Файл: Макроэкономика. Камаев doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 12. Национальная

12.1. Макроэкономика и ее цели

Возникновение макроэкономики

И особенности макроэкономического

Анализа

12.2. Сущность и содержание системы национальных счетов понятие системы национальных счетов. История ее возникновения и развития

Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства

12.3. Основные показатели системы национальных счетов

Раздел III. Макроэкономика

Глава 13. Макроэкономическое

13.1. Понятие и виды

13.2. Совокупный спрос

Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса

Раздел III. Макроэкономика

13.3. Макроэкономическое равновесие

13.4. Другие модели макроэкономического равновесия

13.5. Потребление, сбережения, инвестиции

Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития

14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы

Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.

14.2. Факторы экономического роста

14.3. Цикличность экономического развития

[Править] Причины

Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке

16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации

16.3. Кредитная система и ее структура

16.4. Денежно-кредитная политика государства

Глава 17. Финансовая система

17.1. Необходимость и сущность финансов

17.2. Финансовая система государства и ее структура

17.3. Финансовая политика

2) Земельный налог;

3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс­кой деятельностью;

Глава 18. Рынок ценных бумаг

18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг

18.2. Виды ценных бумаг

18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа

Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность

19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер

Раздел III. Макроэкономика

19.2. Занятость и проблемы безработицы

19.3. Доходы и социальная защита населения

1. Кадастровый. Кадастр — таблица, справочник. Здесь объект налога разделен на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочни­ки — кадастры. Для каждой группы установлена своя ставка на­лога. Данный метод характеризуется тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Например, транспортный налог взимается по установленной ставке исходя из мощности двига­теля транспортного средства, независимо от того, эксплуатиру­ется оно или нет.

2. На основе декларации. Декларация — это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Выплата налога производится после получения дохода (например, налог на прибыль).

3. У источника дохода. Этот налог вносится лицом, которое вы­плачивает доход, т. е. налогообложение производится до получения дохода. Например, налог на доходы физических лиц: предприятие вычитает из заработной платы работника сумму налога и перечисля­ет его в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Роль налогов выражается в их функциях. Различают следующие функции налогов:

фискальная — аккумуляция денежных средств в бюджет. На­логам принадлежит решающая роль в формировании доходной части бюджета. Так, в бюджете 2005 г. доля налогов в доходах составляет 67%. С фискальной политикой государства мы в дальнейшем познакомимся подробнее;

регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни на­логи и отменяя другие, государство создает условия для разви­тия определенных отраслей и производств. Например, для раз­вития малого предпринимательства и таких сфер деятельности, как производство товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др. предусмотрено льгот­ное налогообложение. С помощью системы налогообложения государство стимулирует НТП, увеличение количества рабочих мест, капиталовложения в расширение производства и пр.;

перераспределительная. С помощью налогов государство пе­рераспределяет часть прибыли предприятий и предпринима­телей, доходов граждан на развитие производственной и со­циальной инфраструктуры (например, на строительство же­лезных дорог и автострад), инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости (строительство электростанций), поддержку лиц внепроизводственной сфе­ры, не имеющих своих доходов (студенты, учителя, военно­служащие, пенсионеры и т.д.).


--------------------'■---------- А. Смит сформулировал основополагающие

ПРИНЦИПЫ принципы налогообложения, которые могут

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ использоваться в любой экономической си-—~~~ стеме:

1) подданные государства должны участвовать в содержании пра­вительства соответственно получаемому ими доходу;

2) сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект на­лога, должна быть точно определена;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким обра­зом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную долю тех средств, которые поступают от данного налога.

При этом имущество или доход, подлежащие обложению, долж­ны иметь защиту от двойного обложения.

---------------- Налоги классифицируются по нескольким признакам:

ВИДЫ 1. По способу платежа различают прямые и косвен-

НАЛОГОВ ные налоги. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектами налога и прямо пропорциональ­ны платежеспособности. К прямым налогам относятся налог на до­ходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог и пр.Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, лицензионные платежи.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет госу­дарства для финансирования общегосударственных мероприятий, например, налог на доходы физических лиц или налог на прибыль. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, на­пример, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лес­ной цдлог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа посту­пают налоговые средства, различают федеральные налоги, регио­нальные налоги и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. Согласно Налоговому.кодексу РФ (по состоянию на 2004 г.) к ним относятся:

I) налог на добавленную стоимость (НДС); 2)акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) платежи за загрязнение окружающей среды;


6) налог на прибыль;

7),государственная пошлина;

8) таможенная пошлина;

9) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

10) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»;

II) сборы за выдачу лицензий и право на производство алкоголь­ной продукции и др.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной налог;

3) налог на игорный бизнес;

4) налог на вмененный доход;

5) транспортный налог.

