Файл: Макроэкономика. Камаев doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 12. Национальная

12.1. Макроэкономика и ее цели

Возникновение макроэкономики

И особенности макроэкономического

Анализа

12.2. Сущность и содержание системы национальных счетов понятие системы национальных счетов. История ее возникновения и развития

Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства

12.3. Основные показатели системы национальных счетов

Раздел III. Макроэкономика

Глава 13. Макроэкономическое

13.1. Понятие и виды

13.2. Совокупный спрос

Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса

Раздел III. Макроэкономика

13.3. Макроэкономическое равновесие

13.4. Другие модели макроэкономического равновесия

13.5. Потребление, сбережения, инвестиции

Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития

14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы

Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.

14.2. Факторы экономического роста

14.3. Цикличность экономического развития

[Править] Причины

Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке

16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации

16.3. Кредитная система и ее структура

16.4. Денежно-кредитная политика государства

Глава 17. Финансовая система

17.1. Необходимость и сущность финансов

17.2. Финансовая система государства и ее структура

17.3. Финансовая политика

2) Земельный налог;

3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс­кой деятельностью;

Глава 18. Рынок ценных бумаг

18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг

18.2. Виды ценных бумаг

18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа

Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность

19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер

Раздел III. Макроэкономика

19.2. Занятость и проблемы безработицы

19.3. Доходы и социальная защита населения

Гиперинфляция характеризуется сокращением производства, усилением его автономности и натурализацией, переходом к бартерным сделкам, «бегством» от денег с целью превраще­ния их в товары. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Ф. Кэганом. Он предло­жил началом гиперинфляции считать месяц, в котором цены впервые увеличились более чем на 50%. Завершением гипер­инфляции считается месяц, предшествовавший тому, в кото­ром цены увеличились менее 50% и не достигают этого уров­ня в течение года.

3. Третий критерий при определении вида инфляции — это соот­ношение роста цен по различным товарным группам. Здесь разли­чают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные виды товаров относительно.друг друга не меняются. Опасности для экономики она не представляет: если факторы производства подорожали в 20 раз, и конечный продукт также подорожал в 20 раз, то возникает лишь неудобство' в расчетах.

•* При несбалансированной инфляции цены на различные виды товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, при­чем в разных пропорциях. В России наблюдается именно этот вид инфляции. В условиях несбалансированной инфляции не­возможно рассчитать и сравнить доходность различных инвес­тиционных проектов; для нее характерны только короткие спе­кулятивно-посреднические операции.

4. Следующий критерий при определении вида инфляции — это ожидаемость или предсказуемость инфляции. Здесь следует вы­делить:

ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнози­руется заранее, причем с достаточной степенью надежности;

неожидаемую инфляцию, возникающую стихийно. В этом слу­чае повышение цен даже на 10% может привести к существен­ному снижению эффективности деятельности фирм и сниже­нию доходов населения.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции практи­чески не наносит вреда экономике, в то время как комбинация несба­лансированной и неожидаемой — очень опасна, так как такая комби­нация сопровождается перераспределением доходов и национально­го богатства и падением доходности предприятий.

ПРИЧИНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ИНФЛЯЦИИ

При выявлении причин инфляции различают монетарные и немонетарные концепции.

Сторонники монетарных концепций одной из основных причин возникновения инфляции считают рост номинального количества денег, превышающий рост производства товаров и услуг при неизменной скорости оборота де­нег. В гл. 16, рассматривая количественную теорию денег, мы позна­комились с уравнением обмена И. Фишера:


где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средняя цена товаров и услуг; Q — количество товаров и услуг, произведен­ных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Напомним, из этого уравнения следует, что при постоянных Уи Q изменение денежного предложения напрямую влияет на цены: при увеличении предложения денег цены растут. Если же увеличение предложения денег будет происходить одновременно с расширени­ем объема ВВП, то роста цен не произойдет. Вспомним также «де­нежное правило» М. Фридмена, согласно которому увеличение де­нежного предложения свыше 3—5% в год приводит к новому витку инфляции. Авторы монетарных концепций также утверждают, что инфляция может возникнуть и в том случае, если количество номи­нальных денег остается неизменным, а скорость их обращения уве­личивается быстрее, чем растет объем производства (например, при совершенствовании техники расчетов посредством использования пластиковых карт и интернет-торговли).

В немонетарных концепциях причиной инфляции называют либо увеличение совокупного спроса (кейнсианцы и неокейнсианцы), либо рост издержек на единицу продукции (сторонники «экономики пред­ложения»). То есть авторы немонетарных концепций объясняют ин­фляцию либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Уве­личение количества денег, находящихся в обращении, в этих концеп­циях является непременным условием повышения цен, а не причиной. Увеличение совокупного спроса может происходить и без увязки с ростом денежной массы (например, в связи с ростом спроса на инве­стиции). Причиной инфляции здесь называют также структурные сдвиги спроса, о которых мы говорили при рассмотрении такой фор­мы открытой инфляции, как структурная инфляция.

Как уже отмечалось в гл. 16, современные модели денежно-кредит­ной политики представляют собой синтез монетаризма и кейнсианства.

Причины инфляции делятся на внутренние и внешние. К внут­ренним причинам относятся следующие:

1) несбалансированность государственных расходов и доходов, т. е. дефицит государственного бюджета, который часто покрывается за счет чрезмерной эмиссии денежных знаков;

2) милитаризация экономики, способствующая развитию воен­ных отраслей в ущерб гражданским. В результате нарушаются оп­тимальные пропорции между отраслями, и возникает структурная инфляция; *


3)рыночная власть монополий, олигополии и государства. Мы зна­ем, что современный рынок во многом олигополистичен, и олигопо-листы, обладающие монопольной властью, заинтересованы в сокра­щении производства и повышении цен;

4) инфляционные ожидания. Население привыкает к повышению цен и запасается товарами впрок, что приводит к увеличению сово­купного спроса, а производители, опасаясь повышения цен со сторо­ны поставщиков, увеличивают цены на товары и услуги, раскручи­вая тем самым маховик инфляции.

Внешней причиной инфляции считается прежде всего конъюнк­тура мирового рынка. Например, увеличение мировых цен на нефть, газ и другие энергоносители приводит в конечном счете к росту цен на внутреннем рынке.

Теперь мы можем назвать глубинную причину инфляции — это на­рушение пропорций развития национального хозяйства в резуль­тате действия различных факторов.

------------------- При измерении скрытой, или подавленной, инфляции

ИЗМЕРЕНИЕ в экономике используются такие показатели, как: ИНФЛЯЦИИ • соотношение цен, контролируемых государством,

с ценами свободного рынка, в том числе и теневого;

• вероятность осуществления нужной покупки;

• затраты времени на поиски товара;

• объем вынужденных сбережений и др.

При измерении открытой инфляции используются как индексы роста цен, так и показатели роста цен в процентах; чаще всего исполь­зуют индекс потребительских цен (ИПЦ) (см. гл. 12) и индекс опто­вых цен (индекс цен товаров производственного назначения), отража­ющий динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы и конеч­ные виды продукции на оптовом рынке.

Другим показателем измерения открытой инфляции является уже известный нам дефлятор ВВП (индекс изменения цен в среднем по экономике в целом). Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП мы рассмот­рели в гл. 12 (см. табл. 12.2).

При измерении инфляции используются как цепные, так и базис­ные индексы. При расчете цепных индексов показатель в последую­щий период делится на соответствующий показатель предыдущего периода, например, отношение стоимости потребительской корзины данного года к стоимости потребительской корзины предыдущего года. Рассмотрим цепные индексы потребительских цен в РФ за пе­риод 2002-2006 гг. в табл. 19.1.

Таблица 19.1 Рост потребительских цен в России в 2002—2007 гг.


Показатель

2002

2003

2004

2005 (прогноз)

2006 (прогноз)

2007 (прогноз)

Индекс потребитель­ских цен (ИПЦ), %

15,1

13

11,7

10

8

6-7

При расчете базисных индексов данные за некоторый период при­нимаются за базу, а индексы роста цен определяются путем деления показателей определенного года (например, стоимость потребитель­ской корзины текущего года) на базовый показатель (например, сто­имость потребительской корзины базового года).

Существует и такой способ количественного измерения инфля­ции, как «правило семидесяти». Оно позволяет подсчитать количе­ство лет, необходимых для удвоения общего уровня цен: число 70 делится на показатель ежегодного темпа роста цен.

Развитие инфляционных процессов при­водит к отрицательным социально-эко­номическим последствиям, среди кото­рых можно назвать снижение реальных доходов населения и перераспределение

их в пользу немногочисленного процента населения, потерю заинте­ресованности у производителей в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни у населения с фиксированными доходами (врачей, преподавателей, военнослужащих, студентов, пенсионеров и др.). Поэтому разработка и осуществление антиинфляционной по­литики является необходимым элементом стабилизации экономики. В системе антиинфляционных мер выделяют два пути:

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ

ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВА

1. Адаптационная политика, или пассивный путь борьбы с инфляцией основан на том, что домохозяйства, фирмы и государство приспосабливаются к росту цен. Наиболее распространенным мето­дом приспособления к инфляции является индексация процентной ставки (она увеличивается на величину инфляции). Кроме того, при­меняются индексация, доходов населения в зависимости от уровня и темпов инфляции, а также компенсация потерь от инфляции наибо­лее обездоленным слоям населения. Фирмы, приспосабливаясь к ин­фляции, меняют свою экономическую политику: осуществляют толь­ко краткосрочные проекты, увеличивают долю заемных средств, пе­ресматривают политику использования прибыли и т. д.


2. Второй путь в системе антиинфляционных мер — активный. Особая роль здесь отводится государству, которое должно принять законы, стимулирующие предпринимательскую деятельность, особен­но в части налогообложения. Представители монетаризма считают, что инфляцию можно остановить резким сокращением темпов роста де­нежной массы, т. е. методом «холодной индюшки». В результате умень­шаются инфляционные ожидания, что приводит к снижению темпов инфляции. Кейнсианцы выступают за политику градуализма, т. е. за меры по замедлению роста совокупного спроса (например, путем со­кращения социальных программ и государственных расходов). Сни­жение темпов роста совокупного спроса приводит к снижению темпов роста цен. Кроме того, государство предпринимает меры, направлен­ные против роста цен в отраслях-монополиях, ликвидирует дефицит государственного бюджета, сохраняет валютный коридор и т. д.

Таким образом, антиинфляционная политика должна быть на­правлена на сдерживание и регулирование трех компонентов инфля­ции: спроса, издержек и ожиданий.