ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 425
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Государственный университет кинематографии им. С.А Герасимова (вгик)
4. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений, навыков.
24. Джейн барнуэл, фундаментальные основы кинопроизводства. Москва 2010г.
Тема 2. Профессия продюсер. Функции продюсера в организации фильмопроизводства.
Тема 3. Киноиндустрия. Роль предпринимателя (продюсера).
Тема 3а. Структура Российской киноотрасли.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм».
1 Раз в год публикует издание «Российская кинематография»
Тема 7. Комплекс операторской техники, осветительного и вспомогательного оборудования.
Тема 14. Характеристика основных технологических этапов кинопроизводства. Цели, задачи, сроки.
Тема 14 а. Особенности производства фильмов разных видов и жанров.
Тема 15. Продюсерский проект. Выбор и утверждение сценария для постановки. Идея, концепция.
Тема 16. Сценарий. Значение сценария для организации кинопроизводства.
Тема 17. Постановочная сложность сценария, фильма.
Тема 18. Источники финансирования кинопроизводства. Организация финансирования проекта.
Тема 19. Источники дополнительного финансирования – спонсоры.
Product placement - дело сложное...
Product Placement vs закон о рекламе
Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
Тема 21. Технология планирования в системе кинопроизводства.
Тема 22. Стратегическое планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
Тема 23. Оперативное планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
Тема 24. Подготовительный период. Цели. Задачи. Сроки.
2. Первый ассистент главного художника(First assistant to production designer).
3. Художник по декорациям (Set designer).
4. Асисстент художника по декорациям(Assistant to set designer).
5. Художник по реквизиту (Props designer).
6. Художник по спецэффектам(Special effects designer).
Тема 29. Административная группа. Права, обязанности, взаимодействие
Тема 30. Звукорежиссерская группа.
Тема 31. Постановочный проект фильма.
Тема 37. Подготовка сценическо - постановочных средств. Виды. Исполнители.
Тема 39. Защита постановочного проекта фильма. Назначение сроков «защиты». Форма и процедура.
Тема 40. Съёмочный период. Продолжительность. Цели и задачи.
Тема 41. Съёмочная площадка – место, организованное для осуществления съёмочного процесса.
Тема 42. Производительность труда в кинопроизводстве.
Тема 43. Монтажно-тонировочный период. Продолжительность, содержание работ, состав группы.
1. Заявление (образец заявления на сайте, раздел Государственный регистр фильмов).
Триллер.
Название жанра "триллер" происходит от англ. thrill- "вызывать трепет". Триллер - фильм, в котором накал страстей и психологическое напряжение специально нагнетается и искусственно создается разными средствами, вызывая у зрителя ощущение напряжённого переживания и волнения. Примеры таких фильмов: «Семь», «Молчание ягнят», «Адвокат дьявола», «Сочувствие госпоже месть». Производство триллера не является высоко затратным: в приведенных в пример фильмах, которые, несомненно, являются шедеврами, особое место занимает выдающаяся работа художника-постановщика. Иногда фильмы-триллеры содержат жанр драмы.
Приведенные примеры драмы и мелодрамы, различаются по масштабности съемок, их объединяют невысокие параметры постановочной сложности: небольшое количество локаций, отсутствие высоко затратных декораций и спецэффектов, массовки. Крепкая драма не предполагает аттракциона, но требует классического мастерства основного творческого состава: сценариста, режиссера, актеров.
Чтобы повысить зрелищный потенциал картины, продюсеры выбирают на главные роли драм актеров-звезд.
Съемки драм/мелодрам могут выглядеть ложно простыми для организатора производства, и в российской практике часто ведутся одной камерой. Съемки несколькими камерами - дополнительные требования к работе осветителей и дополнительная нагрузка на смете по оборудованию. Тем не менее, для максимального качества производимой продукции организатор производства должен стремиться к съемке хотя бы двумя камерами. Причин для этого несколько:
- Психологическая (имеет отношение к актерам, которые вынуждены большее количество раз играть разные дубли, которые не могут быть абсолютно одинаковыми, также нельзя не брать в расчет то, что актеры быстрее устают),
-Экономическая (удорожание за счет дополнительной съемочной техники может быть скомпенсировано сокращением временем съемок),
-Художественная (свет, выставленный один раз на всю сцену смотрится выигрышнее, чем переставляемый свет).
Зачастую в фильмах описываемого жанра небольшое количество декораций, в основном павильонных. Что обуславливает более-менее стандартный набор технического обеспечения. В таком случае затраты по операторской заявке максимально предсказуемы.
Но из-за того, что декораций немного, подходить к их конструированию нужно с большой тщательностью (это относится в наибольшей мере к драме и триллеру). Декорации должны не только максимально выражать внутренний мир живущих в них героев, но они должны быть сконструированы таким образом, чтобы дать возможность для внутренней динамики и развития сцен. Финальные раскадровки режиссер должен делать, уже основываясь на эскизах декораций, которые согласованы с оператором.