Местные налоги и сборы (всего их 22, но обязательными являют­ся только первые 3):

1) налог на имущество физических лиц;


2) Земельный налог;

3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс­кой деятельностью;

4) сбор за право торговли;

5) налог на рекламу;

6) сбор за право торговли винно-водочными изделиями и др.

________________Фискальная политика это политика государ-

ФИСКАЛЬНАЯ ственных расходов и налогов, т. е. система регу-

ПОЛИТИКА лирования, связанная с правительственными рас-

ГОСУДАРСТВА ходами и налогами. Правительственные расходы

----------------------- и налоги являются инструментами фискальной

политики. К правительственным расходам, мы знаем, относится стро­ительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, закупки сельскохозяйственной продукции, боевой техники, внешне­торговые закупки, содержание социальной сферы, науки, поддержка искусства и т. д. С налогами мы уже познакомились выше.

Основными рычагами фискальной политики государства являют­ся изменения:

• налоговых ставок;

• базы налогообложения;

• видов налогов;

• их количества; } *

• размеров государственных расходов или их направлений.

В экономической теории представители кейнсианской школы и сторонники теории «экономики предложения» по-разному рассмат­ривают методы проведения фискальной политики государства.

Кейнсианцы, мы знаем, ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития страны. Основным фактором роста совокупного спроса и, соответственно, ро­ста реального объема производства они считают сокращение налогов, что в краткосрочном периоде приводит к сокращению поступлений в бюджет. Следствием этого является образование или увеличение бюд­жетного дефицита. Согласно кейнсианской теории существуют два направления фискальной политики, являющиеся традиционными.

Первое направление — дискреционная политика, которая прово­дится по усмотрению правительства и на основе принимаемых им решений. Это сознательное регулирование государством уровня на­логов и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость,^ инфляцию. Государственные расходы ока­зывают на совокупный спрос влияние, подобное инвестициям, и так же, как инвестиции, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменяется объем ВВП в результате изменения государственных расходов:


G AG

где Мсмультипликатор государственных расходов; Yобъем ВВП; Gгосударственные расходы.

Налоги также оказывают воздействие на рост ВВП. Увеличение на­логовых ставок приводит к сокращению потребительских доходов, а, сле­довательно, и расходов. Совокупный спрос уменьшается, и объем реаль­ного ВВП также уменьшается. Изменение налогов, подобно инвестици­ям и государственным расходам, приводит к мультипликационному эффекту. Налоговый мультипликатор — коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяется ВВП под влиянием изменения налогов.

МТ =-----,

т AT

где Мтмультипликатор налогов; Т— налоги; У— объем ВВП.

Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора инвести­ций и государственных расходов, так как при сокращении налогов увеличивается не только потребление, но и сбережения. А каждая единица прироста государственных расходов и инвестиций оказыва­ет прямое воздействие на величину ВВП.

Дискреционная фискальная политика, как и финансовая вообще, используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада (стимулирующая) и сдер­живание подъема (сдерживающая) (табл. 17.2).

Вторым направлением фискальной политики является полити­ка встроенных стабилизаторов, т. е. тех механизмов, которые ра­ботают в режиме саморегулирования. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения (чем больше доход, тем больше ставка на­лога); система государственных трансфертов (система пособий по * безработице, социальные выплаты, программы по поддержке мало­имущих слоев населения и т. д.). По мере роста объема ВВП наблю­дается пропорциональный прирост налоговых поступлений, что сни­жает покупательную способность населения и экономический рост сдерживается. В случае падения национального производства нало­говые поступления уменьшаются. Это увеличивает покупательную способность населения, совокупный спрос увеличивается и спад эко­номики сдерживается. Трансфертные же платежи во время экономи­ческого подъема сокращаются, а в период спада возрастают. Встро­енные стабилизаторы только уменьшают колебания цикла, но не мо­гут их полностью устранить. Эта проблема решается уже с помощью дискреционной политики.