ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 525
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
Расходы государственного бюджета - это бюджетные ассигнования, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. Расходы формируются на основе: минимальных государственных социальных стандартов ( минимальный набор услуг, бесплатно предоставляемых государством населению), нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Расходы бюджета (ст. 65 БК) производятся по уровням бюджета согласно бюджетной классификации.
К расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета относятся следующие их виды: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Правительства, функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, исследование и использование космического пространства и др. Для выполнения государством конкретных задач и функций из бюджета осуществляется финансирование: охраны окружающей среды, ЖКХ, Культура, искусство, здравоохранение, социальная политика, обслуживание и погашение государственного долга, финансовая помощь бюджетам другого уровня и др
В соответствии с Бюджетным кодексом предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнования на содержание бюджетных организаций, средств на оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам, трансфертов населению( пенсии, стипендии, пособия), ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принимаемых органами государственной власти, бюджетных кредитов юридическим лицам, субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам, бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы и др.
Литература: 7,8,11, 12
2.11. Внебюджетные фонды
Понятие государственных внебюджетных фондов, как экономической категории. Характеристика внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.
Внебюджетные фонды находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий.
Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.
Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.
Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами: - выделяются из государственных или местных бюджетов; создаются по особому решению законодательного органа.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды. По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления).
В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.
В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления.
Таким образом, роль государственных внебюджетных фондов заключается в решении следующих социальных задач: социальное обеспечение по взрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы, охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Для решения этих социально значимых на современном этапе развития нашего общества задач в рамках бюджетной системы РФ следующие государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные (ФОМС).
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежит. Все эти фонды по своей природе являются страховыми и формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства РФ или уполномоченного им органа (Правление фонда).
Пенсионный фонд введен в действие с 1 января 1992 г. ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, имеет в регионах свои отделения. Функции Пенсионного фонда: -целевой сбор страховых взносов и аккумуляция средств необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; организация банков данных по плательщикам страховых взносов в ПФ РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов.
Фонд социального страхования РФ действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Функции ФСС РФ: -концентрация денежных средств государства на социальное страхование; обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям; оплата путевок на санаторно-курортное лечение; участи в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; частичное финансирование санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей.
Фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Функции:- финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств фонда обязательного медицинского страхования; - достижение социальной справедливости и равенства граждан в системе медицинского страхования; аккумуляция финансовых средств в ФФОМС; финансирование целевых программ; обеспечение равных условий деятельности территориальных ФОМС по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
Расходование средств ФФОМС и территориальных ФОМ осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными законодательно.
Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть: - фонды развития территорий; - фонды природоохранных мероприятий; - фонды социальной поддержки населения; - валютные фонды и др. Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие: - расходы, обусловленные назначением фондов; - расходы на учредительскую деятельность;- инвестиции. По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Литература: 7,8,11, 12
2.12. Теория и практика налогообложения
История возникновения налогов. Объективные предпосылки введения налогов. Понятие «налог». Теория взимания налогов. Способы взимания налогов. Виды налогов.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
Объективными предпосылками введения налогов:
1) современное общество нуждается в государстве и поручает ему выполнение важных функций;
2) для выполнения этих функций государство должно обладать денежными средствами;
3) главным источником денежных средств для любого государства являются налоги; и даже если государство одалживает деньги, то возвращать долги приходится за счет все тех же налогов.
Иными словами, можно без большого преувеличения сказать, что налоги — основа существования государства и обойтись без них полностью сегодня не может ни одна страна мира.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В теории взимания налогов провозглашаются принципы: