Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Место для занятий

18 Выберите уединенное, чистое, хорошо проветриваемое место, свободное от насекомых, и практикуйте пранаяму в спокойные часы дня.

19. Шум порождает нетерпеливость, беспокойство и гнев. Избегайте практиковать пранаяму в шумное время.

Чистоплотность

20. Никто не входит в храм с нечистым телом или умом. Перед тем как войти в храм своего тела, йогин соблюдает правила чистоплотности

Время

21. Йогические тексты настаивают на выполнении восьмидесяти циклов пранаямы четыре раза в день, ранним утром, в полдень, вечером и в полночь, что не каждый может соблюдать. Однако минимум       пятнадцать минут в день - является необходимым, хотя этого и недостаточно для садхаки, посвятившего себя йоге. (Один цикл пранаямы состоит из вдоха, внутренней задержки, выдоха и внешней задержки).

22. Лучшее время для занятий пранаямой раннее утро, предпочтительно перед рассветом, когда промышленные выбросы наименее ощутимы, а тело и ум еще свежи. Если утреннее время

неприемлемо, можно практиковать пранаяму после захода солнца, когда воздух прохладен и приятен,

Поза

23. Пранаяму лучше всего практиковать сидя на полу, на сложенном одеяле. Изучите Главу 11, где описано искусство сидения в пранаяме. Удобные для занятий позы - - это сиддхасана, свастика-сана, бхадрасана, вирасана, баддхаконасана и падмасана (ил. 3 14), Однако можно сидеть и в любой другой позе, в которой спина остается прямой от основания позвоночника до шеи и перпендикулярной полу.

Тело

24. Подобно тому как глиняный кувшин должен быть обожжен в печи, перед тем как в нем станут хранить воду, так и тело должно быть закалено огнем асан, чтобы ощутить подлинное сияние пранаямы

25. Тело тамасично, ум раджасичен, а Самость имеет качество сатгвы Развивайте понимание тела до уровня ума посредством асан. Затем поднимите тело и ум до уровня Самости посредством пранаямы так, чтобы прана двигалась по всему телу. Это, в свою очередь, поддерживает подвижность тела, устойчивость ума и бдительность Самости.

26. Тело подобно яме, в которую вползает и выползает дыхание - змея. Читта - это заклинатель змей, который приманивает дыхание и получает контроль над ним,

Позвоночник

27. Позвоночник человека можно сравнить с индийской лютней - - виной Корпус вины (тыква) - это голова, которая порождает звук. Нос • это мост, который контролирует звуковые вибрации, вызванные вдохом и выдохом. Резонанс зависит от того, насколько туго натянуты струны Если они свободны, звук не возникаем если же натянуты слишком туго, не возникает вибрация, и струны могут порваться Натяжение струн устанавливают, чтобы получить нужный резонанс, интенсивность и высоту звука Так же, нади и нервы в позвоночнике должны быть расположены таким образом, чтобы дыхание могло проходить ритмично и гармонично


28. Располагайте позвоночник от основания, позвонок за позвонком, как будто вы строите стену из кирпичей Сохраняйте правую и левую стороны позвоночного столба параллельными, двигая их независимо друг от друга и ритмично в соответствии с центральным позвоночным столбом. В нранаяме передняя часть позвоночника более подвижна, чем задняя.

ФотоЗ

Ребра

29. Одновременно двигайте спинные части ребер вовнутрь, боковые части      вперед и передние части - - вверх.


Ноги и плечи

30. Руки должны сохранять пассивность. Не напрягайте их и не поднимайте вверх или назад. Если они напряжены, то в результате они теряют чувствительность и вы сидите, как на иголках. Это также случается, когда вы начинаете сидеть в какой-либо непривычной позе, и исчезает по мере привыкания к ней.

Ногти

31. Подрезайте ногти таким образом, чтобы они не травмировали нежную кожу носа при выполнении пальцевой пранаямы.

Слюна

32 Слюна выделяется в начале пранаямы. Сглатывайте ее после выдоха, но не перед вдохом, и никогда - во время задержки. Не напрягайте язык и не давите им на зубы и небо, а сохраняйте его и горло пассивными.

Глаза и уши

33. Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, а асаны - - с открытыми.

34. Закрывайте глаза мягко, и смотрите вовнутрь вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее наблюдение или ощущение дает возможность наиболее ясно осознавать происходящие процессы

35 Если глаза открыты, вы взрываетесь ощущениями, чувствуете раздражительность и нетерпеливость, а ум становится рассеянным

36. Лишь один раз на долю секунды откройте глаза, для того чтобы проверить свою позу и исправить какие бы то ни было недостатки

37. Сохраняйте внутренний слух алертным, но пассивным Уши - это окна ума Настройте их на вибрации вдоха и выдоха и на беззвучное состояние задержки.

 

           Фото 4                                                            Фото 5

                Фото 6                           Фото 7                           Фото 8                          Фото 9

                                Фото 10                                       Фото 11

                            Фото 12                                       Фото 13                       Фото 14


 

Кожа

38. Кожа выполняет две важные функции абсорбции (впитывания) и выделения. Она поглощает и отдает тепло, действуя как термостат, с тем чтобы поддержать постоянную температуру тела. Она также помогает выводить органические и неорганические соли,

39. Кожа является источником восприятия. Поддерживайте постоянную и согласованную связь между ее движениями с внутренней осознанностью на протяжении всей практики.

40. Сохраняйте кожу туловища в активном и динамичном состоянии, а кожу черепа, лица, ног и рук мягкой и пассивной.

41. В начале практики возникает испарина, но затем она исчезает.

Мозг

42. Сохраняйте мозг восприимчивым и наблюдающим. Используйте его для стимулирования работы легких, в то же время не задействуя его в этой работе; в противном случае он не сможет наблюдать за процессом дыхания

43. Пранаяма тамасична, когда туловище и позвоночник вялые, и раджасична, когда в нее вовлечен  ум. Только когда туловище прямо, ум восприимчив и самость бдительна - пранаяма обретает качество сатгвы.

44. Память Друг, если вы используете ее для прогресса и совершенствования в практике. Она же становится препятствием, когда вы постоянно размышляете о прошедшем опыте и вое производите его в памяти. Каждый раз обнаруживайте новый свет в своей практике.

45 Практика и отказ от желаний крылья пранаямы, которые несут садхаку к высшим сферам знания и реализации Самости (Атма).

46. Овладейте самавритти пранаямой (равная продолжительность вдоха, выдоха и задержки) перед тем как приступить к висама вритти (дыхание с различным соотношением и продолжительностью этих трех фаз). Детали описаны в гл. 18.

47 Никогда не выполняйте асаны сразу после пранаям. Пра-наяма, выполняемая после асан, не приносит вреда. Однако прана-яма не может быть выполнена надлежащим образом после напряженных асан. Рекомендуется практиковать асаны и пранаямы в разное время. Идеальный вариант: утром - пранаяма, вечером — асаны.

48. Не практикуйте, когда ум или тело вялы или подавлены. При умственном утомлении или беспокойстве выполните асаны, описанные в книге «Взгляд на Йогу» и шавасану — при физическом истощении (см. гл. 30). Затем возобновите практику пранаямы.

49 Не выполняйте внутреннюю задержку (ангара кумбхака), когда повышена чувствительность мозга, так как он может пострадать от неожиданных беспокойств, а гакже перед сном, так как пранаяма приносит бодрость Вместо этого практикуйте пранаяму без задержки дыхания или с «задумчивой» внешней задержкой (бахья кумбхака), так как обе располагают ко сну, а бахья кумбхака служит средством от бессонницы (см. гл. 19, 20; ступень II в положении лежа, а также гл 21)


50. Не практикуйте пранаяму в спешке, а также при застое крови в легких.

51 Не разговаривайте и не ходите сразу после пранаямы, а расслабьтесь в шавасане на некоторое время, перед тем как при ступить к какой-либо деятельности.

52. Не практикуйте сразу после еды или когда голодны. В пос леднем случае можно выпить чашку чая или молока. Между едой и праваямой должно пройти от четырех до шести часов, после практики же можно есть через полчаса

53. Не позволяйте ошибкам пустить глубокие корни, а будьте внимательны и искореняйте их путем тренировки и опыта.

54. Не приступайте к практике задержки (кумбхаки) в слишком раннем возрасте, начинайте лишь с шестнадцати или восемнадцати лет, иначе лицо преждевременно постареет.

55. Приостановите на день пранаяму, если в легких ощущается тяжесть и напряженность или когда звук дыхания становиться резким и грубым.

56. Неверная практика порождает напряжение лицевых мышц, беспокоит ум и способствует болезням Симптомы такой практики - раздражительность, тяжесть и беспокойство.

57. Пранаяма помогает в совершенстве отладить поведение и энергию практикующего,

58. Когда прапаяма практикуется надлежащим образом, исчезают болезни и приходит опыт лучащегося состояния благополучия, просветления и покоя.

59. Правильная практика уменьшает жажду мирских удовольствий и ведет к реализации Самости, освобождая садхаку от господства чувств.