ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
12.1. Макроэкономика и ее цели
И особенности макроэкономического
Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства
12.3. Основные показатели системы национальных счетов
Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса
13.3. Макроэкономическое равновесие
13.4. Другие модели макроэкономического равновесия
13.5. Потребление, сбережения, инвестиции
Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития
14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы
Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.
14.2. Факторы экономического роста
14.3. Цикличность экономического развития
Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке
16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации
16.3. Кредитная система и ее структура
16.4. Денежно-кредитная политика государства
17.1. Необходимость и сущность финансов
17.2. Финансовая система государства и ее структура
3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа
Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность
19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер
Макроэкономика
Глава 12. Национальная
ЭКОНОМИКА И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Мы приступаем к изучению нового раздела экономической теории — макроэкономики. Нам уже известно, что макроэкономика изучает экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом, т. е. объектом изучений макроэкономики являются экономические отношения, связи и процессы, проявляющиеся на народнохозяйственном уровне. 6 макроэкономике первостепенное значение имеет изучение целей, условий и результатов развития национальной экономики, поэтому в данной главе основное внимание будет уделено таким вопросам, как приоритетные цели макроэкономики, макроэкономические субъекты, особенности макроэкономического анализа. Также мы рассмотрим систему национальных счетов и ее основные показатели.
12.1. Макроэкономика и ее цели
Возникновение макроэкономики
И особенности макроэкономического
Анализа
Несмотря на то, что причиной возникновения политической экономии послужил интерес к общему состоянию экономики, оформилась макроэкономика в особый раздел экономической науки только в 30-х гг. XX столетия. Способствовала этому работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в 1936 г. Дж. М. Кейнсом была доказана связь между ростом инвестиций и увеличением объема производства, причем гораздо большим, чем рост самих инвестиций. По мнению Дж. М. Кейнса, происходит это потому, что инвестиции приводят к мультипликационному (множительному) эффекту. Отсюда им делался вывод о том, что, воздействуя-«а инвестиции в национальном масштабе, развитие экономики можно либо притормозить, либо ускорить. Дальнейшее развитие макроэкономического анализа шло как по линии углубления и развития идей кейнсианства (неокейнсианство), так и по линии их пересмотра с точки зрения классической школы (неоклассики). Такие ученые, как Р. Харрод, А. Хикс, М. Фридмен, П. Самуэльсон и другие внесли большой вклад в развитие макроэкономики.
В макроэкономическом анализе в основном используются те же методы, что и в микроэкономике, но анализ на макроэкономическом уровне имеет свою особенность. Этой особенностью является оперирование агрегированными экономическими категориями. В макроанализе используются такие величины, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен в экономике, уровень занятости в стране, уровень безработицы и т. д. При этом также вводятся показатели, характеризующие динамику экономических процессов, например, темпы роста реального ВВП, темп инфляции, рост доходов населения и др. Таким образом, макроэкономика исследует проблемы экономического роста и экономических циклов, денег и денежного обращения, инфляции, занятости, анализирует состояние государственного бюджета и платежного баланса страны и т. д. В условиях создания информационного общества и усиления интернационализации хозяйственной жизни произошло расширение содержания предмета макроэкономики: теперь она изучает и мировую экономику. Разрабатываются открытые макроэкономические модели, которые учитывают влияние и внешних факторов на национальную экономику: так, одной из основных целей макроэкономики является поддержание равновесного внешнеторгового баланса, а одним из макроэкономических субъектов — заграница.
В макроэкономике различают четыре экономических субъекта:
1. Сектор домашних хозяйств. Домашние хозяйства являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. За счет продажи этих факторов производства, например, труда, домашние хозяйства получают свой доход, который распределяется на потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности:
• предлагают факторы производства;
• потребляют часть получаемого дохода;
• сберегают оставшуюся его часть.
2. Предпринимательский сектор. Он представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Мы знаем из микроэкономики, что фирма — это организация, которая владеет предприятиями (или одним предприятием) и ведет на нем хозяйственную деятельность. Различают три вида активности предпринимательского сектора:
• фирмы предъявляют спрос на факторы производства;
• производят товары и услуги;
• осуществляют инвестирование, т. е. поддерживают, и развивают производственную базу.
3. Государственный сектор. В него входят все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных товаров (мы уже знакомы с проблемой «фрирайдера»), ликвидацией отрицательных внешних эффектов рынка, выплачивает пенсии и пособия домашним хозяйствам, выдает субсидии предпринимательскому сектору, проводит денежно-кредитную, финансовую, антимонопольную политику и т. д. Источниками покрытия государственных расходов служат налоги, которые взимаются с домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Еще одна важнейшая функция государства (в лице Центрального банка страны) — это эмиссия денег. Коротко экономическую активность государственного сектора как макроэкономического субъекта можно представить следующим образом:
• государство закупает блага, произведенные в предпринимательском секторе, для своих целей;
• взимает налоги;
• обеспечивает экономику необходимым количеством денег. На самом же деле, как мы увидим в дальнейшем, роль государства в экономике гораздо более значима.
4. Заграница. Она включает всех экономических субъектов за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется путем взаимного обмена: товарами и услугами; капиталом; рабочей силой; национальными валютами и т.д.
Деятельность всех этих четырех субъектов макроэкономики рассматривается на четырех рынках: товаров и услуг, труда, денег и ценных бумаг.
----------------------------- ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ
Решение макроэкономических проблем субъектами макроэкономики должно быть направлено на достижение основных экономических целей общества. Основными макроэкономическими целями являются:
1. Стабильный уровень производства — ежегодное увеличение объема производства без резких изменений под воздействием различных факторов.
2. Стабильный уровень цен — цены устанавливаются на основе рыночной конкуренции и не увеличиваются слишком быстрыми темпами.
3. Высокий уровень занятости — каждый желающий может получить работу по соответствующей специальности.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Для этого необходимы, во-первых; свободная продажа товаров на внутреннем рынке; во-вторых, свободная продажа своих товаров на внешнем рынке, и, в-третьих, стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. В результате обеспечивается равновесие между экспортом и импортом, а, следовательно, и платежного баланса страны.
Все эти цели (так называемый «магический четырехугольник») сами по себе не достигаются, они являются результатом функционирования производства и воспроизводственного процесса в целом.
12.2. Сущность и содержание системы национальных счетов понятие системы национальных счетов. История ее возникновения и развития
Общую характеристику развития национальной экономики дает система национальных счетов (СНС), или народнохозяйственная бухгалтерия. СНС для экономики играет ту же самую роль, что и бухгалтерский учет на предприятии, с той лишь разницей, что используются макроэкономические показатели. Бухгалтерские данные являются первичным источником СНС, представляющей собой совокупность статистических показателей и таблиц, с помощью которых измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом. В СНС отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой — их использование. Так же, как и при составлении бухгалтерского баланса, при построении СНС используется метод двойной записи. Эти счета разрабатываются как для экономики в целом, так и отдельно — для институциональных секторов. СНС позволяет:
• измерить объем производства в стране;
• охарактеризовать функционирование экономики в долгосрочной перспективе;
• раскрыть факторы, определяющие функционирование экономики;
• создать основу для формирования и проведения в жизнь государственной экономической политики.
Первую СНС создал американский экономист С. Кузнец. В 1933 г. он подготовил данные о национальном доходе США за 1929—1932 гг. Первый же международный стандарт СНС был подготовлен Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1953 г. Усовершенствованный вариант был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. и являлся основой национального счетоводства до 1993 г. Последний вариант методологии СНС, подготовленный также Статистической комиссией ООН, был принят в феврале 1993 г. В 1992 г. в России принят закон о переходе отечественной статистики на СНС. Это связано с переходом нашей страны к рыночной экономике, а также с расширением международных экономических связеф При этом был учтен богатый опыт русской земской статистики и советский опыт разработки балансов народного хозяйства.
-----------------------------------------------------
Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства
До 1992 г. в мировой ста-тистической практике су- ществовали две методо-логии, представленные ----------------------------------------------------- «на равных» в Статистической комиссии ООН. Одна из них, по которой оценивалась экономическая деятельность большинства стран с рыночной экономикой, базировалась на национальном счетоводстве, используемом СНС. Другая методика использовалась странами-членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в том числе СССР. Она базировалась на методологии баланса народного хозяйства, главной функцией которого являлся контроль за выполнением плана, а теоретической основой — марксистско-ленинская теория воспроизводства. Обе методики имели общее основание: они базировались на применении балансового метода в изучении экономических процессов (доходы—расходы).^ второе, что их объединяло: объем произведенной продукции измерялся в течение года.
Вместе с тем в указанных методиках имелись и значительные отличия.
1. В балансе народного хозяйства отражался только процесс воспроизводства материальных благ, в то время.jtcaK сфера услуг во внимание не принималась. Между тем в этой сфере все большую долю стали занимать услуги Юристов, финансистов, дизайнеров, архитекторов, услуги в сфере образования и здравоохранения. Возросла роль так называемых бизнес-услуг — научно-исследовательских центров, рекламных агентств, аудиторских фирм. В современных условиях — условиях создания информационного общества — резкий рост объемов услуг произошел ив сфере информационных технологий и телекоммуникационных связей, включая интернет. Кроме того, на практике порой очень трудно отличить материальную сферу производства от нематериальной. Например, труд писателя и услуги пассажирского транспорта — это нематериальная сфера, а труд редактора (в издательском деле) и услуги грузового транспорта — материальная. В СНС учитывается как сфера материального, так и сфера нематериального производства. В настоящее время в развитых странах доля услуг составляет от 60 до 80% ВВП.
2. При построении баланса народного хозяйства применялся двойной (повторный) счет, поэтому оценка продукта, созданного в стране, была завышена. В стоимость же валового продукта, рассчитанного по методике, основанной на СНС, входит только стоимость конечного продукта, или сумма добавленных стоимостей. Добавленная стоимость — это стоимость, которая добавляется на каждой стадии обработки исходного продукта.
Применение повторного счета рассмотрим на следующем примере (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Пример использования метода повторного счета
(ден. ед.)
Стадии производства |
Цена продукции |
Добавленная стоимость |
Выращивание сырья, т. е. хлопка |
100 |
100 |
Производство нитей |
130 |
30 |
Производство ткани |
180 |
50 |
Пошив одежды |
250 |
70 |
Оптовый продавец |
310 |
60 |
Розничный продавец |
400 |
90 |
Итого |
1370 |
400 |