Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Гу (gu) — первый слог в слове «гуру», означающий темноту.

Гунатита (gunatita) — освобожденный, тот, кто превзошел или преодолел три гуны — саттву, раджас и тамас.

Гуна (gunа) — качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех составных частей космической субстанции (пракрита), освещающая (саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая( тамас).

Гхата (ghata) — большой глиняный кувшин для воды; напряженное усилие.

Гхатавастха (ghatavastha) — вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхита, где тело подобно глиняному кувшину (ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь постоянства.

Гхеранда Самхита (Gheranda Samhita) — классический труд по хатха-йоге.

Дайргхъя (dairghya) — горизонтальное расширение.

Дала (dala) — большое количество

Даршана (darsana) — видение, умение распознавать. Также философская система.

Даурманасья (daurmanasya) — отчаяние.

Двара-пала (dvara-pala) — страж или хранитель (пала) ворот (двара)

Двеша (dvesa) — отвращение, ненависть, враждебность

Девагатта вайю (devagatta vayu) — один из витальных газов, который обеспечивает поступление наружного кислорода в утомленное тело, вызывая зевоту.

Дета (desa) — место или состояние.

Джабали (Jabali) — имя мудреца, сына Джабалы, служанки. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и прадивостью. Гаутала дал ему имя Сатьянама-Джабали (сатьянама — любящий истину, Джабали — сын Джабалы).

Джагрита (jagrta) — бдительный, бодрствующий.

Джагритавастха (jagrtavastha) — состояние (авастха) бдительности, пробужденности.

Джагрити (jagriti) — бдительность, пробужденность. Джайя (jaya) — победа, успех.

Джала (jala) — сеть, решетка. Также скопление, множество, масса.

Джаландхара бандха (j aland ha ra bandha) — джаландхара — это поза, где шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами на верхушке грудной кости, стимулируя фарингиальное сплетение.

Джаниндрийя (jnanendriya) — органы чувств: знания, слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

Джапа (japa) — молитва

Джатарагни (jataragni) — пищеварительный огонь

Джваланти (jvalanti) — ярко горящий, блистающий. Дживатма (jivatma) — индивидуальная или личная душа.


Джива (jiva) — живое существо, творение. Индивидуальная душа, как отделенная от всеобщей души.

Дживана мукта (jivana mukta) — человек, освобожденный в течение своей жизни посредством истинного знания Высшего Духа

Джитендрийя (jitendriya) — тот, кто победил свои страсти или подчинил себе свои чувства

Джнана марга (jnana marga) — путь знания, следуя по которому человек достигает реализации.

Джнана мудра (jnana mudra) — жест руками, в котором указательный палец и кончик большого пальца соединяются, в то время, как остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания (джнана). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух — символизирует истинное знание

Джнана чакшу (jnana chaksu) — глаз (чакшу) интеллекта, умственный глаз, интеллектуальное видение (в противовес глазу плоти)

Джнана (jnana) — священное знание, полученное в медитации на высшие истины религии и философии, которое учит человека, как понять свою природу.

Доша (dosa) — ошибка или дефект, пагубное свойство, растрой-ство трех жидкостей тела.

Дукха (duhkha) — страдание и боль

Дхамана (dhamana) — дыхание, имитирующее работу кузнечных мехов

Дхамани (dhamani) — трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах.

Дхананджайя вайю (dhananjaya vayu) — один из витальных газов, которые остаются в теле даже после смерти и иногда вызывают распухание трупа

Дхарана (dharana) — концентрация или полное внимание. Шестая ступень в йоге, описанной Патанджали

Дхарма Кшетра (dharma Ksetra) — название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами (Kauravas) и Пандавами (Pandavas) в войне Махабхарата Это — поле сражения, где Кришна изложил Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина

Дхарма (dharma) — образована от корня «dhr», означающего поддерживать, сохранять, содействовать, подкреплять; дхарма означает религию, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех Целей человеческого существования.

