ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 577
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Основными смыслообразующими элементами китайского культурного образца в этот период становятся дао-дэ и ли-жень. Их интеллектуальная разработка была связана с процессом формирования культурной традиции Китая, который прошел три основных этапа.
На первом из них было осуществлено смысловое наполнение важнейших интуиций китайского космологического мифа, которыми являлись миф о дао и миф о божественных первочастицах инь и ян. В результате миф о дао был трансформирован в учение о дао как о вечном, неизменном, непознаваемом первоначале неба и земли, первооснове вещей и явлений; а миф об инь и ян – в учение о переменах. На втором важнейшем этапе формирования культурной традиции Китая эти два учения были синтезированы и закреплены текстуально в классической китайской «Книге перемен». В процессе эволюции текст «Книги перемен», использовавшейся первоначально преимущественно в мантических (гадательных) целях, наполняется новым философским смыслом и становится источником зарождения древнейшей философской традиции. На третьем – заключительном – этапе формирования культурной традиции Древнего Китая была предпринята попытка придать учению о переменах, созданному творцами и комментаторами «Ицзин», форму универсального культурного образца – парадигмы и закрепить его в системе канонов. В классический период получили распространение два варианта канонических текстов. Предание связывает их создание с именами Лао цзы – основателя философии даосизма и Кунцзы (Конфуция) – основателя социально-этической доктрины, получившей повсеместное распространение благодаря деятельности его многочисленных учеников и последователей, на которых философия «Книги перемен» оказала наибольшее влияние48.
КОНФУЦИАНСТВО. ЖЭНЬ И ЛИ
Человек может сделать великим путь, которым он идет, но путь не может сделать человека великим.
Конфуций.
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в небольшом царстве Лу в семье старого солдата. В молодости будучи чиновником находил время для постоянного совершенствования в «Лю-и» -шести древних искусствах (письме, счете, стрельбе из лука, управлению боевой колесницей, музыке и изучении древних ритуалов и древних канонов) и их кодификации. Создал частную философскую школу, в которой процесс изучения древних текстов и ритуалов сочетался с воспитанием, основанном на гуманистических принципах, исходивших из утверждения приоритетной роли в жизни людей стремлений к миру, доброте и счастью, человечности (культуре). «По мнению учеников Конфуция, он обучал их словесности, благонравному поведению, преданности и доверию» (Цит.: Малявин В. Конфуций. ЖЗЛ. М., 1992, с. 132). При этом постоянно обращался к древним канонам, которые впоследствии вошли в состав конфуцианского канона.
ДРЕВНИЕ КАНОНЫ
Ши цзын – «Книга песен» (начало в иньской эпохе, окончательное оформление XI- VIII вв. до н.э., в ней содержатся только добродетельные мысли, связанные с почитанием воли неба, занятием земледелием и обучением искусствам).
Шу цзын – «Книга истории» (оформление XXIV-VIII вв. до н.э.) Первая глава дает знание о пяти свойствах человеческой природы (син) : человечности (жень), чувстве долга, справедливости (и), благопристойности (ли), искренности (синь), воле, стремлении, желании (чжи). Данные от рождения они становятся качествами характера только благодаря системе воспитания и образования. Важнейшим разделом «Книги истории» является 2 глава, которая содержит учение о «Ху Фан» («Великом законе», «Великом плане», «Великом образце»)являющаяся важнейшей включает 9 разделов:
1.О пяти началах мироздания: воде, огне, дереве, металле, земле.
2. О пяти способностях человека: внешнем облике, зрении, мышлении, слухе.
3. О 8 государственных делах.
4. О 5 основах времени: годе, месяце, дне, о 28 созвездиях, 12 знаках зодиака, о вычислениях для установления календаря.
5. О совершенстве правителя как Сына Неба, отца и матери народа, образца добродетели.
6. О трех моральных качествах: умении делать вещи правильными, быть мягким, быть твердым.
7. Об использовании сомнений.
8. О различных указаниях (явлениях природы: дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер, - и указаниях правителю, как вести себя во время каждого из них).
9. О пяти проявлениях счастья (долголетие, богатство, здоровье (тела) и спокойствие (духа), любовь к целомудрию, спокойная кончина, завершающая жизнь).
