Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 471

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Разграничения доходов и расходов- каждый бюджет имеет свои доходные и расходные статьи бюджета

Сбалансированность бюджета- каждый бюджет должен быть сбалансирован. доходы = расходы.

Полнота отражения доходов и расходов -отражение доходов и расходов в полном объеме.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств- при составлении бюджета необходимо ориентироваться на достижение наилучшего результата при эффективном использовании бюджетных средств.

Также используются принципы адресности и целевого характера, гласности и достоверности.

Бюджетное воздействие на экономику и социальную сферу оказывается посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Средства государственного бюджета позволяют функционировать и органам управления. Государственный бюджет может мобилизовать все усилия для проведения мер государственной внешней и внутренней политики. При формировании доходной и расходной частей государственного бюджета отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками средств (налоговыми и неналоговыми), а также с получателями бюджетных средств. С помощью средств государственного бюджета финансируются общегосударственные и муниципальные программы, а также расходы на управление, социальную защиту, государственную оборону, экологию, общественную безопасность граждан.

Литература: 7,8,11, 12


2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

Понятие финансовой политики. Виды политик.

Под финансовой политикойпонимается комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций. Основные направления финансовой политики на текущий год определяются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства стран возложены на Правительство страны, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Главная цель финансовой политики -создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни людей.

Современная финансовая политика включает в себя следующие составляющие части:

Налоговую политику; бюджетную политику; таможенную политику; денежно-кредитную политику; ценовую политику; социальную политику и инвестиционную политику.

Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политикаи должны соблюдаться некоторые принципы:

Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной; налоговая система не должна носить конфискационный характер, должен быть определен оптимальный налоговый порог (при изъятии более 30% дохода экономический рост приостанавливается); система косвенных налогов не должна превалировать в налоговой системе, налоги должны быть прямыми; создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики.

Таможенная политика ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок страны импортных товаров и услуг, влияя на цену товаров через таможенные сборы и пошлины.

Ценовая политика - выражается в корректировке цен на товары и услуги естественных монополий( например железнодорожные тарифы, тарифы ЖКХ и т.д.).

Денежно-кредитная политикавключает эмиссионную политику, политику стабилизации национальной валюты, кредитную политику (определений условий функционирования ссудного капитала, определении ставок рефинансирования).


Инвестиционная политикапредполагает повышение роли бюджета в развитии экономии страны, развитие ипотечного кредитования, привлечение инвестиций.

Социальная политикасостоит в финансировании бюджетной сферы, разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, реализация пенсионной реформы, упорядочение системы социальных льгот и выплат, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и др.

Бюджетная политикаопределяется Конституцией РФ, сводом законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетной процессе и законодательстве. Бюджетная политика это не только бюджетный процесс , но и определение доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между бюджетами различных уровней, определении доли федерального бюджета в консолидированном бюджете, управление государственным долгом.

Бюджетная политика - это бюджетный процесс в котором участвуют Президент, органы исполнительной и законодательной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения и др.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, по контролю за их исполнением и управлению бюджетной системой.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов (Правительство, министерства), рассмотрение и утверждение бюджета ( Государственная Дума, Совет Федерации, Президент) исполнение бюджета ( исполнительная власть-Правительство, Министерства) и составление отчетов об исполнении бюджета. На втором этапе бюджетного процесса законопроект о бюджете рассматривается Государственной Думой в 4 чтениях и передается в Совет Федерации, а после утверждения - Президенту. Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи уполномоченными исполнительными органами.

Бюджетная роспись- документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнить бюджет по доходам- значить мобилизовать налоги, сборы и др. платежи и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетным законодательством. Исполнить бюджет по расходам – значит, профинансировать расходы в соответствии с бюджетной росписью.


Литература: 7,8,11, 12


2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

Понятие госбюджета. Характеристика доходной и расходной части.

Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетными налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования доходов бюджетов является НД. Основными источниками бюджетных поступлений являются: предпринимательская прибыль, заработная плата работников сферы материального производства и нематериальной сферы, доходы лиц, работающих не по найму, рента собственников земли, ссудный процент.

В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления и доходы целевых внебюджетных фондов. Налоговые доходы( 90%) бюджетного фонда государства составляют предусмотренные законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы, пени, взимаемые за нарушение законодательства. Большую часть налоговых поступлений в доходной части бюджета составляют косвенные налоги: НДС, акцизы и пр.Неналоговые доходы - доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.), доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, иные неналоговые доходы.

Бюджет государства может быть пополнен за счет дополнительных источников: за счет продажи национального богатства страны, за счет государственных внешних и внутренних заимствований, за счет эмиссии бумажных денег.

В соответствии с Бюджетным кодексом в Федеральный бюджет зачисляются доходы: федеральные налоги и сборы, таможенные пошлины и таможенные сборы, государственные пошлины, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов, доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности иные неналоговые поступления. В бюджеты других уровней производятся отчисления доходов согласно законодательства.