Дхату (dhatu) — элемент. Склонность или тип тела, подобно вата (vata — ветер) и кафа (kapha — флегма).


Дхр (dhr) — удерживать или концентрировать.

Дхьяна (dhyana) — медитация. Седьмая ступень йоги, описанной Патанджали

Иданади (ida nadi) — нади, или канал энергии, начинается от левой ноздри, затем восходит к макушке, а оттуда спускается к основанию позвоночника. По этой нади проходит лунная энергия и, следовательно, она называется чандра нади (канал лунной энергии).

Индрии (indriyas) — органы восприятия и действия. Ичха (ichha) — желание, стремление, воля.

Ишвара пранидхана (Isvara pranidhana) — посвящение Господу своих действий и воли

Ишвара (isvara) — Высшая сущность. Бог. Ишта Девата (istadevata) — избранное божество Йога Сутра (Yoga Sutra) — классический труд по Йоге Патанджали. Он состоит из сжатых афоризмов по йоге и разделен на четыре части, рассматривающие соответственно глубокую медитацию (самадхи), средства (садхана), которыми достигается Йога, силы (вибхути), с которыми сталкивается ищущий в своем поиске, и состояние освобождения (кай-валья)

Йога Чудамани Упанишада (Yoga Chudamani Upanisad) — название одной из Йога Упанишад

Йога (Yoga) — союз, общение Слово «Йога» происходит от корня «Юдж» («yuj»), означающего соединять, сочетать, концентрировать свое внимание. Это одна из шести систем Индийской философии, детально описанная мудрецом Патанджали. Йога — это союз нашей воли и воли Божьей, уравновешенность души, которая дает возможность видеть жизнь беспристрастно во всех ее проявлениях Главная цель Йоги — обучить средствам, которыми человеческая душа может быть полностью воссоединена с Высшим Духом, пронизывающим вселенную и так освободиться от несовер шенства

Кайвальявастха (kaivalyavastha) — кайвалья — это совершенное одиночество, единственность или отрешенность души от материи, отождествленность с Высшим Духом Кайвальявастха — это состояние (авастха) окончательного освобождения или блаженства

Кала чакра (kala chakra) — колесо времени

Кала (kala) — время

Кама (karaa) — желание, вожделение

Кандастхана (kandasthana) — место или расположение канды

Канда (kanda) — выпуклый корень, узел Канда имеет округлую форму, размером около четырех дюймов, расположена примерно на 12 дюймов выше ануса, около пупка, где соединяются и разделяются три основных нади сушумна, ида и пингала Она покрыта как будто мягким белым кус ком ткани

Капалабхати (kapala bhati) — капала — череп, бхати — свет Капала- бхати — это процесс очищения пазух (носовых) Это более мягкая форма бхастрика пранаямы


Капала (kapala) — череп Капха (kapha) — флегма

Карана шарира (karana sarira) — внутренний зачаток тела (шарира), причинная (карана) оболочка Это духовная обо лочка блаженства (анандамайя коша) Опыт познания этой оболочки приходит тогда, когда человек всецело поглощен объектом медитации, либо, когда пробуждается после осве жающего сна

Карма марга (karma marga) — путь для активных людей к реализации через действие

Карма мукта (karma mukta) — освобожденный от результатов или плодов своего действия

Карма ихалатьши (karma phalatyagi) — тот, кто отказался, отрек ся (тьяги) от плодов или воздаяния (пхала) за свои действия (карма) в этой жизни

Карма (karma) — действие

Карминдрийя (karmendnya) —органы (индрии) действия, выде ления, размножения, речи, руки и ноги

Катхопанишада (kathopamsad) — одна из основных Упанишад в стихах, в форме диалогов между мудрецом Ннипуратой (Nachiketa) и Ямой (Yama), богом смерти

Каутики нади (kausiki nadi) — одна из нади> заканчивающаяся на больших пальцах ног