Ли цзы – «Книга ритуалов» (записана в IV-I вв. до н.э.). Основа китайской доктрины. Верность древней традиции. Следование ритуалу имеет главной задачей –воспитание, духовное возрождение народа и правителя. «Ритуал основан на постоянстве движения неба, порядке явлений на земле и поведении народа», - пишет любимый ученик Конфуция в летописи «Цзо чжуань». Важнейшим положением канона «Ли цзы» является проблема действенности ритуала. Она определяется его связью с долгом (и), в основе которого лежит заложенное в природе человека стремление следовать «корню неба» («тянь гень»). Центральное место в «Ли цзы» занимает глава «Великое учение», которая начинается с определения главной обязанности правителя, состоящей в «просвещении народа», которое должно осуществляться в школах в соответствии со знаниями, содержащимися в древних канонах. Обучение должно быть постоянным и никогда не прерываться. В главе «Поведение ученого» говорится о том, что он должен быть «образцом добродетели». Его важнейшими качествами должны быть «гуманность», скромность, воздержанность в речах, справедливость в суждениях. В окончательную редакцию текста «Ли цзы» конфуцианцы включили два небольших текста – «О середине» («Чжун юн») и «О музыке» («Юэ цзын»). Середина и музыка рассматривались в качестве важнейших организующих факторов, в результате которых во всей системе космической организации и человеческой жизни может быть достигнута гармония (Хэ). Впоследствии эти тексты вошли в главный конфуцианский канон «Шестикнижье» (Лю и) в качестве самостоятельных его частей.
И цзын – «Книга перемен» (как самостоятельная книга сложилась в VI в. до н.э.)Этот текст первоначально не входил в конфуцианский канон, т.к. во времена Конфуция его содержание исчерпывалось перечислением 64 гексаграмм, афоризмам к ним и афоризмам к отдельным чертам. Вместе с тем Конфуций считал задачу изучения и истолкования этого текста важнейшей задачей созданной им философской школы «Жу цзя». В итоге были созданы знаменитые комментарии «Десять крыльев» (Ши и), в результате чего текст «Книги перемен» окончательно утратил облик гадательной книги и обрел черты философского текста, которому было суждено сыграть в культурной истории Древнего Китая исключительную роль.
Самому Конфуцию приписывается лишь одно сочинение «Чунь цзю» («Весны и осени»), являющееся хроникой царства Лу, родины Конфуция.
Основным произведением, излагающим учение Конфуция, являются «Суждения и беседы» («Лунь юй»), представляющие запись бесед Конфуция его учениками. Центральное место в нем занимают учения о ЖЕНЬ (человечности), о ЛИ (ритуале) и о ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже). Во всех этих тесно связанных между собой учениях Конфуций неукоснительно следует традиции, восходящей истоками к древним канонам, систематизируя их содержание в соответствии с запросами своего времени. Итогом работы Конфуция и его школы было оформление культурного образца, предопределившего направленность культурного развития Китая на протяжении многих столетий, что нашло отражение в характеристике этого великого мыслителя как «учителя десяти тысяч поколений».
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ
ЖЭНЬ-человеколюбие
Ключевую роль в учении Конфуция о добродетели играет ЖЭНЬ (человечность), которому он придает универсальное значение. В конкретном смысле этот термин обозначает «человек», в широком значении «человеколюбие» - любовь к людям вообще. Специальное смысловое значение этого термина состоит в том, что он используется в качестве критерия, отличающего благородного правителя и человека от «низкого», ничтожного человека. Опираясь на это значение термина «жэнь», Конфуций формулирует систему 5 основных добродетелей : жэнь (человеколюбие, взаимность), и (долг, справедливость), ли (ритуал, этикет), синь (доверие, вера), чжи (стремление, желание, знание). Он соотносит эти добродетели с интуициями древней космогонии: ци (частицами Инь и Ян), законом неба – символом которого выступает путь ДАО, мировой гармонией ХЭ, связанной с «серединой» и «музыкой»,а также,с принципом «недеяния» (УВЭЙ) – основой всех изменений в природе и всех форм организации государственной жизни и этических норм человеческого поведения. Результатом этого соотнесения мировой и человеческой жизни становится наполнение, каждого из названных выше терминов, новым смысловым содержанием.
Термин ЖЭНЬ употребляется для обозначения культуры в самом широком ее понимании, как процесса синхронной организации мировой и человеческой жизни.Термин И – как символ должного действия человека, стремящегося сохранить мировую гармонию.Термин ЛИ – как верность традиции, обуславливающей понимание истинного пути мироздания и человека. Термин – СИНЬ как выражение необходимости развития человеком заложенного в нем от природы стремления к совершенствованию.Термин ЧЖИ – как внутреннюю, духовную готовность человека подняться «над самим собой», стать «благородным мужем».
