Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

2. Нормативный методкалькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях (в организациях), где четко организован учет изменений фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства. Он основан на нормах и нормативах использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При этом нормы и нормативы использования ресурсов должны быть прогрессивными и научно обоснованными. Их величины необходимо систематически пересматривать;

3. расчетно – аналитический является наиболее точным (применяется в СКС). При этом методе осуществляется всесторонний анализ состояния производства и возможных изменений в нем. Изучается, какие факторы и как влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в проектируемом периоде;

4. параметрический методиспользуется при калькулировании однотипных, но разных по качеству изделий. Он заключается в установлении закономерностей изменения издержек производства в зависимости от качественных характеристик продукции.

Важнейшими путями снижения затратявляется экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве:трудовых и материальных. Поэтому актуальназадача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

При управлении деятельностью по снижению себестоимостиследует различатьпроизводственные и текущие резервы.

Производственные резервыпредусматривают создание в производственном плане оптимального уровня резервов, обеспечивающих надёжное функционирование системы при возможных сбоях.

Текущие резервывыявляются на основе сопоставления результатов деятельности с планом и итогами предыдущего периода.

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности деятельности предприятия является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена– это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.


От рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать:

  • тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке (рынок совершенной конкуренции, рынок монопольной конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии);

  • обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки;

  • конечный результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль. В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек, издержки должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается;

  • конкурентоспособность экономического блага. При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособность, можно установить интервалы цен.

Литература: 6, 11, 19, 23


1.9. Прибыль

Сущность и функции прибыли. Источники формирования прибыли. Пути увеличения прибыли

Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия.

Основными функциями прибыли являются:

  • прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

  • прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

  • прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетовразных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей — валовая прибыль предприятия.

Основными составными элементами валовой прибыли являются: прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей, цены экономического блага и затрат связанные с производством данного экономического блага.

В роли основных источников формирования прибыли выступают:

1. Источник, образующийся за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;

2. Источник, связанный с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре.

Величина прибыли зависит от правильности выбора профиля предприятия по выпуску экономического блага (выбор экономических благ, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, и т. д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли), от структуры снижения издержек производства;


3. Источник, проистекающий из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемого экономического блага, обеспечение конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Объектом распределения прибыли являетсябалансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление части прибыли в бюджет.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Прибыль распределяется по следующим принципам:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом,

  • часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджеты b виде налогов и сборов. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после налогов, не должна снижать его заинтересованность в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, сначала направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии закреплен в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.

Размер прибыли зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся: внедрение современной техники и технологии на предприятии, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения.


Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия:

  • увеличение выпуска (объема) продукции или оказания услуг и улучшение качества;

  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

  • снижение себестоимости за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

  • диверсификация производства и/или расширение рынка продаж

Взаимосвязь основных экономических показателей представим следующим образом:

Общая прибыль = валовой доход – валовые издержки производства

Экономическая прибыль = валовой доход - экономические издержки

Бухгалтерская прибыль = валовой доход - явные издержки

Чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль - неявные издержки

Чистая прибыль=общая прибыль - налоги

Нормальная прибыль=нормативная отдача на капитал + норма предпринимательского дохода

Хоз. Прибыль= нормальная прибыль + экономическая прибыль

Предельная прибыль= предельный доход - предельные издержки

Рис. 8. Взаимосвязь издержек, валового дохода, прибыли.

Литература: 4, 11, 23