Каушитаки Упанишадa (kausitaki Upamsad) — одна из упанишад Кевала кумбхака (kevala kumbhaka) — когда практика кумбхаки (дыхательные процессы) становится столь совершенной, что происходит уже инстинктивно, она называется кевала (чистая или простая) кумбхака

Коша (kosa) — оболочка, футляр Согласно философии Веданты существует три вида тел (шарира), окружающих душу Эти три вида, или структуры тела, состоят из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек, или футляров (копш) Эти пять кош следующие а) аннамайя, или анатомическая оболочка, связанная с твердой пищей, б) прана-майя, или физиологическая оболочка, включающая дыхательную и другие системы организма, в) маномайя, или психологическая оболочка, затрагивающая осознавание, ощущение и мотивацию, не порожденные субъективным опытом, г) виджнянамайя, или интеллектуальная оболочка, затрагивающая процесс размышления и суждения, происшедпгах от субъективного опытау и д) анандамайя, или духовная оболочка блаженства   Аннамаия коша образу ет стхула шарира, грубое тело Пранамайя, маномайя и виджняномайя коши образуют сукшма шарира, тонкое тело Анандамайя коша образует карана шарира, каузальное, или причинное тело

Крикара вайю (krkara vayu)  - один из пяти вспомогательных вайю, который, заставляя человека чихать или кашлять, предупреждает попадание инородных тел в носовую полость шжи горло


Кришна ( krsna) — Господь всех йог (Йогешвара) Самый почитаемый герой в Индуистской мифологии Восьмая инкарнация Вишну

Крия (kriya) — искупительный обряд, очищающий процесс. Кродха (Icrodha) — гнев.

Кул ала чакра (kulala chakra) —колесо (чакра) гончара (кулала), гончарный круг.

Кумбха (kumbha) — кувшин для воды, горшок, кубок, чаша Кумбхакарна (kumbhakarna) — с глазами, как кувшины. Имя гигантского демона, брата Раваны, в конечном счете убитого Рамой. Он практиковал самую суровую аскезу с тем, чтобы унизить богов. Брахма уже был готов воздать ему до-лжнсое, как боги попросили Сарасвати, богиню речи сесть ему на язык и отклонить его Когда Кумбхакарна пришел к Брахме, вместо того, чтобы потребовать Индрападу (статус Индры, короля богов), он попросил Нидрападу (статус сна — всидра), который был ему тотчас дан. Его усилия ввергли его в состояние оцепенения, подобного смерти, так как его медитация и аскеза имели качество тамаса.

Кумбхака (kumbhaka) — это интервал времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха. Здесь легкие сравниваются с полным или пустым кувшином для воды — совершенно полные или совершенно пустые.

Кундалюш (kundalini) — кундалини (кундала — веревка, сложенная витками, кундалини — свернутая спиралью змея женского пола) — это божественная космическая энергия. Сипа, или энергия символизируется свернутой и спящей змеей, которая лежит, скрывая свой потенциал, в низшем нервном центре в основании позвоночного столба, в мулад-хара чакре. Эта латентная энергия должна быть пробуждена и поднята по главному спинному каналу, сушумне, пронизывающему чакры, к сахасраре, тысячелепестковому лотосу в голове Так йогин вступает в союз с Высшей Всеобщей Душой

Курма вайю (kurma vayu) — название одного из вспомогательных витальных ветров, чья функция — контроль движений век, защищающих глаза от попадания инородных веществ или слишком яркого света.

Курма нади (kurma nadi) — название одного из вспомогательных нади, чья функция заключается в стабилизации тела и ума

Куру кшетра (kuru ksetra) — название обширной равнины около Дели, места, где состоялась война Махабхарата между династиями Каурава и Пандава Человеческое тело сравнивается с этим полем конфликта между силами добра и зла или между личными интересами и обязанностями.

Куху (kuhu) — название одной из нади, расположенной впереди сушумны, ответственной за вывод фекалий.