих представлений о мире. Именно логос , понимаемый как , язык, слово занимает в системе софистического воспитания центральное место. Протагор , основатель и наиболее выдающийся представитель софистического движения, был создателем риторики - ,равного по своей значимости философии,института античной культуры Традиция приписывает ему изречение: « Труд и работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, кто его любит. Труден, правда, и язык, но его цветы богаты и всегда новы ...».181Софистам принадлежит мысль о том, что слово и культура речи играют важнейшую роль в формировании у человек духовных качеств. Один из виднейших софистовГоргий, подтверждает, верность древнего убеждения, что слово «формирует душу, как хочет». Он называет его, великим властелином совершающим чудеснейшие дела. Слово способно из­гонять страх и уничтожить печаль, вселить радость и пробудить сострадание Другой представитель софистов, Продик, считал, что духовное воспитание следует начинать с обучения правильному употреблению имен (синонимике). Софисты были первыми из греческих философов, которые выступили в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, некоторые из них. за это получали плату что, как правило, вызывало у других философов осуждение и даже презрение. С течением времени риторика превратилась в один из главных (наряду ч философией) институтов античной культуры. В классической Греции, вместе с тем, он не получил широкого распространения, хотя в период высокой и поздней классики ораторское мастерство ценилось высоко и дало таких прославленных мастеров слова, каким был афинский оратор Демосфен. Утверждение риторики в качестве института культуры было связано в IV до н. э. с Исократом- преподавателем красноречия(искусства слова) из Афин. Его деятельность,как составителя судебных речей, писателя и политического публициста «способствовала переходу ораторского искусства в область художественной литературы… начиная с Исократа жанр публичного выступления приобретает то огромное значение, которое сохранится за ним в эллинистической и римской культуре и окажет немалое влияние на направленное обучение».182В процессе преподавательской деятельности софистов образовались две группы знания, получившие позднее(в эпоху Средневековья) латинские наименования :trivium и quadrivium .В первую из них, входили: грамматика, диалектика, риторика. Во вторую, геометрия, арифметик, астрономия и музыка. Одним из крупных их знатоков считался софист Продик.Они составили энциклопедическую пайдею- систему общего образования183 которая первоначально практиковалась софистами в частных школах в ,которых обучались в основном представители состоятельных слоев полиса т.к. обучение в них было платным. Интерес к проблеме воспитания был постоянным на всем протяжении классического периода, но приобрел особое значение в V веке до н. э., когда развитие греческого полиса достигло своего расцвета, что потребовало пересмотра традиционных форм воспитания и приведения их в соответствие с новой социальной реальностью. Суть этих перемен состояла в том ,что если в ранний период приоритетную роль в воспитании гражданина полиса играли проблемы и методы телесного, физического совершенствования человека, то в центре внимания идеологов греческого воспитания в V-IV вв. до н. э. оказываются вопросы, связанные, прежде всего, с культивированием у него высоких духовных качеств.


Решительными критиками софистического понимания воспитания выступили представители т.н. политической пайдейи, первым из которых был Сократ. Основу его теории воспитания составило учения составило учение о гражданских добродетелях.184Подробную их характеристику дал Платон в диалоге «Протагор», который традиционно рассматривается, как изложение основных, принципиальных положений культурологической концепции Сократа, которую Платон воспринял и развил. Вслед за Сократом он считал, чтогражданских добродетелей четыре: мудрость, справедливость, рассудительность, благочестие. Следование им дает возможность приобщится к благой, счастливой жизни. Для этого нужно1.Соблюдать во всем меру)-основу добродетели 2.Соблюдать справедливость (ее основа следование закону установлен­ному между людьми)3.Быть храбрым (основа храбрости знание того, как справляться с опасностями умно и неустрашимо.185Эти добродетели являются одновременно иполитическими техне т. к. « руководство государством должно сочетаться с заботой о душе ».186Платон, традиционныетелесные добродетели-здоровье, силу, красоту сопоставляет с добродетелями души- храбростью, благочестием, умеренностью и справедливостью. Все они ,утверждает философ ,составляют симметрию вселенной.

