Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 456

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

Понятие рентабельности как показателя оценки эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности

В роли показателя эффективности работы предприятия выступает рентабельность. Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства и реализации продукции или оказание услуг; или относительный показатель для оценки эффективности работы предприятия (т.е. производственные средства, которыми обеспечивается прибыль). В общем виде рентабельность показывает отношение результата к затратам:

Р = Резат • 100% (%),

где: Рез – результат, в качестве которого могут выступать прибыль, объем производства, изменение себестоимости;

Зат– затраты, в качестве которых могут выступать текущие и единовременные затраты, производственные фонды, капиталовложения.

Для оценки эффективности работы предприятия принято рассматривать четыре вида рентабельности:

  1. рентабельность выпуска(Рт), т.е. сколько мы имеем прибыли на 1 руб. текущих затрат:

Рт = Прт/Sпрт • 100% (%),

где: Прт – текущая прибыль,

Sпрт – текущие затраты.

  1. рентабельность реализованной продукции(Рт):

Рт = ПрРП /SпрРП • 100% (%),

где: ПрРП– прибыль от реализованной продукции,

SпрРП– затраты на выпуск реализованной продукции.

  1. рентабельность единицы продукции(Ред):

Ред= (ЦедSпред) / Sпред • 100% (%),

где: Цед – цена за единицу продукции,

Sпред– затраты на выпуск единицы продукции.

  1. общая рентабельность(Р):

Р= Пр / (Кср.г + ОбСрнорм) • 100% (%),


где: Пр– общая прибыль предприятия,

Кср.г– среднегодовая стоимость основных фондов,

ОбСрнорм– нормированная стоимость оборотных средств.

Литература: 17, 23

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

Понятие и характеристика основных статей сметы для бюджетных учреждений и методы их расчета. Характеристика сметы по внебюджетной деятельности

Смета -это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем, целевое направление бюджетный ассигнований и их поквартальное распределение бюджетным учреждением.

Смета является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение и определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов (контроль за целевым использованием бюджетных средств). Согласно законодательным актам средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Соответствие реальной потребности и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения соответствующих корректировок. Так получатель бюджетных средств направляет ( в соответствии с возникшей потребностью ) своему главному распорядителю мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетной классификации или о выделении дополнительных ресурсов по ее определенной статье.

В случае если главный распорядитель бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения.

В ходе составления проекта сметы бюджетное учреждение тщательно проверяет основные показатели его работы, целесообразность включаемых в смету расходов, установленные нормы и режим экономии бюджетных средств.

Необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье обосновывается расчетным путем.

Для подтверждения расчетов берутся:

- данные штатного расписания, утвержденного вышестоящей организацией на основании действующих приказов министерства по штатным нормативам отрасли либо исходя из фактического объема работы и расчетного норматива нагрузки на одну должность в соответствии с законодательством РФ;

-ставки налогов и сборов, утвержденные исходя из налогового законодательства РФ;


-сведения о среднемесячной потребности в энергетических ресурсов (электро -, теплоэнергии, газе, воде);

-данные о тарифах на коммунальные услуги, услуги связи в соответствии с законодательными актами;

-заключенные договоры о пожарной и охранной безопасности;

-нормы расхода ГСМ, а также моющих, чистящих средств и т.д..

Обоснованность расходов оформляют в виде приложения к проекту сметы расходов.

Целевое использование бюджетных средств контролируются в рамках экономической классификации расхода бюджета, определенной Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152 « Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». Все расходы подразделяются на четыре основные категории:

- 200 – расходы;

- 300 – поступления не финансовых активов;

- 500 – поступление финансовых активов;

- 600 – выбытие финансовых активов.

Основные виды расходов: 211 - Заработная плата; 212 - Прочие выплаты; 213 - Начисления на оплату труда; 221 – услуги связи; 222 - Транспортные услуги; 223 - Коммунальные услуги; 224 - Арендная плата за пользование имуществом; 225 - Услуги по содержанию имущества; 226- Прочие услуги; 290 - Прочие расходы; 310 - Увеличение стоимости основных средств; 320 - Увеличение стоимости нематериальных активов; 340- Увеличение стоимости нематериальных активов

Существуют следующие методы расчета сметы:

- нормативный метод, который основан на нормативах расходов на одного условного носителя расходного обязательства;

-метод индексации, предусматривающий увеличение объемов расходов за прошедший период на коэффициент увеличения;

-плановый метод, предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения

Смета по внебюджетной деятельности. Средства, полученные от приносящей доход деятельности – это средства из внебюджетных источников. Их получение и расходование определено законодательными актами РФ, решениями правительства РФ, в отдельных случаях нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами. (уставами ) учреждений.

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителям средств федерального бюджета и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников их образования и направлений использования в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ


При составлении сметы по внебюджетным средствам отсутствует жесткая привязка подстатей экономической классификации расходов к конкретным кодам экономической классификации доходов как источника образования этих средств. Иначе, в расходной части сметы учреждение указывает те подстатьи ЭКР, по которым планируется приобретение товаров, работ, услуг.

Порядок составления сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности бюджетными учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности:

1.смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется на текущий финансовый год в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя, распорядителя на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности

2. в доходную часть сметы включаются ожидаемые в планируемом году поступления денежных средств по всем источникам образования внебюджетных средств с учетом остатка средств на начало года общей суммой

Основным кодом для бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской деятельности является «Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящий доход деятельности». Далее они делятся на подкоды, которые дают представление, о каких доходах идет речь:

- «Доходы от размещения денежных средств». К ним относятся доходы по акциям и облигациям;

- «Доходы от продажи услуг». Сюда входят доходы от предоставления платных услуг: образовательных, научных, консалтинговых. По ксерокопированию, переплету, хозяйственных, домов культуры, выставочных, по предоставлению жилья в общежитиях и гостиницах, издательских, полиграфических, по предоставлению путевок в санатории – профилактории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и др;

- «Безвозмездное поступления от бюджетов бюджетной системы» Здесь аккумулируются поступления в виде дотаций и помощи от субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Пример целевые средства для выплаты стипендии студентам за счет мэрии, целевые средства субъектов РФ для развития материальной базы;

- «Прочие безвозмездные поступления». К ним относятся добровольные пожертвования, благотворительные взносы, внереализационные доходы, доходы от возмещения убытков за утерянные книги и журналы (библиотеки), доход от возмещения ущерба за утерянные пропуска, доходы, возникающие в результате курсовой разницы, поступающие в виде возврата излишне уплаченных налогов, доходы в виде целевых средств для выплаты стипендий студентам, обучающимся на военных кафедрах, в виде целевых средств от организаций, предприятий и частных лиц для выплаты стипендий студентам, аспирантам;


3. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств. Если бюджетное учреждение расходует внебюджетные средства в размере превышающем сметные назначения по определенному коду, то необходимо привести в соответствие смету и предоставить ее по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств.;

4. Годовые сметные назначения в доходной и расходной частях должны быть равны.

При необходимости в течение финансового года учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. Порядок их внесения устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем учреждения.

Литература: 10, 19, 23