ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 9096
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Мотивация власти и тип личности*
Дискуссия. Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
Тема 7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Экспертная оценка уровня политической стабильности
Контрольные вопросы, задания, тесты
Историческая эволюция советского политического режима и его классификации*
Дискуссия. Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
Контрольные задания, вопросы, тесты
Деловая игра. Технология избирательной кампании
Тема 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Тема 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Учебная игра. Идейно-политические ориентации российских партий
Тема 12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Альтернативы развития российской политической культуры
Тема 13 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Деловая игра. Анализ сценариев политического развития России
Тема 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Контрольные вопросы, задания, тесты
Дискуссия. Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Тест. Черты, предрасполагающие к конфликтам
Контрольные вопросы, тесты, задания
Дискуссия. Место и роль России в современной геополитической картине мира
Тема 18ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Контрольные вопросы, задания, тесты
Основные подходы к обеспечению безопасности*
Коллоквиум. Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты
а) исполнение правил и норм;
б) агрегирование интересов;
в) определение правил (нормотворчество);
г) политическая коммуникация;
д) политическая социализация и рекрутирование;
е) контроль за соблюдением правил и норм;
ж) артикуляция интересов.
Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
Функции «входа» |
Функции «выхода» |
1. .... |
1. ... |
2. .... |
2. ... |
3. .... |
3. ... |
-
Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования.
-
Какое из названных положений соответствует функции агрегирования интересов?
а) реализация поступивших в политическую систему требований;
б) процесс согласования различных интересов;
в) преобразование требований в поддержку политической системы.
-
Какое из нижеприведенных положений соответствует функции коммуникации?
а) информирование населения о проводимой политике;
б) выработка новых норм и правил;
в) принятие наиболее важных решений.
-
Какие из перечисленных структур выполняют функцию артикуляции интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
-
Какие из названных структур выполняют функцию агрегирования интересов?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
-
Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
-
Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?
а) правительство;
б) группы интересов;
в) суд;
г) политические партии;
д) законодательные органы;
е) избирательные системы.
-
Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающиеся распределения благ и услуг; требования, связанные с регулированием поведения; требования в сфере коммуникации и информации. Раскройте содержание этих требований.
-
Представьте модель политической системы, в которой отсутствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.
-
Представьте модель политической системы, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.
-
Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.
Вид политики
Цели политики
Содержание политики
Экстраординарная («добывающая»)
Дистрибутивная («распределяющая»)
Процедурная («административная»)
-
Какой из типов стабильности является идеальным и не встречается в действительности?
а) абсолютная стабильность;
б) статистическая стабильность;
в) динамическая стабильность;
г) мобилизационная стабильность.
-
Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабильность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?
-
Означает ли наличие стабильности политической системы отсутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.
-
Какие из указанных условий способствуют укреплению политической стабильности?
а) наличие классового типа стратификации;
б) высокие показатели экономического развития и удовлетворенность большинства общества своим уровнем жизни;
в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответствии с ними;
г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
е) низкая степень институализации;
ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в формировании власти;
з) отсутствие оппозиции;
и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
к) легитимность политической власти;
л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
м) устойчивая и эффективная система политической социализации.
-
Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирование; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; применение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопоставьте их по степени результативности.
-
Что характеризует фактор политического риска?
а) степень политической стабильности;
б) некоммерческие риски;
в) степень учитываемости требований политической системой;
г) вероятность сохранения политической стабильности;
д) характер коммуникации в политической системе.
-
С помощью каких параметров характеризуется:
а) экстралегальный риск;
б) легально-правительственный риск;
в) изменения в законодательстве;
г) революция, война, забастовки;
д) выборы;
е) военный переворот;
ж) влияние радикальных сил на общество;
з) контроль за ценами;
и) культурные ценности;
к) налоговая политика.
-
Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эффективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система нестабильна.
Попытайтесь определить уровень политической стабильности для России. Для этого необходимо знать:
-
1) уровень легитимности власти;
-
2) уровень эффективности власти.
Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:
где ПЭВ — показатель эффективности
власти;
ai
— важность реализованных решений;
aj
— важность нереализованных решений;
Ri
— реализованные решения;
Rj
— нереализованные решения;
N
— общее количество принятых решений.
Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/неэффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.
Деловая игра.