В связи с этим наряду с определением добродетелей Конфуций формулирует два принципа», лежащие в основе мировой гармонии: ДЖУН ЮН («середины», «золотой меры») и ЮЭ (музыки), истоком которой является «великое первоединство» ТАЙ И (синоним Дао), символизирующее мировую гармонию (хэ). В результате сливаются в единое целое Дао неба, Дао земли и Дао Человека.
ЛИ-ритуал
В концепции Конфуция учение о ритуале играет связующую роль между его учениями о ЖЕНЬ (человечности, культуре, добродетели) и ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже). Важнейшим требованием ритуала является соблюдение правильного пути Дао. Ритуал основан на принципе постоянства, движении неба, порядке явлений и поведении народа. Именно эти движения следует считать образцом для организации всей человеческой жизни, подражание образцу – важнейшая обязанность человека, совершающего ритуальное действие. Знание воли неба – И (перемен) делает человека мудрым, соблюдение ритуала ЛИ делает его человеколюбивым. Между ними существует неразрывная связь, являющаяся основой культуры ЖЭНЬ. Только через соединение ритуала и долга, являющегося синонимом закона неба ТЯНЬ ГЕНЬ, человек может приобщиться к «великому единому» - ТАЙ И – синониму ДАО.
ЦЮНЬ-ЦЗЫ-благородный муж
Учение о «благородном муже» (букв. сыне правителя или знатного человека) составляет одну из фундаментальных основ конфуцианской доктрины. В ней он противопоставляется ничтожному человеку «сяо жень». Главными чертами цюнь цзы являются: знание воли неба («Мин») (целеполагающей космической силы, совокупности условий и всего космоса, «тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком», считал Конфуций), следование принципу человечности («жень»), неукоснительное соблюдение норм ритуала («ли»), чувство долга («и»), соблюдение норм морали (сыновней почтительности «Сяо» и искренности «Чэнь»).Цюнь цзы обладает 5-ю «прекрасными качествами»: «в доброте не расточителен; принуждая к труду не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение не жесток». «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек к другим людям». «Благородный человек движется вверх, низкий движется вниз».Определяя главную цель жизни «благородного человека», Конфуций говорил: «…направляй свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай с человеколюбием, упражняйся в искусствах»49.
ЛЮ И- кодификация конфуцианского канона
Объединение канонических текстов в единый канон «Шестикнижье» («Лю и») произошло в I-II вв. до н.э. В него вошли:
«Книга перемен» («И цзын»). С конфуцианскими комментариями («Ши и»)
«Книга песен» («Ши цзын»)
« Книга истории»( «Шу цзын»)
«Книга обрядов»( «Ли цзы»)
«Канон о музыке»(«Юэ цзын») + Трактат о «середине» («Чжун юн»)
«Книга Весен и Осеней» («Чунь цзю»).
В кодифицировании текстов, вошедших в состав канона, приняли участие ученые восьми конфуцианских школ, появившихся после смерти Конфуция. Наиболее значительный вклад в создание единого и обязательного для изучения канона был сделан выдающимися философами, последователями Конфуция Мэн-цзы и Сюнь-цзы, связанными со знаменитой «Академией Цзися», созданной в III в. до н.э. правителями царства Ци.
Первое упоминание о шести канонах содержится в сочинении выдающегося историка Древнего Китая Сыма Цзяня, автора «Исторических записок» («Ши цзи» 130 г. до н.э.).
ДАОСИЗМ. ДАО и ДЭ
Наиболее авторитетными сочинениями даосизма – религиозно-философского учения Древнего Китая, создавшего свою, отличную от конфуцианской, модель культуры ДАО, являются «Дао дэ цзын» и «Чжуан цзы». Традиция приписывает их создание авторам, о которых мало что известно. Так, например, традиционно автором «Дао дэ цзына» считается архивариус одного из последних правителей Чжоу Лао цзы, о жизни которого ходили легенды уже во времена Конфуция; ставится под сомнение и его авторство названного трактата. Не менее загадочна и жизнь мудреца и мистика Чжуан цзы одного из главных и непримиримых критиков конфуцианской философии культуры. Представление об исходных принципах даосизма ДАО и ДЭ могут дать тексты, заимствованные из этих трактатов.
Дао дэ цзын («Учение пути и благодати»)
Человек берет за образец Землю.
Земля берет за образец Небо.
Небо берет за образец Дао…
А Дао берет за образец свою самоестествеость…
*
Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает,
но нет ничего не сделанного им…
*
Дао-Путь все порождает
Благая Сила-Дэ все вскармливает
Дао-Путь почитаем, а Благая Сил-Дэ ценима…
Потому что никому они не отдают велений,