ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
12.1. Макроэкономика и ее цели
И особенности макроэкономического
Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства
12.3. Основные показатели системы национальных счетов
Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса
13.3. Макроэкономическое равновесие
13.4. Другие модели макроэкономического равновесия
13.5. Потребление, сбережения, инвестиции
Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития
14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы
Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.
14.2. Факторы экономического роста
14.3. Цикличность экономического развития
Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке
16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации
16.3. Кредитная система и ее структура
16.4. Денежно-кредитная политика государства
17.1. Необходимость и сущность финансов
17.2. Финансовая система государства и ее структура
3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа
Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность
19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер
• централизованное финансирование. Это денежные средства государства, которые составляют центральное звено всей финансовой системы. Централизованные финансы образуются путем перераспределения части национального дохода через налоговую систему;
• децентрализованное финансирование. Это финансы предприятий, которые являются основой всей финансовой системы.
----------------------
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Финансовые отношения складываются между:
• государством и предприятиями — при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
- • предприятиями — в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;
• руководством предприятия и работниками, например, при выплате заработной платы;
• предприятиями и вышестоящими организациями в вопросах создания централизованных фондов денежных средств и их распределения;
• государством, отдельными гражданами и внебюджетными фондами — при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособий, стипендий;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
• страховыми организациями и предприятиями и населением — при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.
Из сказанного выше ясно, что знак равенства между деньгами и финансами ставить нельзя. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны. Поэтому его рост — основное условие увеличения объемов финансовых ресурсов.
------------------- Сущность финансов проявляется в их функциях, под
ОСНОВНЫЕ которыми понимается «работа», выполняемая финан- ФУНКЦИИ сами. Различают следующие функции финансов:
ФИНАНСОВ 1. Распределительная функция проявляется в обес-
------------------- печении субъектов хозяйствования необходимыми '
финансовыми ресурсами. При распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
2. Контрольная функция заключается в контроле над распределением части национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Целью финансового контроля является рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Эта функция выполняется с помощью финансовых органов. В зависимости от того^ кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). Важную роль в организации финансового контроля в нашей стране играют Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся по утвержденной государством методике.
3. Стимулирующая функция состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении. Конкретными финансовыми рычагами являются:
• бюджет (можно выделить деньги на развитие отрасли или предприятия, а можно и не выделить);
• налоги (низкие ставки налогов могут стимулировать хозяйственную деятельность, а чрезмерно высокие-*- подорвать ее);
• экспортно-импортные пошлины, тарифы (могут быть низкими, льготными, а могут быть и высокими, делающими невыгодными экспортно-импортные операции).
Все три функции финансов действуют одновременно: распределяя национальный доход, они стимулируют производство и в то же время контролирующего. Если состояние финансов характеризуется как кризисное, то это означает, что кризис охватил всю экономику. Примером может служить абгустовский кризис 1998 г. в России.
17.2. Финансовая система государства и ее структура
----------------------- Совокупность финансовых отношений в рамках
ПОНЯТИЕ национальной экономики представляет собой
ФИНАНСОВОЙ финансовую систему. Она включает государ-
СИСТЕМЫ ственные финансы (централизованные финансы),
----------------------- финансы хозяйствующих субъектов и финансы
граждан. Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи.
1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.
2. Перед финансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежных фондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.
3. В задачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
В структуре централизованных финансов главным элементом выступают бюджеты, трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, области);
• местные бюджеты — городские, районные, сельские.
Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней. До 1991 г. в СССР взаимоотношения бюджетов базировались на принципе демократического централизма. Госбюджет РСФСР, как и бюджеты других союзных республик, включались в госбюджет СССР. В него также входили все бюджеты страны, включая сельские и поселковые бюджеты.
