ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 550
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке
Одним из основополагающих условий поступательного развития мирового хозяйства и экономического развития в отдельных странах, активно участвующих в международном разделении труда, является конкуренция производителей.
Национальная конкурентоспособность России предполагает прохождение определенных ступеней интеграции страны в глобальное экономическое пространство. Но главное при этом Россия должна сменить ресурсно-сырьевую направленность на инновационно - технологическую.
В создании конкурентных преимуществ России большая роль принадлежит государству, которое должно создать и обеспечить: -«специальные факторы», к которым относят образование, инфраструктуру и здравоохранение; -разного рода стандарты – товарные, природоохранные, безопасности; -принципы и конкретные методы их реализации в области инвестиционной политики; -свободу торговли; -антимонопольные меры.
Страну можно квалифицировать как конкурентоспособной, если она способна наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы населения.
Под конкурентоспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, институциональных и других форм возможностей реализуемых в товарах, успешно противостоящих другим товарам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все эти возможности географически дифференцированы, что в свою очередь усиливает потенциал конкурентоспособности.
Для определения конкурентоспособности страны используют 290 критериев, 41 из которых представляет общую информацию о стране и в ранжировании не участвуют. Для рейтинга отбирается определенное количество стран по критерию вклада каждой в мировую экономику. Ранжируются показатели по семи факторам:
-экономика (30показателей) – ВВП, инвестиции, сбережения, стоимость жизни и т.д.;
-интернационализация (45 показателей) – текущий баланс, экспорт, импорт, валютный курс, портфельные инвестиции, прямы инвестиции, открытость экономики, уровень протекционизма;
-правительство (46 показателей) – национальный долг, фискальная политика, эффективность государственного управления, доля государственного сектора в экономике
-финансы (27 показателей) – стоимость капитала в стране, доступность капитала, эффективность банковского сектора;
-инфраструктура (37 показателей) – технологические показатели, показатели бизнеса, здравоохранение, энергетическая самодостаточность, окружающая среда;
-менеджмент (37 показателей) – производительность труда, стоимость рабочей силы, характеристика компаний страны, эффективность управления, культура делопроизводства;
-наука и технологии (25 показателей) – расходы на НИОКР, численность занятых в НИОКР, управление в технологической сфере, общая ситуация в науке, интеллектуальная собственность;
-люди (43 показателя) – характеристика населения, характеристика рабочей силы, занятость, безработица, образовательный сектор, качество жизни, общественная ситуация.
Россия впервые включена в рейтинг конкурентоспособности в 1995 году заняв 48 место.
Наиболее сильные стороны в мировой конкурентоспособности – научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.
Наиболее слабые – роль государства в экономике, система управления, кредитно-финансовая сфера.
О неконкурентоспособности основной массы машиностроительной продукции свидетельствует значительная разница между высокой долей обрабатывающей промышленности в ВВП России (46%) и низкой долей машин и оборудования в экспорте (7,4%)
Конкурентоспособность России в 2005 году - это 53 место из 89, в 2006 году 62 место, в 2007- 08 г.г. -58 место. Первое место в рейтинге занимает США далее Швейцария, далее Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, Япония, Германия. (Источник: TheGlobalCompetitivenessReport2006-2007,www.weforum.org.)
Конкурентоспособность России находится в прямой зависимости от ряда факторов:
Издержки производства. В России они выше, чем в Японии в 2,8 раза (так как промышленное производство в России более материально и энергоемко);
Производительность труда. Данный показатель в России ниже в четыре раза, чем в новых индустриальных странах;
Интенсивность труда. За годы перехода к рыночной экономики интенсивность промышленного производства в России снизилась почти наполовину;
Уровень качества производимых благ;
Новизна производимого товара;
Уровень продолжительности жизни населения и др.
Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет).
Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.
В качестве явных конкурентных преимуществ экономики России можно выделить факторы "Макроэкономическая стабильность", "Высшее образование", "Гибкость рынка труда", "Размер рынка" и часть индикаторов, характеризующих "Инновационный потенциал".
Ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России является конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Задачами в этой области является восстановление статуса державы в экономико-технологическом плане, возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере.
Список литературы
Налоговый кодекс РФ в ред. от 01.01.2010 г.
Федеральный закон «О Центральном Банке (Банке России)» [Текст]/ Федеральный закон: [принят Гос. Думой 27 июня 2002 г.]. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Брю, С. Л. Экономикс [Текст]: учебник [пер.с англ.] / С.Л.Брю, К. Р.Макконнел. ─ М.:ИНФРА - М, 2008
Булатов А.С. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 816с.
Добрынин, А.И. Экономическая теория: Учеб. для вузов [Текст] / под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича. - 3-е изд., - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2004. - 544с.
Войтов,А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики) /А.Г.Войтов - 8-е изд.,перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. Дашков и Ко, 2004. - 600 с.
Грязнова, А. Г. Финансы Текст: учебник / под ред. А. Г. Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2004. -504 с.
Долан Э.Дж. Макроэкономика Текст: учебникпер. с англ./ ДоланЭ.Дж., Линдсей Д.; – С-Пб., 1994. – 405 с.
Егорова, Е.А. Экономика труда Текст: учебник / Е. А. Егорова, О. В. Кучмаева.- М., Московская финансово-промышленная академия. – 2004. - 80 с.
Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы [Текст]: учебник / В. Г. Игнатов, Л. А. Батурин. – Ростов-на-Дону.: Издательский центр «Март Т», 2007 – 465 с.
Иохин, В. Я. Экономическая теория [Текст]: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2004 -870 с.
Ковалева А. М. Финансы и кредит [Текст]: учеб. пособие / А. М. Ковалева - М.: ФИС, 2009. – 327с.
Красноперова О.А. Налоговые льготы: инструкция по применению Текст/ О.А. Красноперова. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2010. – 304 с.
Кеворков В.В.Маркетинг: регламент бизнес-процесса Текст/ В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков .. М., 2003 -356 с.
Котлер, Ф. Новые маркетинговые технологии Текст/ Котлер Ф., Безде Ф. СПб., 2004 – 720 с.
Лермонтов Ю.М. Как правильно уплатить НДФЛ Текст/ Ю.М. Лермонтов. - М.: Эксмо, 2010. – 160 с.
Никольская, Э. В. Производственные ресурсы организаций: как повысить эффективность их использования [Текст]: учебное пособие / Э. В. Никольская, Ю. П. Никольская. ─ ППП: типография "Наука", 2006
Перов А.В. Налоги и налогообложение Текст/ под ред. Перова А.В., Толкушкина А.В.. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 799 с.
Смирнов, С. Н. Экономика социальной сферы [Эл. ресурс]: учебник / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005
Федяев, Ю.Л. Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения Текст/ под ред. Ю.Л. Фадеева. – М.: Эксмо, 2009. – 432 с.
Фишер, С. Экономика [Текст]: учебник: [пер. с англ.] / Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. - М.: Дело ЛТД, 1993. - 864 с.
Хейне, П. Экономический образ мышления [Текст] / Пол Хейне, - М.: Изд. Новости, 1997. - 704 с.
Хунгуреева, И. П. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие/ И.П. Хунгуреева, Н. Э. Шабыкова, И.Ю. Унгаева – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.
Юринова Л.А. Налоги и налогообложение [Текст] / под ред. Л.А. Юриновой. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
Официальный сайт Банка России электронный ресурс//http://www.cbr.ru/
Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] // http://www.gks.ru