ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
12.1. Макроэкономика и ее цели
И особенности макроэкономического
Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства
12.3. Основные показатели системы национальных счетов
Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса
13.3. Макроэкономическое равновесие
13.4. Другие модели макроэкономического равновесия
13.5. Потребление, сбережения, инвестиции
Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития
14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы
Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.
14.2. Факторы экономического роста
14.3. Цикличность экономического развития
Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке
16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации
16.3. Кредитная система и ее структура
16.4. Денежно-кредитная политика государства
17.1. Необходимость и сущность финансов
17.2. Финансовая система государства и ее структура
3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа
Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность
19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер
Сумма бюджетных расходов в процентах к ВВП называется государственной квотой. В Швеции она равна 60%, в США — 30, в России — 17,3 (2004 г.) и в 2005 г. по прогнозам должна составить 16,3%.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Помимо государственного бюджета важным элементом в системе централизованных финансов являются государственные внебюджетные фонды — совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительственных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств. Внебюджетные фонды подразделяются на социальные и экономические. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации; к экономическим — Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
----------------------------- Специфическим элементом централизован-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ных финансов выступает государственный КРЕДИТ кредит (займ), представляющий собой мо-
----------------------------- билизацию государством временно свободных средств населения и юридических лиц и их использование для финансирования экономических и социальных программ. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутренним займом (кредитом), а в других странах — внешним займом. Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг (ГКО — государственные краткосрочные облигации, ОФЗ — облигации федерального займа, ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа и др.). В России они выпускаются Минфином России.
Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В России в 2005 г. около 93% запланированного объема внутреннего займа будет приходиться на среднесрочные и долгосрочные заимствования. Всего в 2005 г. планируется привлечь за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке 210,9 млрд руб. и погасить государственные ценные бумаги на сумму 85,8 млрд руб. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Различают внутренний долг — это долг государства своему населению и внешний долг — долг иностранным государствам, организациям и физическим лицам. На 1 января 2006 г. (по прогнозам) внутренний долг России составит более 600 млрд руб. (20 млрд долл. США). На 1 января 2004 г. внутренний долг составлял 23,15 млрд долл. США. К 2005 г. внешний долг России сократился с 121,6 млрд долл. США до 113,6 млрд долл., т. е. на 8 млрд долл. В 2005 г. Россия планирует выплатить 17,7 млрд долл. США в счет погашения основной суммы внешнего долга и 6,2 млрд долл. составят проценты. Россия также является кредитором. Основными нашими должниками являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, страны СНГ.
------------------------- Фонды страхования предназначены для возме-
ФОНДЫ щения убытков, причиненных в результате сти-
СТРАХОВАНИЯ хийных бедствий и несчастных случаев. Объектом купли-продажи здесь выступает страховая защищенность. Страхование может быть добровольным и обязательным. Среди основных функций страхования выделим следующие:
• формирование фонда денежных средств (как плата за риски, которые берут на себя страховые компании);
• возмещение ущерба юридическим и физическим лицам;
• предупреждение страховых случаев и минимизация возможного страхового ущерба;
• формирование инвестиционного потенциала страны: временно свободные денежные средству можновинвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т. д.
Учитывая, что емкость российского страхового рынка пока еще очень мала, денежные средства финансовых компаний в нашей стране не являются существенным источником инвестиций в экономику.
__________.____ Финансы предприятий, как мы уже отмечали,
ФИНАНСЫ представляют собой вторую сферу финансовых
ПРЕДПРИЯТИЙ отношений (децентрализованную) и являются ос-
— новой всей финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств для выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями, работниками и т. д. Предприятия осуществляют деятельность на условиях коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Государство, заинтересованное в прибыльной работе предприятий, стремится создать благоприятные условия для предпринимательства.
17.3. Финансовая политика
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ
ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ
Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния народного хозяйства страны. В период кризиса или депрессии проводится стимулирующая финансовая -политика, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В период подъема, «перегрева» экономики — сдерживающая финансовая политика, которая предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование указанных мер.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:
1) бюджетной политики (в области регулирования бюджета);
2) фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).
---------------------- Бюджетная политика — это мероприятия госу-
БЮДЖЕТНАЯ дарства по управлению доходами и расходами
ПОЛИТИКА бюджета, а также бюджетным дефицитом. В эко-
ГОСУДАРСТВА номике известны следующие концепции бюджет-
---------------------- ной политики государства.
Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Еще совсем недавно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечить стабильность экономического развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом налоговые поступления автоматически сокращаются. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием указанных мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение производства и увеличение безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов увеличивает и налоговые поступления. Для того чтобы доходы бюджета не превышали расходы, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием этого будет лишь увеличение темпов инфляции.
Основу второй концепции бюджетной политики составляет бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, т. е. государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы, т. е. создается временный дефицит бюджета. Во время подъема налоги повышаются, а государственные расходы снижаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Однако длительный и глубокий спад может смениться совсем коротким периодом подъема. Тогда появившийся в период подъема профицит бюджета не п^сроет дефицит, возникший в период кризиса. Следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, т. е. стабильность экономики и ее устойчивое развитие является главной задачей, а сбалансированность бюджета — второстепенной.
Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности госбюджета было обязательным. В настоящее время руководство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции — сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла.*
Исходя из того, что вторым направлением финансовой политики государства является фискальная политика, то, прежде чем мы перейдем к ее рассмотрению, выясним, что же представляют собой налоги, каковы их виды, функции и т. д.
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ
Налоги — это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица. К основным элементам - налоговой системы относятся:
• объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;
• субъект налога — налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо;
• источник налога — доход, из которого выплачивается налог;
• ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;
• налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами: