Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 522

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Предложение – это то, что производительхочет иможетпродать на рынке за определенную цену.

Рис. 2. Кривая предложения

Если на рынке цена на товар установилась низкая, то производитель товара предлагать его будет мало, если цена высокая, то предлагать товара будут больше. Закон предложениягласит: связь между ценой и количеством предлагаемого товара прямая.

Точки (s) на кривой называются величиной предложения или объемом предложения. Вся кривая (S) называется кривой предложения. Наклон кривой является положительным. Цена на предложение не влияет! Она влияет на величину предложения.

Факторы, влияющие на предложение

  1. Число продавцов. Чем большее количество товара производится и продается, тем больше предложение товара.

  1. Изменение технологии.Если улучшается технология производства товара, то предложение увеличивается.

  1. Изменение затрат (издержек) на производство продукции.Если затраты растут, то предложение уменьшается и наоборот. Например, если цены на бензин растут, на корма растут, на электроэнергию растут, то заниматься животноводством становится менее выгодно, и предложение животноводческой продукции уменьшается.

  2. Налогообложение.При помощи налогов можно стимулировать производство какого-либо товара, а значит увеличить его предложение или «задушить» производителя и сделать производство товара невыгодным.

  3. Изменение цен на другие товары.Например, если закупочная цена на картофель снизилась, то желание производить картофель уменьшится и, следовательно, уменьшитсявеличина предложениякартофеля, но при этом увеличитсяпредложениедругого товара, который будут производить на освободившихся площадях, например, пшеницы.

На рынке спрос и предложение сталкиваются, и образуется равновесная цена и равновесный объем. Равновесная цена(PE) – это цена, при которой желания продавца и покупателя совпадают.Равновесный объем (QE) – это объем товаров, который производители хотят продать, а покупатели купить по равновесной цене.

Рис. 3. Кривая предложения


Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности характеризует интенсивность реакции как спроса, так предложения на изменение цены. Понятие эластичности используют для измерения того количества, на которое увеличатся или уменьшатся продажи, если изменить цену товара. Эластичность (Е) – это мера реакции одной переменной (ΔQ) в процентах на изменение другой (ΔP).

Например, величина спроса на разные товары по-разному реагирует на изменение цен. Если на соль и автомобиль «Ока» повысят цены на 50%, то количество продаваемых товаров изменится по-разному. Спрос уменьшится, но на соль он уменьшится меньше, чем на 50%, меньше, чем изменилась цена, а на автомобиль «Ока» больше, чем изменилась цена. Следовательно, у товара «соль» коэффициент эластичности будет меньше единицы. Товар с коэффициентом эластичности меньше единицы является неэластичным товаром. У товара «Ока» коэффициент эластичности будет больше единицы. Товар с коэффициентом эластичности больше единицы является эластичным товаром. Если коэффициент эластичности равен 1, то товар соответственно называется товаром с коэффициентом единичной эластичности.

Литература: 4, 5

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

Определение понятий: конкуренция, типы рыночных структур. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Характеристика рынка несовершенной конкуренции. Конкурентная политика: определение и правовое регулирование в России

Существует огромное количество различных определений понятия «конкуренция». Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrere», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка изначально установилась в экономической литературе.

О. Ю.Мамедов определяет конкуренцию как «состязание между производителями и покупателями за получение максимального дохода».

Р. А. Фатхутдинов трактует конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воз­действовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Г. Л. Азоев конкуренцией называет борьбу за ограниченный объем платежеспособ­ного спроса потребителей, которую ведут фирмы на доступных им сегментах рынка.


Что общего в приведенных выше определениях? С содержательной стороны определения включают ряд важных для понимания сути дела моментов. Особенно четко эти моменты отражены в определениях Г. Л. Азоева и Р. А. Фатхутдинова.

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т. е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы соперничать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее ведения. Классификация конкуренции как объекта исследования ученых находится в прямой зависимости от методологических принципов, положенных в её основу. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров, наиболее прибыльное применение капитала. В структурном плане марксисты выделяют внутри и межотраслевую конкуренцию. Межотраслевая конкуренция – это перелив капитала из менее выгодной отрасли в более прибыльную. В результате образуется равновеликая прибыль на равновеликий капитал или прибыль средняя – нормальная прибыль.

Внутриотраслевая конкуренция – это борьба за образование рыночных цен. Производители у которых индивидуальные затраты выше рыночных в ходе внутриотраслевой конкурентной борьбы разоряются, производители у которых индивидуальные затраты ниже рыночных – обогащаются, капитал увеличивается. Увеличение капитала может происходить либо за счет собственной прибыли (концентрация капитала), либо за счет слияния с другим капиталом (централизация капитала). В ходе конкурентной борьбы, концентрации и централизации капитала число производителей сокращается и они стремятся господствовать на рынке, установить контроль над ценами, рынками сбыта, источниками сырья. Как только производители вступают в сговор, говорят о существовании монополии.

Неоклассический вариант толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому — нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», — считает современный американский экономист П. Хейне. Критерием выделения различных форм конкуренции и у марксистов и у неоклассиков является поведенческий аспект.


Наряду с поведенческой трактовкой получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А.Курно, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина, заложивших фундамент современной западной теории.

Некоторые авторы называют два типа рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция в свою очередь делится на следующие виды рынков: чистая монополия, монополистической конкуренции, олигополии и монопсония.

Выделяют следующие типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция.

Таблица 1.

Типы рыночных структур

Тип рынка

Число участников

Распределение рынка

Наличие барьеров

Характеристика товара

Возможность влиять на цену

Совершенная (чистая, идеальная) конкуренция

Очень много продавцов и покупателей

Равномерное

Отсутствуют

Абсолютно однородный

Ни один из участников не может влиять на цену

Монополия

Один продавец, много покупателей

Весь рыночный объем продаж у монополиста

Непреодоли

мы для потенциальных конкурентов

Не имеет заменителей

Монополист выбирает оптимальную для себя цену

Монопсония

Один покупатель и много продавцов

Весь рыночный объем покупок осуществляет один покупатель

Продавцы не могут найти другого покупателя

Покупатель может найти заменитель товару

Монопсония влияет на цену приобретаемого товара в выгодном для нее направлении

Олигополия

Несколько продавцов

Распределение рынка неравномерное. Выделяется один или несколько крупнейших продавцов

Существуют серьезные входные барьеры

Однороден или дифференцирован

Проводится согласованная ценовая политика, определяемая крупнейшими продавцами

Монополистическая конкуренция

Много продавцов

Относительно равномерное

Практически отсутствуют

Дифференциа

ция товара ярко выражена и выступает основой монопольной власти

Продавец управляет ценой товара, позиционируя и продвигая свою торговую марку


Рынку совершенной конкуренцииприсущи следующие черты:

  1. Огромное количество продавцов и покупателей, самостоятельно решающих, что создавать и покупать и в каком количестве.

  2. Товары и услуги одинаковы по важнейшим свойствам. Они взаимозаменяемы.

  3. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен.

  4. Равный доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

  5. Объем производства каждого производителя невелик и не влияет на формирование цены на рынке. Цена формируется на основе свободного взаимодействия спроса и предложения. Фирма является «ценополучателем».

Например, если фирма предлагает 1% от всего количества продаваемых на рынке овощей, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену. Отсюда следует вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции является абсолютно эластичным. Фирмы на таком рынке не могут влиять на рыночную цену и должны приспосабливаться к ней. Формируется равновесная цена.

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж, общий доход фирмы (TR) будет равен произведению цены на количество проданной продукции P*Q. При этом предельный доход (MR) – равен цене продукции. Средний доход (АС) фирмы в условиях совершенной конкуренции будет равен цене. Для получения максимальной прибыли фирма будет наращивать производство до точки, при которой MC=MR=P; и свернет производство, если цена будет ниже средних переменных издержек. Одним из примеров рынка совершенной конкуренции является производство сельскохозяйственной продукции.

Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  • Совершенная конкуренция не осуществляет оптимальное распределение доходов, что приводит к расслоению общества на богатых и бедных.

  • Распределяя ресурсы, конкурентная модель игнорирует производство общественных товаров (например, оборону, программы паводкового контроля и т.д.).

  • Отрасль с чистой конкуренцией не способна финансировать значительные программы научных исследований.

  • Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества продукта.