Экспертная оценка
уровня политической стабильности
Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска. Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index). Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них. Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4. «4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. Например, вы оцениваете такой параметр, как «политическая стабильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или переворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес соответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.
Переменная |
Вес переменной |
Оценка, баллы |
Итого |
1. Политическая стабильность
|
3,0
|
|
|
2. Отношение к иностранным инвесторам |
1,5 |
|
|
3. Уровень национализации |
1,5 |
|
|
4. Степень инфляции |
1,5 |
|
|
5. Состояние платежного баланса |
1,5 |
|
|
6. Степень бюрократизации |
1,0 |
|
|
7. Степень экономического роста |
2,5 |
|
|
8. Конвертируемость валюты |
2,5 |
|
|
9. Осуществимость контрактов |
1,5 |
|
|
10. Стоимость рабочей силы |
2,0 |
|
|
11. Степень профессиональной подготовки |
1,5 |
|
|
12. Развитие инфраструктуры |
1,0 |
|
|
13. Местное управление |
1,0 |
|
|
14. Наличие краткосрочных кредитов |
2,0 |
|
|
Наличие долгосрочных кредитов |
2,0 |
|
|
Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (подробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992. С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.
Уровень риска |
Баллы |
Вероятность ущерба |
Практически отсутствует |
83—100 |
|
Очень низкий |
75—82 |
Низкая |
Низкий |
67—74 |
(Мала) |
Заметный |
60—66 |
|
Ниже среднего |
55—59 |
Умеренная |
|
51—54 |
(Допустимая) |
Средний |
45—50 |
|
Выше среднего |
40—44 |
Большая |
На грани допустимого |
34—39 |
(Велика) |
Не допустимо |
26—33
|
|
|
18—25 |
Высокая |
|
0—17 |
|
Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России. В 1995г. индекс политического риска в России оценивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?
Политический риск может также оцениваться с помощью методики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.
Актер |
Ориентация |
Последовательность |
Мощь |
Заинтере-сованность |
Итого |
Президент |
|
|
|
|
|
Премьер-министр |
|
|
|
|
|
Министр иностранных дел |
|
|
|
|
|
Председатель Центрального банка |
|
|
|
|
|
Коммунистическая партия РФ |
|
|
|
|
|
ЛДПР |
|
|
|
|
|
«Наш дом — Россия» |
|
|
|
|
|
«Яблоко» |
|
|
|
|
|
Профсоюзы |
|
|
|
|
|
Армия |
|
|
|
|
|
ФСБ |
|
|
|
|
|
МВД |
|
|
|
|
|
Ориентация представляет собой отношение к различным факторам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0). Например, если вы считаете, что Президент отрицательно относится к факторам политического риска (является гарантом стабильности), в графе ориентация ставится знак «-». Под последовательностью понимается сохранение ориентации данной политической силы, под мощью — ресурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — придание значения тому или иному фактору политического риска. Последовательность, мощь и заинтересованность отдельно оцениваются в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей). Затем результаты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Системный подход в политической науке.
Структурный функционализм как методологическая основа теории политической системы.
Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
«Политическая система» — идеологема западной политологии или универсальный конструкт политического анализа?
Структура и функции политической системы.
Политическая институализация в современной России: проблемы и перспективы.
Типологии политических систем.
Условия политической стабильности и методы ее обеспечения.
Методика расчета политического риска.
Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М А. Василика. М., 1999. Гл. 7.
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. I. Гл. II—IV. Ч. II. Гл. I. Разд. II.
Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. М., 1994. Гл.I.
Политические институты. М., 1996.
Формирование политической системы России. М., 1996.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 11.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.
Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
Западная демократия: основы стабильности. М., 1990.
Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.
Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992.
Белов Г.А.. Политическая система // Кентавр. 1995. № 2.
Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. № 3.
Белов ГА. Институциональная система политической власти // Кентавр. 1995. №4.
Галкин А.А. Общественная стабильность: некоторые теоретические подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 5.
Дилигенский Г. Политическая институализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8.
Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 5.
Политическая стабильность: модели и российская действительность («Круглый стол») //Кентавр. 1994. № 3.
Тема 8
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика политического режима в современной России; знакомство с основными теориями и моделями демократии.
Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демократия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демократии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».