Павильонные съемки, которые характерны для фильмов драматичных сюжетов, также дают возможности для чистовой записи звука. И хотя этот метод редко практикуется в российском кино, теоретически жанр драмы/мелодрамы максимально располагает именно к чистовой записи. С помощью нее продюсеру удастся сэкономить деньги на озвучивании картины – и эта экономия тем актуальнее, чем больше заработная плата снявшихся в фильме звезд. К тому же, при чистовой записи звука нет нужды согласовывать график чистового озвучивания актером с графиком съемок в другом проекте.
Комедия.
Комедия-жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Примеров кинокомедий огромное количество: от фильмов Эльдара Рязанова, до комедий Вуди Аллена. Голливуд каждый год выпускает большое количество комедий, примеры 2009 года: «Начало времен», «Мальчишник в Вегасе», «Предложение».
Жанр комедии легко скрещивается с другими жанрами – приключениями («Дикий, дикий Вест»), фантастикой («Голый пистолет», «Марс атакует») , фильмами о войне («О, брат, где же ты?») и фильмами ужасов («Затащи меня в ад») – соответственно, меняется и постановочная сложность фильма.
Комедийные сюжеты (как и мелодраматические) – это сюжеты взаимоотношений, поэтому классическая комедия («Замороженный», «Высокий блондин в черном ботинке» и современные американские комедии) не является фильмом высокой постановочной сложности. Главнейший фактор производства хорошей комедии – сценарий.
В Голливуде распространена следующая практика относительно написаний сценариев комедий (иногда - и не только комедий): один сценарист пишет сюжетную линию, другой – диалоги, третий – шутки («гэги»). В России такая практика распространилась в производстве ситкомов.
Мюзикл.
Мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. – жанр иногда называется музыкальной комедией. Примерами фильмов-мюзиклов могут послужить «Чикаго», «8 женщин», «Любовь и сигареты», «Мама мия!», «Стиляги». Впрочем, нельзя не отметить, что за годы существования кино было снято немало мюзиклов-драм: «Кабаре», «Весь этот джаз», «Мулен Руж».
Фильм-мюзикл- продукт куда более дорогостоящий, чем фильм-комедия или фильм-драма в их классических формах. Во-первых, для мюзикла требуется оригинальная музыка – в большем объеме, чем для фильма любого другого жанра – что ведет к увеличению затрат на гонорар композитора (или выкупу прав на музыку) и обязательное привлечение для работы над фильмом музыкального режиссера.
Музыкальная партитура должна быть написана и утверждена до съемок фильма. Это необходимо для того, чтобы актеры, исполняя роли, попадали в слова песен фонограммы. Актеры чаще всего исполняют песни сами: что приводит к увеличению репетиционного времени и привлечению педагогов по вокалу.
В мюзиклах актеры танцуют – время подготовительного периода возрастает на период репетиций, а смета - на услуги хореографов и стоимость помещения для репетиций. С точки зрения продюсера увеличение подготовительного периода – фактор, ведущий к увеличению рисков, которые прямо пропорциональны времени производства.
Довольно часто действие мюзиклов разворачивается в историческом периоде, далеком от современного - что ведет к необходимости пошива костюмов, изготовлению реквизита, обеспечения натур с достройкой (см. главу «Исторический фильм»).
Для мюзикла характерно участие в танцевальных номерах не только основных артистов сцены, но и групповки (количество участников каждого танца не ограничено). Целесообразно проводить кастинг на такие роли среди профессиональных танцоров. За счет этих актеров увеличивается смета: на оплату услуг хореографов, обеспечение места репетиций, экспедиционные расходы, обеспечение быта актеров на съемочной площадке и т.д.
Количество локаций на съемках мюзикла велико: как правило, каждый танец исполняется в новом помещении. Если говорить о требованиях к творческой группе, то нужно отметить следующее: так как фильм-мюзиклы произошли от театральных мюзиклов, часто декорации и движения актеров больше похожи на театральные, чем в фильмах других жанров. Соответственно, режиссер-постановщик и художник-постановщик должны быть хорошо знакомы с театральной эстетикой и традициями. Свет, выставляемый на некоторых сценах в современных мюзиклах, также представляет собой стилизацию под свет театральный.
Подготовительный период для производства мюзикла длинный за счет репетиций, большого количества локаций: на практике большинство из них павильонные, либо натура с достройкой. Движения танцоров требуют больших площадей съемочных площадок. Декорации должны быть утверждены в соответствии с раскадровкой, которая, в свою очередь, утверждается на этапе, когда понятны длительность, хореографический рисунок и количество участников танцевальных номеров.