В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней функционируют автономно, т. е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней. При этом не исключается возможность перераспределения денежных средств между бюджетами. Межбюджетные отношения носят односторонний* характер — от федерального бюджета к региональным бюджетам и от региональных бюджетов к местным бюджетам. Это связано с тем, что в большинстве случаев региональные и местные бюджеты не имеют достаточных источников доходов. Для достижения определенной сбалансированности бюджетов различных уровней государство прибегает к таким финансовым инструментам, как субвенции — средства строго целевого назначения; дотации — твердые суммы денежных средств, направляемые на пополнение доходов и минимизации дефицита бюджета нижестоящего уровня; кредитные ресурсы — средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них. Совокупность доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют консолидированный бюджет страны.
Централизованные финансы включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования.
----------------------------- Государственный бюджет представляет
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ собой основной финансовый план государства на БЮДЖЕТ текущий год и имеет силу закона. Он
утверждается законодательными органами власти. По материальному содержанию государственный бюджет — централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности — основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.
Основоположником теории и практики использования госбюджета в XX в. стал Дж. М. Кейнс. Он легализовал бюджетный дефицит для стимулирования экономики. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируется оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, а также сфера здравоохранения, культура и искусство и пр.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
• перераспределение части национального дохода;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение социальной политики;
• стимулирование НТП;
• контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Государственный бюджет представляет собой структуру доходов и расходов. Превышение доходов над расходами составляет бюджетный профицит, а превышение расходов над доходами — бюджетный дефицит.
Рассмотрим основные статьи расходов и доходов государственного бюджета России.
Статьи расходов госбюджета:
• содержание органов государственной власти и управления;
• содержание правоохранительных органов;
• финансирование социально-культурного развития и науки;
• национальная оборона;
• внешнеэкономическая деятельность;
• обслуживание государственного долга;
• финансовая помощь бюджетам других уровней;
• иные расходы.
Статьи доходов госбюджета:
• налоговые доходы (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, налог на внешнюю деятельность и др.);
• неналоговые доходы (поступления от внешнеэкономической деятельности, продажи государственного имущества, государственные займы).
В табл. 17.1 приведены данные расходов и доходов госбюджета, бюджетного профицита, а также доля доходов госбюджета в ВВП нашей страны за период 2003—2005 гг.
Таблица 17.1
Расходы и доходы бюджета,
бюджетный профицит и доля доходов госбюджета в ВВП России за период 2003—2005 гг.
311
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 (проект) |
Расходы |
2 трлн 346 млрд руб. |
2 трлн 703 млрд руб. |
3 трлн 05 млрд руб. |
Доходы |
2 трлн 417 млрд руб. |
3 трлн 290 млрд руб. |
3 трлн 32 млрд руб. |
Бюджетный профицит |
71 млрд-руб. |
587 млрд руб. |
278 млрд руб. |
Соотношение доходов госбюджета к ВВП,.% |
18,2 |
21,1 |
17,8 |
Особенностью бюджета 2004 г. было создание Стабилизационного фонда. Это своего рода страховка для экономики в целом. В него вошли все дополнительные доходы от введения пошлин на нефть и часть налога на добычу полезных ископаемых. По расчетам аналитиков Минфина России, объем Стабилизационного фонда на 1 января* 2006 г. возрастет до 720 млрд руб. Также в бюджете 2004 г. была снижена налоговая нагрузка: ставка НДС с 20% до 18%, а также отменен 5%-ный налог с продаж.
Особенностью бюджета 2005 г. является:
• увеличение ВВП до 18 трлн 720 млрд руб.;
• увеличение военных расходов на 27,7%;
• увеличение расходов на борьбу с терроризмом на 150 млрд руб.;
• рост заработной платы в бюджетном секторе на 20%;
• снижение единого социального налога (перенос части налогового бремени с обрабатывающих секторов экономики на сырьевые).
Из табл. 17.1 видно, что доходы госбюджета в 2005 г. несколько выше, чем в 2004 г. и значительно выше, чем в 2003 г. Однако же в долларовом исчислении доходы госбюджета составляют около 111 млрд долл., что нельзя считать достаточным. На нынешнем этапе развития экономики бюджет нашей страны должен составлять порядка 300 млрд долл. Для сравнения — госбюджет США на 2004 г. составлял около 2 трлн долл.