Учение Сократа о гражданских добродетелях, истолкованных одновременно как политические техне, легли в основу, великой пайдейи, созданной Платоном. Свое понимание пайдейи Платон,сдостаточной полнотой,сначало в форме «мифа о пешере»,а затем и философского рассуждения философ изложил в седьмой главе своего диалога «Государство». Ее главной задачей является «обучение» человека «искусству обращения человека к созерцанию идей(эйдосов), « как глазу невозможно повернутся от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратится всей душой от всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того,что в нем всего ярче,а это,как мы утверждаем и есть благо..»187Главное в пайдейе это формирование у человека способности отличить «знание» от «незнания»,что достигается с помощью определенной системы образования в котором сочетаются занятия физические упражнения,мусические искусства и изучение наук(арифметики,геометрии.астрономии,музыкальной) и философии(диалектики).188

Основное кредо всей системы воспитания ,созданной Платоном состоит в том ,что Государственный закон( политическая техне) должен быть положен в основание всех норм жизни полиса. Его история, система политическая организация, деятельность всех его институтов, образ жизни граждан - все должно быть приведено в соответствие с принципом гражданской добродетели.Воспитательные функции государства должны носить приоритетный характер по отношению ко всем другим его функциям и быть строго регламентированы Разрабатывать закон должны люди высокой культуры. Политическая техне может быть создана только с помощью высшего(философского) знания и выражать объективную истину, поэтому политическая техне может быть результативной только в обществе высокой духовной культуры (civitas ), которая невозможна без поддержки государства. Члены полиса руководствуясь законом основу, которого составляет идея добродетели, должны образовать не только единое гражданское, но и духовное сообщество. Платон, руководствуясь этой идеей, создает в своем диалоге «Государство» учение об идеальном государстве, которое предстает, как конкретного воплощения той идеальной модели мирового космоса, которая была создана им в диалоге «Тимей». «Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мы не говорим. А что это трудно, признаем и мы»,утверждает Платон в диалоге «Государство».189Организацию и руководство подобным государством должны осуществлять «выдающиеся в философии» люди, а его защиту , особым образом воспитанная категория «лучших» граждан-воинов., которых. Платон называетстражами. В силу своего воспитания , они будут лишены амбиций людей высокой культуры, создателей политических техне, каждый из которых всегда стремиться действовать согласно своему истолковании истины и морали и поэтому неизбежно будет вступать в конфликт с интересами государства. «Государство» Платона- это не трактат о государстве, а изложение взглядов великого философа на систему воспитания «лучших» граждан, стражей, властителей, женщин, молодежи. Это прежде всего произведение о формировании человека, способного создать идеальное государство.190Политическаятехне, Платона включает в себя его учения о благе, о законе , о знании, о добродетели, об искусстве, о философии, а так же, детально разработанную систему воспитания и образования. Основу воспитания эллина должна составить, по мнению Платона, а идея Блага, являющегося высшей целью всех человеческих устремлений, Так как, только в стремлении достичь благой жизни человек приобщается к истинно прекрасному. Высшее благо включает в себя сумму благ. но не внешних, а лишь тех, которые име­ют отношение к счастью. В своем учении о Благе Платон детально разрабатывает идеи своего учителя Сократа. Ученик Сократа Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» называет четыре основных вида благ имеющих, по мнению Сокра­та, отношение к счастью людей. Во- первых, это здоровье и телесные силы, эти блага достигаются посредством гимнастических упражнений, которые укрепляют тело и душу и сообщают им гармонию и красоту. Во - вторых, ду­ховное здоровье, которое достигается развитием умственных способностей и всех способностей души, благодаря чему, человек приобщается к нравс­твенно - прекрасному. В -третьих, занятия искусствами и наукой, но только в той мере, в какой они полезны для сохранения телесного и духовного здо­ровья. В -четвертых, ценным благом является дружбы с « хорошими людь­ми », такого рода дружба есть самое благое и прекрасное в отношениях между людьми. Достижение благой(счастливой) жизни возможно, как считал Сократ. Для этого нужно: 1.Соблюдать во всем меру)-основу добродетели2.Соблюдать справедливость (ее основа следование закону установлен­ному между людьми)3.Быть храбрым (основа храбрости знание того, как справляться с опасностями умно и неустрашимо.191Учению облаге посвящены мно­гие страницы диалогов Платона В диалоге «Филеб», дается характеристика трех идей: красоты, истины, соразмерности в форме, которых выступает бла­го, а так же характеризуется источник блага, которым является смешение разума и удовольствия., что « благо следует искать не в беспримесной, а смешанной жизни »192В диалоге Платона «Законы», дается детальная характеристика различных благ и их иерархия. Главными благами Платон считает блага,относящиеся к душе, за ними идут блага, связанные о прекрасными качествами тела, послед­ними, в иерархии благ, называются блага относящиеся к имуществу и дос­татку193. Во главе всех благ 'для богов и людей стоит, по мне­нию Платона,правда .194Философ подвергает критике невежество, которое заключается в незнании величайших благ жизни. Вся его система воспитания предполагает постоянную, продолжающуюся всю жизнь человека, борьбу за познание высшего блага, против невежества преграждающего человеку путь к счастью(«Горгий»). В диалоге «Государство» обосновывается идея о том, что главной зада­чей духовного воспитания граждан является формирование у нихправильного познания Блага. Здесь же дается определение познания и истины как образов Блага . «Все губительное и разрушительное- зло, а все храни­тельное и полезное благо» 195, утверждает философ. В своем последнем диалоге «Послезаконие» Платон говорит: «Следует считать муд­рым человека благого... ».196Истинным воспитателем является лишь тот кто знает цель(телос),которым является Благо. Детально разрабатывается в целом ряде диалогов Платона, понятия добродетели,(«Протагор»,«Менон»,«Кратил», Государство»), закона («Законы»), искусства («Протагор»), система мусического и гимнастического воспитания( «Государство», «Законы»).


Диалог «Протагор», является одним из тех его произведений, в котором культурологическая концепция философа содержится в достаточно полном виде. Как обычно, Платон начинает ее изложения с обращения к мифу, в котором проводится различие между «премудрым умением» Гефеста и Афины и тем знанием, которым наделил людей, по воле Зевса Гермес, введя среди них стыд и правду, чтобы они служили украшением городов и дружественной связи.197Этот мифологический сюжет становится для Платона поводом для разграничения «низших» и «высших» искусств и критики взглядов софистов, считавших, чтовсе искусства являются продуктами сноровки и практического мастерства. По мнению Платона «высшими» искусствами являются лишь те искусства, , которые возникают не на основе сноровки, а опираются на результаты «чистого знания» являющегося продуктом духовной деятельности и следуют, полученным с его помощью образам. Такие искусства приносят людям не только пользу, но и способствуют совершенствованию человеческой жизни, придавая ей справедливые формы. К «высшим искусствам» Платон относит прежде всего диалектику- искусство мыслить с помощью общих(абстрактных понятий) и риторику-искусство убеждать с помощью слов. Главной же их целью является не практическая польза, а воспитание добродетели. Диалектика и риторика, составляют фундаментальное основание платоновской пайдейи, прежде всего, в силу их непосредственной связи с Разумом, который Платон считает «единственным подлинным принципом добродетели».198 Добродетель философ определяет, как единство всех «хороших» качеств человека, которые образуют некое духовное целое. Здесь он опирается на традиционное стремление эллинов объединять древнюю добродетель (arete ) с идеалом калокагатии, но при этом придает термину «калокагатия» и новый смысл, истолковывая его не только, как соразмерность души и тела, но и , как особое духовно- психологическое состояние, выражающее целостность всех духовных качеств человека. В диалоге «Кратил» он образно характеризует добродетель как «легкое продвижение, а затем и вечно свободное течение, полет доброй души»,так что, видимо, «добродетель» получила, имя от «вечного, неудержимого и беспрепятственного течения и полета.»199Подлинная добродетель, таким образом, немыслима для Платона, без духовной свободы. Добродетель Платон считал врожденным качеством человека. Обосновывая, эту свою мысль, он обращается к мифологической традиции: «Многие считают, что тело, или плоть (soma),подобно могильной плите(sema),скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу. В то же время эта плита представляет собою также и знака (sema) , ибо с ее помощью душа обозначает то, что ей нужно выразить, и поэтому тело правильно носит также название( sema). И все же мне кажется, что скорее всего это имя установил кто-то из орфиков…» .200У каждого человека добродетель выражена по-разному; у одного больше ,у другого меньше, но каждый должен стремиться развить эту данную ему способность. Каждый волен выбирать себе занятие по душе, но все должны быть причастны к добродетели- этозакон. Ему должны следовать все без исключения граждане полиса. При обучении и любому мастерству главным должно быть воспитание добродетели. «…в добродетели- не должно быть невежд, или же иначе не быть государству…».201Воспитание добродетели должно одухотворить всю практическую деятельность человека и одновременно «очеловечивать» самого человека отучая его «заниматься искусством лишенным разума».202В диалоге «Кратил» Платон подробно анализирует структуру добродетели, что представляется одной из первых в истории европейской культуры попыток дать целостную характеристику духовного мира человека. Важнейшим видом добродетели Платон считалБлагочестие, под которым он понимал верность традиции т. к только это дает возможность человеку приобщиться к Разуму -истинному принципу добродетели. Разум сопрягающий в единое целое божественную(космическую) и человеческую жизнь властвует над миром человеческой духовности, решая, что лучше, что хуже, а «став общим установлением государства, получает название закона».203Следует постоянно помогать прекраснейшему руководству закона т. к. люди, эти «чудесные куклы богов» . созданные ими то ли для забавы, то ли с какой- либо другой целью, не ведают, что творят, и лишь следование закону разума способствуют сохранению у них добродетели. Одной из главных добродетелей являетсямудрость. Она связана, во- первых, со стремлением к знанию (познанию, рассуждению, пониманию); во-вторых, с умением «схватывать умом» вещи в их движении и изменении (диалектика).Если познание путь к мудрости, то сама она есть не что иное, как сам в себе осуществленный ум. В этом качестве она является силой организующей человека. Ум - это то, что правит целым. Он царь неба и земли. Мудрость реализуется не в сделанной вещи, а в слове. Ум сохраняется в чистоте тогда, .когда взгляд человека устремлен вверх. Мудрый человек- тот, кто почитает закон неба. Познание законов разума, а вместе с ним и принципа подлинной добродетели, невозможно путем обычных форм обучения, когда учитель передает ученику свои знания и умение. Здесь не годится опыт обычных искусств. Для добродетели «нет учителей»,считает Платон, но ей можно и должно научиться. Для этого необходимо развить у себя любовь к «чистому знанию»,которое и служит источником мудрости. Предельные абстракции, которые воплощены в творениях поэтов и пророков, являю даром не «всезнания», а вдохновения и «неистовой устремленности к небу».утверждает философ. Мудрости- добродетель, связанная со знанием, которое получается не обычным путем, а в результате «приобщения к божественному уделу», когда человек обретает способность видения любого тела, как «знака души» и истины(т.е. представления мира, как единого целого). Такое знание не только приносит практическую пользу, давая ему возможность постигнуть цель но и духовно очищает человека приобщая его к миру чистых сущностей(идей).который выступает по отношению к предметному миру в качестве образца ( парадигмы). Справедливость-это добродетель в которой зафиксированы принципы духовно-нравственной жизни античного полиса. Она трактуется Платоном, как способность различения добра и зла, правды и лжи и тем самым создает возможность организовывать человеческую жизнь согласно нормам добрососедства и справедливости. Мужество-добродетель целью, которой является защита справедливости. Эта добродетель, наряду с «яростным духом и стремлением к мудрости» имеет особое значение для «стражей» государства- лучших граждан полиса призванных защищать его границы и закон. В учении Платона о добродетели есть еще один весьма важный аспект, который связан со стремлением философа рассматривать добродетель не только « по частям», но и как единое целое .В диалоге «Протагор»,обсуждая вопрос о добродетели как о едином целом Платон указывает на , что отдельные части добродетели относятся к ней как целому, так как «части лица ко всему лицу».204Из дальнейших рассуждений философа становится ясно, что, по его мнению, в зависимости от того, какие из добродетелей объединяются в том или ином конкретном человеке , он представляет собой некое отдельное «лицо». Иначе совокупность тех или иных добродетелей в человеке выступает в качестве критерия определяющего его индивидуальность. В том суждении Платона содержится гениальная догадка о диалектическом единстве в духовном развитии человека личностных(общих) и индивидуальных качеств. Для Платона их различие представляется еще малосущественным т.к. как его характеризует в первую очередь «единое»,но пройдет немного времени и интерес к проблеме «единого» приобретет в античной(эллинистической) культуре приоритетное значение. Воспитание добродетели должно осуществляться на всем протяжении жизни человека и носить характер государственного закона. Система воспитания-пайдейя трактуется Платоном, как основа истинного законодательства. «Законодателю следует позаботиться о браках, соединяющих людей, затем- о рождении детей и воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых вплоть до старости».205 При всем многообразии специализированных форм воспитания, при их характеристике в качестве основы выдерживается единый принцип, согласующийся с традиционной идеей добродетели (arete), хотя и истолкованной в духе платоновской диалектики, с помощью которой он попытался синтезировать древние представления об античном идеале с реалиями зрелого полиса. Следуя традиции, Платон во второй книге своего диалога «Государство» на вопрос о том «Каким же будет воспитание?» отвечает-то, «…которое найдено с древних времен. Для тела- это гимнастическое воспитание, а для души мусическое».206Причем мусическое воспитание должно предшествовать гимнастическому, в которое наряду с музыкой, хоровым пением включается и словесность.Гимнастическое воспитание, по мнению Платона не должно иметь целью формировать у человека стремление к спортивной победе ,а в первую очередь вырабатывать у него качества необходимые воину :стойкость, мужество, выносливость. В спортивные состязания Платон ,наряду с традиционными видами(бег, прыжки, метание диска, борьба) включает стрельбу из лука, бои в легком и тяжелом вооружении, упражнения военного характера, конный спорт, охоту. Вся эта подготовка осуществляется в общественных гимнасиях, манежах под руководством профессиональных тренеров, получающих государственное жалование.207К гимнастике Платон относит так же и танцы, несмотря на то, что они в Греции были связаны с хоровым пением Гимнастическое воспитание обязательно, как для мужчин так и для женщин, считает философ. Почетное место в платоновской системе воспитания занималамузыка. Учителя музыки с детского возраста обучали эллина пению и игре на лире, Платон считал недопустимым, чтобы мальчики и юноши, дети послушных закону граждан, подвергались случайному влиянию хороводов в деле добродетели и пороков.» 208Музыкальное воспитание, следовательно, должно было воспитывать у эллина не только чувство прекрасного, гармонии и ритма, но и способствовать его нравственному совершенствованию. Учитывая важность нравственного аспектамусического воспитания Платон считает необходимым дополнить его обучением словесности. Прежде чем обращаться к поэзии ребенок должен научиться писать и читать и только затем изучать поэтические произведения в полном объеме или в отрывках без этой школы человек не сможет научиться отличать, что у поэтов в их изложении мифов правдиво и ,что ложно. Важным нововведением Платона было включение в систему воспитания математики. Ей он отводил «прежде всего пропедевтическую роль. Ее задача не в том, чтобы давать набор полезных знаний, а в том, чтобы создать «ясную голову», чтобы ум стал способен вместить умопостигаемую истину в том смысле, в каком геометрия говорит о вмещающем дугу угле».209Такое нововведение способствовало структурированию знания в античной системе воспитания, стимулируя разграничение в ней низшего, среднего и высшего образования. Основу высшего образование составляло изучение философии и тесно связанной с ней науки о числах. В «Государстве» Платон определяет ступени и временные параметры этой образовательной системы на освоение которой уходит пятьдесят лет т.е. практически вся человеческая жизнь. Воспитание начинается с детских лет. Воспитание детей Платон делит на три этапа(каждый включал три года)и охватывал возрастной период с десятилетнего до восемнадцатилетнего возраста. До этого с трех до шести лет мальчики и девочки, под присмотром взрослых» должны были заниматься в «детских садах» совместно, под присмотром взрослых ,«обучающими играми». Первый этап обучения, с десяти до тринадцати лет, предполагал литературные занятия(обучение письму, чтению, ,,знакомство с поэтическими текстами ,прежде всего ,поэмами Гомера, Гесиода, дидактической поэзией); с тринадцати до шестнадцати- музыкальные занятия (пение, игра на музыкальных инструментах) и в заключении изучение начал математики. В семнадцать –восемнадцать лет для юношей наступал трехгодичный период обязательных телесных упражнений .В Афинах он включал т.н.эйфебию двухгодичную, обязательную военную службу. По ее окончании они проходили обряд посвящения ,который включал произнесение клятвы верности полису и получали статус его полноценного гражданина. В период первоначального обучения происходил отбор наиболее способных молодых людей, которые, после достижения двадцати лет могли продолжить интеллектуальные занятия и получить высшее образование. Оно начиналось с усвоения общих обзоров различных областей знания, которое продолжалось в течение последующих десяти лет. После окончания этого периода, примерно в возрасте тридцати лет, и освоения курса ,включавшего элементы высшей математики («науки о Числе»)и последнего отбора наиболее способных к научным занятиям, можно было приступать к изучению диалектики- философского метода. Если же человек, ставил перед собой достичь высшей философской мудрости это требовало, по окончании теоретических занятий в течение ,последующих пятнадцати лет принимать активное участие в политической жизни полиса с целью приобретения практического опыта социально-политической жизни и укрепления своих нравственных принципов. Пройдя этот путь «…когда им будет пятьдесят, то тех из них, кто уцелел и всячески отличился- как на деле , так и в познаниях- пора будет привести к окончательной цели: заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а так же самих себя- каждого в свой черед- на весь остаток жизни».210Только философы, знающие «телос»(цель).имеют право «воспитывать людей, подобных им самим и ставить их стражами государства взамен себя…»211В соответствии с такой культурной программой воспитания «лучших граждан», Платон детально разрабатывает особые формы воспитания для различных социальных групп философов, стражей, воинов, женщин, детей. Платон убежден, что в будущем его проект идеального государства может быть осуществлен, что же касается современного ему общества, то оно не способно решить эту задачу. В этих условиях философу осознавшему истинную цель, остается только одно углубится в себя ,осознавая ,что знание истинной цели для его духовного совершенствования, ничуть не менее важно, чем ее практическая реализация. Для него верность человека истине, которую содержит в себе это знание .- верность той традиции, которая не может быть нарушена человеком, ни при каких обстоятельствах ибо она воплощает в себе «закон Неба».который правит мирозданием:«…человек разумный… будет(в этой ситуации Г.П.) прежде всего ценить те познания, которые делают его душу такой, а прочими пренебрежет…Он будет соблюдать свой внутренний строй и быть начеку- как бы там что ни нарушалось …есть ли такое государство на земле и будет ли оно- это совсем неважно»,- утверждает Платон. «- Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему: глядя на него, человек задумается над тем, как бы устроить самого себя…Человек этот занялся бы- делами такого- и только такого -государства.»212


Ученик и продолжатель дела Платона, Аристотель, в целом принимая культурологическую концепцию своего учителя, вносит в нее вместе с тем существенные коррективы. Связано это с его общей, отличной от платоновской установкой, которая была определена теми существенными изменениями в жизни античного мира, которые обозначились в позднеклассический период и окончательно утвердились в эпоху эллинизма. Характеризуя различие этих установок А. Ф. Лосев писал, что если Платон все время синтезирует, конструирует и обобщает, активно используя при этом эстетическую методологию; то Аристотель все время анализирует, детализирует и описывает, опираясь при этом не столько на эстетику сколько на логику. Не случайно, более существенное место чем у Платона занимают в его культурологической концепции риторика и логика-науки , которым он посвятил ряд своих сочинений. В результате происходит последовательная рационализация и даже логизация всех рассматриваемых Аристотелем проблем культуры. Стремление Аристотеля придать культурологической концепции Платона характер научно- обоснованной системы воспитания и образования, с одной стороны, позволил Аристотелю, уточнить и развить целый ряд идей Платона и выдвинуть, новые которые сыграли определяющее значение в развитии греческой культурной традиции в новый эллинистический период развития античного мира, и позднее в становлении европейской культуры Во многом благодаря деятельности Аристотеля античная система образования и воспитания приобрела в эпоху эллинизма ту ,завершенную классическую форму, которая затем была передана в наследство европейской культуре, и сохранялась в ней в течении полутора тысячелетий, в качестве фундаментальной основы гуманистической системы культурных ценностей. Проблемам культуры посвящены многие страницы и целые разделы важнейших сочинений Аристотеля- трактатов «Метафизика», «Политика» , «Риторика», «Никомахова этика», «Большая этика». Если у Платона основу его взгляда на культурную проблематику определяет, имеющий мифологические истоки принцип космического моделирования, то у Аристотеля мир природы и мир культуры организуются с помощью Ума, которому придан надкосмический характер. Его истоки Аристотель обнаруживает не в мифопоэтическом образе (эйдосе) мира, как единого целого, а в реалиях природной действительности, в ее причинно-следственных связях , которые он характеризует с помощью категорий покоя и движения, пространства и времени. Мир , выглядит у Аристотеля не, как телесный объект- прекрасный в своей гармонии и пластической скульптурности, а как «научно» организованная «прекрасная картина»,созданная великим художником, в роли которого выступает не космос, а мировой ум. Воплощением мирового ума в государстве является закон и право. В отличие от Платона Аристотеля интересует не идеальное, а реальное государство, которое возникает и существует не по велению космического закона, а существует «по природе человека, являющегося существом политическим»213Государство в, котором властвуют закон и право, «предшествует каждому человеку…т. к . Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению». Добродетельный, «совершеннейший человек»-тот, кто следует нормам закона и права,- «наихудший» тот , кто живет вне закона и права. «Троякого рода факторы делают людей хорошими и добродетельными. Эти факторы следующие: природа, привычка и разум у человека все указанные факторы должны находиться во взаимной гармонии».По природе своей, человек должен сам стремиться к политическому общению и только такой человек является «подходящим материалом» для законодателя. «Остальное-дело воспитания, посредством которого люди одно усваивают путем навыка, другое- посредством обучения.»214Благодаря такому подходу к проблеме воспитания в центре внимания Аристотеля оказывают не традиционные ценности(арете), а политическая активность, культура умения, образование. Дела государственные- политика, экономика, право этика, образование рассматриваются Аристотелем ,как области культурной деятельности и характеризуются им ,как важнейшие элементы его политической пайдейи. Вместе с тем ,Аристотель вслед за Платоном, подчеркивает, что при всем том, что забота о теле должна предшествовать заботе о душе приоритетную роль имеет совершенствование духовных качеств. Он пишет: «…после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела- воспитанию души.»215Соответственно этому трактуется им и проблема добродетели. Самым значительным новшеством, которое Аристотель внес в учение о добродетели, было его утверждение о том, что источником добродетели является сам человек. Жизнь, рассуждает философ, -это активная деятельность, а человек- сила, «порождающая действия».Поскольку мы свои действия изменяем добровольно и, соответственно этому, добровольно меняются мнение и воля, от нас зависит быть хорошими или дурными. «Мы…тут усваиваем добровольное начало…очевидно, что мы по своей воле бываем , добродетельны и порочны».216Размышляя таким образом Аристотель водит в анализ добродетели новую категорию-свободы. Свобода нравственного выбора, которой обладает человек делает его лично ответственным за свое воспитание и требует от него правильного выбора целей для своих действий. Знание цели- есть высшее знание. «Цель добродетели -прекрасное…непременное дело добродетели- ставить прекрасные цели».217Как и Платон, Аристотель, находит источник добродетели в душе, но связывает его не с диалектикой разумного и нравственного начал, а с «обладанием серединой»: добродетели по природе своей таковы, что недостаток и избыток их губят.218«В самом общем смысле ,-пишет Аристотель ,- «добродетель – наилучшее состояние».219Поскольку человек существо деятельное, реализуется это состояние в «добродетельном поступке», который каждый совершает добровольно.Добровольность для добродетели имеет решающее значение, замечает философ. Согласно Аристотелю, существуют два основных вида добродетели мыслительная и нравственная. 220Первая возрастает преимущественно благодаря обучению и нуждается в долгом упражнении. Вторая- рождается привычкой. Добродетели даны человеку не от природы и не вопреки ей , а благодаря воспитанию и обучению. Мыслительная добродетель предполагает развитие ума (способности мыслить) и овладение мудростью (т. е. постижение умом «вещей наиболее ценных»), Мудрость – этонаилучшее знание, которое связано со знанием цели. Нравственная добродетель, поскольку она связана со страстями и поступками, есть способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий. Добродетели различаются также по отношению к основным сферам человеческой жизни: труду и досугу. Лучшая добродетель для трудовой жизни – мужество и выносливость. Для досуга лучшей добродетелью является философия(и риторика).221Высшей формой добродетели являетсядобродетель середины: «…если самое лучшее – середина, добродетель же – наилучшее состояние, то добродетель должна быть чем- то средним»,-пишет Аристотель в «Большой этике»… «чем добродетель выше, тем в большей мере она середина. Поэтому добродетель, возрастая, сделает человека не худшим, а лучшим. Серединой же мы назвали серединой между бессилием страстей и их избытком».222Воспитание и занятия, связанные с формированием этих добродетелей, должны быть установлены по закону: «Может быть, тому, кто желает делать людей – многих или немногих – лучшими, уделяя внимание их воспитанию, надо постараться научиться создавать законы, коль скоро благодаря законам мы можем стать добродетельными»,223замечает Аристотель. Философ разграничивает формы воспитания и обучения, которые связаны с различием возраста и социального положения, подчеркивая, что следует знать те принципы воспитания, которые «приличны для свободнорожденных» , и те, которые свойственны «несвободным». Никакие занятия свободнорожденных не должны превращать их в ремесленников. Для поденщиков и рабов, напротив, предназначены занятия, которые свободнорожденным противопоказаны. Основное сочинение Аристотеля трактат «Метафизика»начинается с утверждения: «Все люди от природы стремятся к знанию»224,оно носит программное значение для всей системы воспитания Аристотеля, в которойзнанию отведена приоритетная роль. Процесс воспитания свободнорожденных предполагает главным образом, изучение т.н. свободных наук к которым Аристотель относит наряду с гимнастикой (в нее он включает и медицину , как средство гигиены и сохранения здоровья) , грамматику, музыку иногда рисование. Но заниматься ими свободнорожденные чрезмерно не должны, а только в той мере в какой это способствует формированию их духовного мира. О значении, каждой из этих наук в духовном воспитании ,Аристотель подробно говорит в восьмой книге своего трактата «Политика».Особое внимание он уделяет в ней воспитанию молодежи. Он выделяет пять возрастных групп молодых людей, каждая из которых имеет особую ориентацию воспитания.1-ая объединяет малолетних. В ней главная роль отводится физическому укреплению тела и закаливанию организма детей.2-ая состоит из детей до 5-ти лет. В ней в качестве основных средств воспитания и обучения используются игры и чтение тщательно отобранных, с воспитательной точки зрения, рассказов и мифов. З- я группа, в которую входят дети от 5-и до 7-и лет, должна присутствовать на занятиях по предметам, которые позднее они сами будут в школах. ;-я группа включает детей от 7-и лет до достижения половой зрелости. Она предполагает получение начального образования. 5-я группа включает юношей от 17 до 21 года. Свободнорожденные юноши старше 18-и лет (эфебы) проходят военную службу и воспитываются за государственный счет, приобщаясь , при этом, к выполнению гражданских обязанностей. Аристотель специально останавливается на вопросе о месте и роли музыки в воспитании. Он отмечает, что ее место в системе воспитания определяется не только тем, что она способствует развитию чувства, гармонии и ритма, но и «воздействует на нравственную сторону души…и поэтому… должна быть включена в число предметов воспитания молодежи…вместе с тем… занятия музыкой не должны служить помехой для последующей деятельности человека и не должны его в физическом отношении в ремесленника, делать его негодным для исполнения военных и гражданских обязанностей, как для практического упражнения в них в настоящем, так и для усвоения их в будущем»225.Соответственно этому он исключает для молодежи профессиональное обучение, как по части инструментов, так и по части исполнения. Аристотель настаивает на том, чтобы молодым людям было законодательно было запрещено, «соприкосновение со всем дурным, в особенности с низменным и разжигающим ненависть».Поэтому молодежь следует воспитывать «предпочтительно в дорийских мелодиях», имеющих эпический характер, «которым свойственно наибольшее спокойствие и мужественность» а не во фригийских, которые носят «страстный, оргиастический характер».226Все эти рассуждения философа имели глобальное воздействие, как на формирование античной системы воспитания молодежи в эллинистический период, так и на формирование той шкалы гуманистических ценностей, которая составляла фундаментальную основу европейской образованности на всем протяжении ее существования, вплоть до начала современной эпохи.


ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ К РИМСКОЙ HUMANITAS

В эллинистическую эпоху платоновско - аристотелевская пайдейя оказала непосредственное влияние на формирование «культуры humanitas», которая получила развитие в Риме в период его расцвета во II-м в. до н. э и сыграла роль переходной формы от античной культуры к европейской культуре Средневековья и Ренессанса.В этот период греческий образец культуры,обретает черты той культурной традиции,которая сохранит значимостьдля всей европейской культуры для Средневековья,и для Ренессанса и далее вплоть до эпохи индустриальной революции».227Рим возник, как один из земледельческо-пастушеских городов- государств на южной окраине этрусского мира и северной границе «Великой Греции». Римская цивилизация, история которой насчитывает 12 столетий, была создана так же точно, как и греческая на основе городской общины. Однако условия в которых происходило становление римской государственности, были весьма отличны от тех, в которых происходило формирование для греческих полисов. Главным из них было то, что для утверждения Рима, вначале в качестве самостоятельного города-государства, а позднее и городского центра объединяющей многие города и земли в качестве главного административного и культурного центра, Риму приходилось вести непрерывные оборонительные и завоевательные войны. Именно это обстоятельство сыграло доминирующую роль в формировании образ жизни римлян и государственной идеологии Рима .Система ценностей в, которой были зафиксированы результаты этого процесса , обозначавшаяся общим термином «римскость», стала той базовой основой, на которой сложилась римская культура. В ней, в отличии от культуры эллинов, главную роль играли не е «любовь к мудрости»,а конкретное знание, не добродетель, а традиция , понимаеммая, как право Рима властвовать повсюду, куда ступала нога римского легионера; не героизм- понимаемый, не как личная доблесть к , а как воинский долг- солдата Рима. В процессе борьбы за римское господство, вначале на Апеннинах ,а затем. за подчинение власти Рима многочисленных государств эллинистического мира в различных районах Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы. римляне сталкивались с различными культурами . Многое они переняли от италийских племен ,аборигенного населения Италии (самнитов, умбров, фелисков) Большое влияние на римскую культуру в период ее становления оказала культура этрусков- древнейшей мощной цивилизации господствовавшей в VIIв. до н. э в Италии на всей территории от Альп до Сицилии. В начиная с III в. до н. эпохи позднего эллинизма доминирующее влияние на развитие римской культуры начинает оказывать культура античной Греции. В это же время она испытала и сильное влияние культур Ближнего Востока ,что нашло выражение в широком распространении в Риме к восточных культов и мистерий(Митры, Исиды, Тота и .др.) Какими бы сильным ни было влияние на римскую культур, тех или иных культурных традиций, исконная система ценностей, сформировавшаяся в процессе становления римской городской общины ( civitas), и обозначавшаяся общим термином «римскость» всегда оставалась ее главной базовой основой.. Большую роль в римской мифологии играли ЛАРЫ – боги домашнего очага. Рим начал основательно знакомиться греческой мифологией, литературой и искусством во II в. до н. э .,когда Греция была подчинена власти Рима и стала его провинцией. Интерес кгреческой культуре становится повсеместным и предпринимаются попытки объединить ее с римской традицией. В результате формируется тип человека, который обозначали термином «homo humanus»(«человечный человек»),который противопоставляется в качестве антипода «homo barbarus»( «варвару»). Главным качеством «человечного человека» при этом выступала «римская добродетель»(virtus),которая имела в своей основе греческую систему образования и воспитания (пайдейю) и греческую добродетель (арете).Вместе с тем от этой своей основы эта культура отличалась тем, что эта, как справедливо замечает М. Хайдеггер, в своем «Письме о гуманизме»228культура основывалась не на государственном законе полиса, а на преподавании в философских школах и охватывала определенный круг знания (eruditio) и наставления в в «добрых искусствах» (institutio in bonas artes ). «Так понятая «пайдея» переводится как humanitas.Собственно «римскость»… «человека римлянина»состоит в такой humanitas.В Риме мы встречаем первый «гуманизм».Он остается тем самым по сути специфическим римским явлением, возникшим от встречи римского латинства с образованностью позднего эллинизма. Так называемый Ренессанс 14 и 15 веков в Италии есть возрождение римской добродетели renacentia romanitatis. Поскольку возрождается romanitas , речь идет о humanitas и тем самым о греческой «пайдейе».229Такая культура обращенная к индивиду, к «человечному человеку» знаменовала собой переход в новое культурное состояние ,главной проблемой которого было не создание «культурного образца»,выступавшего в роле идеальной нормы для воспитания образцового гражданина полис ,а пробуждение культурного самосознания индивида. Доминирующая роль отводилась при этом образованию.