Киномюзиклы, как было упомянуто, ведут свою традицию от мюзиклов театральных. И до сих пор больший интерес публики привлекают киномюзиклы, поставленные по мотивам, к примеру, известных бродвейских мюзиклов («Чикаго», «Мама Мия!»). В таком случае продюсер сталкивается с выкупом прав и соблюдением неких условий соответствования фильма, который он собирается произвести, с театральным оригиналом. Например, в фильме-мюзикле «Чикаго» актеры исполняли в танцевальные номера в стиле знаменитого хореографа Боба Фосса.
Фантастический фильм. Фэнтези. Фильм ужасов
Кинофантастика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра —научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмогория— однако все они могут широко пониматься как кинофантастика.
Фантастика подразумевает использование вымышленных реалий, событий, технологий и т. п., однако таких, которые могут, в принципе, восприниматься зрителем как потенциально, гипотетически реальные или возможные. Примерами фантастических фильмов могут быть «Хранители», «Бэтмен. Темный рыцарь», «Хэнкок» (экранизации комиксов), «Я-легенда», «Обитель зла» (фильмы ужасов, зомби-хорроры), «Властелин колец» (фэнтези). Классикой фантастики стали такие разные фильмы, как «Терминатор», «Бегущий по лезвию», «Видеодром», «День независимости».
Производство фантастических фильмов является очень дорогостоящим: в основном из-за необходимости привлекать продюсеров спецэффектов, CG-супервайзеров, или супервайзер компьютерной графики (об этой профессии ниже), композеров (специалистов компьютерной графики, работающих над интеграцией созданных цифровыми методами объектов в снятые кадры) и других специалистов по пост-продакшену. Создание компьютерной графики немыслимо без необходимого технического обеспечения и программного обеспечения. Поскольку задачи, которые ставятся в каждом конкретном фильме, не всегда являются типичными и могут быть поставлены в первый раз в истории компьютерной графики, нередким случаем можно назвать то, что под конкретную задачу пишутся новые компьютерные программы – что увеличивает как время работы над фильмом, так и затраты на него. Картины, в которых много кадров со спецэффектами, требуют привлечения нескольких пост-продакшн студий. Это обуславливается не только тем, что сотрудников одной студии недостаточно, но и тем, что не хватает технического обеспечения, которым обладает одна студия. Например, «Обитаемый остров», содержащий более 600 планов с компьютерной графикой, потребовал усилий 5 студий (каждая занималась определенным видом работы), а суммарное число CG-графиков, работавших над этим фильмом, составило более 100. Работой этих людей дирижировал один человек: CG-супервайзер.
Специалист по компьютерной графике (CG superviser), помимо очевидного объема работы, который он выполняет в период пост-продакшн, должен принимать участие и в подготовительном периоде (помогать продюсеру определить, каким образом снимать определенные сцены; консультировать продюсера по вопросам оптимизации затрат по смете на компьютерную графику, участвовать в принятии решений относительно построения и организации декораций). Также CG супервайзер должен присутствовать на съемочной площадке сцен, требующих последующей доработки специалистами по компьютерной графике, чтобы оптимизировать съемочный процесс таким образом, чтобы доработка в период пост-продакшн была минимальной.
Чаще всего планы, дорабатываемые на периоде пост-продакшн, снимаются:
-с использованием хромакей («зеленого экрана»),
-с использованием декораций, наличие которых существенно облегчает выполнение работ на пост-продакшене,
-с использованием хромакей на заднем плане и реальных декораций на первом.
Съемка с использованием хромакей («зеленого экрана») даёт широкие возможности для моделирования среды или устранения деталей, присутствие которых нежелательно в фильме (например, тросов, на которых подвешивают актеров при выполнении ими трюков); но не стоит забывать, что съемка на «зеленых экранах» имеет свои недостатки: к примеру, хромакей не позволяет проливать сценическое освещение сквозь себя. Что делает затруднительной съемку кадров у «окна», вместо которого на съемочной площадке натянут хромакей.
Объем и параметры декораций определяется в соответствии с художественными задачами и экономическими возможностями режиссером, художником, CG‑супервайзером и продюсером. Хоть компьютерная графика сегодня позволяет очень многое, большинство режиссеров предпочитает как можно больше материала снимать на съемочной площадке, а не моделировать после - компьютерная графика выглядит все же менее реалистично, чем реальные объекты. Фантастические фильмы и фильмы жанра фэнтези предполагает использование сложного грима и создание различных моделей существ. Иногда для крупных проектов привлекаются дизайнеры специальных студий (так, для создания существа Голована для «Обитаемого острова» потребовались услуги калифорнийской студии).
Процесс производства моделей существ насчитывает несколько стадий:
-создание концепт-дизайна (режиссером-постановщиком, дизайнером существ, художником по гриму принимается решение, как должно выглядит существо);