ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 259
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
12.1. Макроэкономика и ее цели
И особенности макроэкономического
Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства
12.3. Основные показатели системы национальных счетов
Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса
13.3. Макроэкономическое равновесие
13.4. Другие модели макроэкономического равновесия
13.5. Потребление, сбережения, инвестиции
Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития
14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы
Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.
14.2. Факторы экономического роста
14.3. Цикличность экономического развития
Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства
16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке
16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации
16.3. Кредитная система и ее структура
16.4. Денежно-кредитная политика государства
17.1. Необходимость и сущность финансов
17.2. Финансовая система государства и ее структура
3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа
Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность
19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер
• Гиперинфляция характеризуется сокращением производства, усилением его автономности и натурализацией, переходом к бартерным сделкам, «бегством» от денег с целью превращения их в товары. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Ф. Кэганом. Он предложил началом гиперинфляции считать месяц, в котором цены впервые увеличились более чем на 50%. Завершением гиперинфляции считается месяц, предшествовавший тому, в котором цены увеличились менее 50% и не достигают этого уровня в течение года.
3. Третий критерий при определении вида инфляции — это соотношение роста цен по различным товарным группам. Здесь различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
• Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные виды товаров относительно.друг друга не меняются. Опасности для экономики она не представляет: если факторы производства подорожали в 20 раз, и конечный продукт также подорожал в 20 раз, то возникает лишь неудобство' в расчетах.
•* При несбалансированной инфляции цены на различные виды товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях. В России наблюдается именно этот вид инфляции. В условиях несбалансированной инфляции невозможно рассчитать и сравнить доходность различных инвестиционных проектов; для нее характерны только короткие спекулятивно-посреднические операции.
4. Следующий критерий при определении вида инфляции — это ожидаемость или предсказуемость инфляции. Здесь следует выделить:
• ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, причем с достаточной степенью надежности;
• неожидаемую инфляцию, возникающую стихийно. В этом случае повышение цен даже на 10% может привести к существенному снижению эффективности деятельности фирм и снижению доходов населения.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции практически не наносит вреда экономике, в то время как комбинация несбалансированной и неожидаемой — очень опасна, так как такая комбинация сопровождается перераспределением доходов и национального богатства и падением доходности предприятий.
ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИНФЛЯЦИИ
При выявлении причин инфляции различают монетарные и немонетарные концепции.
Сторонники монетарных концепций одной из основных причин возникновения инфляции считают рост номинального количества денег, превышающий рост производства товаров и услуг при неизменной скорости оборота денег. В гл. 16, рассматривая количественную теорию денег, мы познакомились с уравнением обмена И. Фишера:
где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средняя цена товаров и услуг; Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).
Напомним, из этого уравнения следует, что при постоянных Уи Q изменение денежного предложения напрямую влияет на цены: при увеличении предложения денег цены растут. Если же увеличение предложения денег будет происходить одновременно с расширением объема ВВП, то роста цен не произойдет. Вспомним также «денежное правило» М. Фридмена, согласно которому увеличение денежного предложения свыше 3—5% в год приводит к новому витку инфляции. Авторы монетарных концепций также утверждают, что инфляция может возникнуть и в том случае, если количество номинальных денег остается неизменным, а скорость их обращения увеличивается быстрее, чем растет объем производства (например, при совершенствовании техники расчетов посредством использования пластиковых карт и интернет-торговли).
В немонетарных концепциях причиной инфляции называют либо увеличение совокупного спроса (кейнсианцы и неокейнсианцы), либо рост издержек на единицу продукции (сторонники «экономики предложения»). То есть авторы немонетарных концепций объясняют инфляцию либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Увеличение количества денег, находящихся в обращении, в этих концепциях является непременным условием повышения цен, а не причиной. Увеличение совокупного спроса может происходить и без увязки с ростом денежной массы (например, в связи с ростом спроса на инвестиции). Причиной инфляции здесь называют также структурные сдвиги спроса, о которых мы говорили при рассмотрении такой формы открытой инфляции, как структурная инфляция.
Как уже отмечалось в гл. 16, современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез монетаризма и кейнсианства.
Причины инфляции делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся следующие:
1) несбалансированность государственных расходов и доходов, т. е. дефицит государственного бюджета, который часто покрывается за счет чрезмерной эмиссии денежных знаков;
2) милитаризация экономики, способствующая развитию военных отраслей в ущерб гражданским. В результате нарушаются оптимальные пропорции между отраслями, и возникает структурная инфляция; *
3)рыночная власть монополий, олигополии и государства. Мы знаем, что современный рынок во многом олигополистичен, и олигопо-листы, обладающие монопольной властью, заинтересованы в сокращении производства и повышении цен;
4) инфляционные ожидания. Население привыкает к повышению цен и запасается товарами впрок, что приводит к увеличению совокупного спроса, а производители, опасаясь повышения цен со стороны поставщиков, увеличивают цены на товары и услуги, раскручивая тем самым маховик инфляции.
Внешней причиной инфляции считается прежде всего конъюнктура мирового рынка. Например, увеличение мировых цен на нефть, газ и другие энергоносители приводит в конечном счете к росту цен на внутреннем рынке.
Теперь мы можем назвать глубинную причину инфляции — это нарушение пропорций развития национального хозяйства в результате действия различных факторов.
------------------- При измерении скрытой, или подавленной, инфляции
ИЗМЕРЕНИЕ в экономике используются такие показатели, как: ИНФЛЯЦИИ • соотношение цен, контролируемых государством,
с ценами свободного рынка, в том числе и теневого;
• вероятность осуществления нужной покупки;
• затраты времени на поиски товара;
• объем вынужденных сбережений и др.
При измерении открытой инфляции используются как индексы роста цен, так и показатели роста цен в процентах; чаще всего используют индекс потребительских цен (ИПЦ) (см. гл. 12) и индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения), отражающий динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы и конечные виды продукции на оптовом рынке.
Другим показателем измерения открытой инфляции является уже известный нам дефлятор ВВП (индекс изменения цен в среднем по экономике в целом). Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП мы рассмотрели в гл. 12 (см. табл. 12.2).
При измерении инфляции используются как цепные, так и базисные индексы. При расчете цепных индексов показатель в последующий период делится на соответствующий показатель предыдущего периода, например, отношение стоимости потребительской корзины данного года к стоимости потребительской корзины предыдущего года. Рассмотрим цепные индексы потребительских цен в РФ за период 2002-2006 гг. в табл. 19.1.
Таблица 19.1 Рост потребительских цен в России в 2002—2007 гг.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (прогноз) |
2006 (прогноз) |
2007 (прогноз) |
Индекс потребительских цен (ИПЦ), % |
15,1 |
13 |
11,7 |
10 |
8 |
6-7 |
При расчете базисных индексов данные за некоторый период принимаются за базу, а индексы роста цен определяются путем деления показателей определенного года (например, стоимость потребительской корзины текущего года) на базовый показатель (например, стоимость потребительской корзины базового года).
Существует и такой способ количественного измерения инфляции, как «правило семидесяти». Оно позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен: число 70 делится на показатель ежегодного темпа роста цен.
Развитие инфляционных процессов приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям, среди которых можно назвать снижение реальных доходов населения и перераспределение
их в пользу немногочисленного процента населения, потерю заинтересованности у производителей в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни у населения с фиксированными доходами (врачей, преподавателей, военнослужащих, студентов, пенсионеров и др.). Поэтому разработка и осуществление антиинфляционной политики является необходимым элементом стабилизации экономики. В системе антиинфляционных мер выделяют два пути:
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
1. Адаптационная политика, или пассивный путь борьбы с инфляцией основан на том, что домохозяйства, фирмы и государство приспосабливаются к росту цен. Наиболее распространенным методом приспособления к инфляции является индексация процентной ставки (она увеличивается на величину инфляции). Кроме того, применяются индексация, доходов населения в зависимости от уровня и темпов инфляции, а также компенсация потерь от инфляции наиболее обездоленным слоям населения. Фирмы, приспосабливаясь к инфляции, меняют свою экономическую политику: осуществляют только краткосрочные проекты, увеличивают долю заемных средств, пересматривают политику использования прибыли и т. д.
2. Второй путь в системе антиинфляционных мер — активный. Особая роль здесь отводится государству, которое должно принять законы, стимулирующие предпринимательскую деятельность, особенно в части налогообложения. Представители монетаризма считают, что инфляцию можно остановить резким сокращением темпов роста денежной массы, т. е. методом «холодной индюшки». В результате уменьшаются инфляционные ожидания, что приводит к снижению темпов инфляции. Кейнсианцы выступают за политику градуализма, т. е. за меры по замедлению роста совокупного спроса (например, путем сокращения социальных программ и государственных расходов). Снижение темпов роста совокупного спроса приводит к снижению темпов роста цен. Кроме того, государство предпринимает меры, направленные против роста цен в отраслях-монополиях, ликвидирует дефицит государственного бюджета, сохраняет валютный коридор и т. д.
Таким образом, антиинфляционная политика должна быть направлена на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.