Файл: Макроэкономика. Камаев doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 12. Национальная

12.1. Макроэкономика и ее цели

Возникновение макроэкономики

И особенности макроэкономического

Анализа

12.2. Сущность и содержание системы национальных счетов понятие системы национальных счетов. История ее возникновения и развития

Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства

12.3. Основные показатели системы национальных счетов

Раздел III. Макроэкономика

Глава 13. Макроэкономическое

13.1. Понятие и виды

13.2. Совокупный спрос

Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса

Раздел III. Макроэкономика

13.3. Макроэкономическое равновесие

13.4. Другие модели макроэкономического равновесия

13.5. Потребление, сбережения, инвестиции

Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития

14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы

Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.

14.2. Факторы экономического роста

14.3. Цикличность экономического развития

[Править] Причины

Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке

16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации

16.3. Кредитная система и ее структура

16.4. Денежно-кредитная политика государства

Глава 17. Финансовая система

17.1. Необходимость и сущность финансов

17.2. Финансовая система государства и ее структура

17.3. Финансовая политика

2) Земельный налог;

3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс­кой деятельностью;

Глава 18. Рынок ценных бумаг

18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг

18.2. Виды ценных бумаг

18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа

Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность

19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер

Раздел III. Макроэкономика

19.2. Занятость и проблемы безработицы

19.3. Доходы и социальная защита населения

Сумма бюджетных расходов в процентах к ВВП называется госу­дарственной квотой. В Швеции она равна 60%, в США — 30, в Рос­сии — 17,3 (2004 г.) и в 2005 г. по прогнозам должна составить 16,3%.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Помимо государственного бюджета важным элементом в системе централизованных фи­нансов являются государственные внебюд­жетные фонды — совокупность финансо­вых средств, находящихся в распоряжении правительственных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств. Внебюджетные фонды подразделяются на социальные и экономические. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (ПФР), Фонд социального страхования, Федеральный и тер­риториальные фонды обязательного медицинского страхования Рос­сийской Федерации; к экономическим — Российский фонд техничес­кого развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продук­ции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

----------------------------- Специфическим элементом централизован-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ных финансов выступает государственный КРЕДИТ кредит (займ), представляющий собой мо-

----------------------------- билизацию государством временно свобод­ных средств населения и юридических лиц и их использование для финансирования экономических и социальных программ. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутрен­ним займом (кредитом), а в других странах — внешним займом. Госу­дарственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и про­дажи государственных ценных бумаг (ГКО — государственные краткосрочные облигации, ОФЗ — облигации федерального займа, ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа и др.). В России они выпускаются Минфином России.

Исходя из срока привлечения средств займы делятся на кратко­срочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В России в 2005 г. около 93% запланированного объема внутреннего займа будет приходиться на среднесрочные и долгосроч­ные заимствования. Всего в 2005 г. планируется привлечь за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке 210,9 млрд руб. и погасить государственные ценные бумаги на сумму 85,8 млрд руб. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.


Различают внутренний долг — это долг государства своему населению и внешний долг — долг иностранным государствам, организациям и физическим лицам. На 1 января 2006 г. (по прогнозам) внутренний долг России составит более 600 млрд руб. (20 млрд долл. США). На 1 января 2004 г. внутренний долг составлял 23,15 млрд долл. США. К 2005 г. внешний долг России сократился с 121,6 млрд долл. США до 113,6 млрд долл., т. е. на 8 млрд долл. В 2005 г. Россия планирует выплатить 17,7 млрд долл. США в счет погашения основной суммы внешнего долга и 6,2 млрд долл. составят проценты. Россия также является кредитором. Основными нашими долж­никами являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, страны СНГ.

------------------------- Фонды страхования предназначены для возме-

ФОНДЫ щения убытков, причиненных в результате сти-

СТРАХОВАНИЯ хийных бедствий и несчастных случаев. Объектом купли-продажи здесь выступает страховая защищенность. Страхование может быть добровольным и обязатель­ным. Среди основных функций страхования выделим следующие:

• формирование фонда денежных средств (как плата за риски, которые берут на себя страховые компании);

• возмещение ущерба юридическим и физическим лицам;

• предупреждение страховых случаев и минимизация возможно­го страхового ущерба;

• формирование инвестиционного потенциала страны: времен­но свободные денежные средству можновинвестировать в про­изводство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т. д.

Учитывая, что емкость российского страхового рынка пока еще очень мала, денежные средства финансовых компаний в нашей стра­не не являются существенным источником инвестиций в экономику.

__________.____ Финансы предприятий, как мы уже отмечали,

ФИНАНСЫ представляют собой вторую сферу финансовых

ПРЕДПРИЯТИЙ отношений (децентрализованную) и являются ос-

— новой всей финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий характе­ризуют денежные отношения, связанные с формированием, распре­делением и использованием денежных средств для выполнения сво­их обязательств перед государством, другими предприятиями, работ­никами и т. д. Предприятия осуществляют деятельность на условиях коммерческого расчета, целью которого является обязательное по­лучение прибыли. Государство, заинтересованное в прибыльной ра­боте предприятий, стремится создать благоприятные условия для предпринимательства.



17.3. Финансовая политика

ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОНЯТИЕ

ФИНАНСОВОЙ

ПОЛИТИКИ

Финансовая политика представляет собой ме­роприятия государства по мобилизации финансо­вых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны. Направления финансовой политики зависят от экономическо­го состояния народного хозяйства страны. В период кризиса или деп­рессии проводится стимулирующая финансовая -политика, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение нало­гов или комбинирование этих мер. В период подъема, «перегрева» экономики — сдерживающая финансовая политика, которая предпо­лагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование указанных мер.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:

1) бюджетной политики (в области регулирования бюджета);

2) фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

---------------------- Бюджетная политика — это мероприятия госу-

БЮДЖЕТНАЯ дарства по управлению доходами и расходами

ПОЛИТИКА бюджета, а также бюджетным дефицитом. В эко-

ГОСУДАРСТВА номике известны следующие концепции бюджет-

---------------------- ной политики государства.

Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Еще совсем недавно такой бюджет считался целью финансо­вой политики, что должно было обеспечить стабильность экономичес­кого развития страны. Но такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной поли­тики государства. Например, в экономике наблюдается длительный период безработицы, когда доходы населения падают. При этом нало­говые поступления автоматически сокращаются. Если целью финан­совой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то пра­вительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить го­сударственные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следствием указанных мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса, а, значит, более значительное падение производ­ства и увеличение безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать и инфляцию, в условиях которой повы­шение денежных доходов увеличивает и налоговые поступления. Для того чтобы доходы бюджета не превышали расходы, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительствен­ные расходы, либо использовать комбинацию этих двух мер. Следстви­ем этого будет лишь увеличение темпов инфляции.


Основу второй концепции бюджетной политики составляет бюд­жет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, т. е. государство осуществляет антициклическое регулирование и од­новременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса сни­жаются налоги и увеличиваются государственные расходы, т. е. со­здается временный дефицит бюджета. Во время подъема налоги по­вышаются, а государственные расходы снижаются. Возникший бюджетный профицит может быть использован на покрытие дефи­цита, возникшего в период спада. Однако длительный и глубокий спад может смениться совсем коротким периодом подъема. Тогда появив­шийся в период подъема профицит бюджета не п^сроет дефицит, воз­никший в период кризиса. Следовательно, будет иметь место цикли­ческий дефицит бюджета.

Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспече­нии сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом в эко­номике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устой­чивый дефицит бюджета, т. е. стабильность экономики и ее устойчи­вое развитие является главной задачей, а сбалансированность бюджета — второстепенной.

Российская бюджетная политика длительное время базировалась на первой концепции: требование бездефицитности госбюджета было обязательным. В настоящее время руководство страны в большей степени ориентируется на положения второй концепции — сбалан­сирование бюджета в ходе экономического цикла.*

Исходя из того, что вторым направлением финансовой политики государства является фискальная политика, то, прежде чем мы пе­рейдем к ее рассмотрению, выясним, что же представляют собой на­логи, каковы их виды, функции и т. д.

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Налоги это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица. К основным элементам - налоговой системы относятся:

объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога — налогоплательщик, т. е. физическое или юри­дическое лицо;

источник налога — доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение пла­тельщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами: