ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 519
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
Образовательные кредиты.Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство выступает гарантом возврата кредитов. Образовательные кредиты могут предоставляться на разный срок. В некоторых случаях государство субсидирует выплату процентов по взятым кредитам или предусматривает возможность отсрочки возврата кредита и даже его полного списания, если заемщик имеет низкие доходы.
Налоговые льготы обучающимся.Государство использует и косвенные формы финансирования обучающихся, предоставляя им льготы по уплате подоходного налога. Поддержка образовательной деятельности в форме предоставления налоговых льгот учащимся имеет недостатки в сравнении с прямыми грантами. Она не обеспечивает помощи бедным, которые и так платят низкий подоходный налог или вообще освобождены от его уплаты. Они все равно не могут позволить себе тратить средства на получение платного образования, даже если бы налоговые льготы компенсировали часть расходов.
Литература: 10, 12, 19.
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
Особенности экономических отношений в сфере культуры. Финансирование сферы культуры
Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев реализации стандартных товаров и услуг и обусловливающие финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства. К ним относят:
1. Культурные блага являются общественным благом;
2.Влияние внешних эффектов. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих культурных благ. Среди таких эффектов - рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Внешними эффектами культурной деятельности являются так называемые социально значимые эффекты. Они связаны с сохранением исторической памяти общества, с распространением и освоением людьми ценностей, способствующих социальному согласию, стабильности сложившегося общественного порядка, воспроизводству и развитию данного общества.
3. Особенность соотношения спроса и предложения.В сфере культуры отмечено устойчивое превышение объема предложения над размерами спроса.
4. Особенность динамики издержек:Ряд видов культурной деятельности характеризуется следующей экономической особенностью: издержки растут быстрее цен на производимые блага. Поэтому потребность в субсидиях, покрывающих разность между расходами и доходами, имеет тенденцию к росту.
Финансирование:
1.Прямое финансированиеосуществляется посредством:• выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержку определенных видов деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов; • формирования внебюджетных государственных фондов с за крепленными источниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах, для финансирования культурной деятельности.
2. Косвенное финансирование осуществляется путем предоставления: • налоговых льгот: организациям, занимающимся определенными видами культурной деятельности, лицам творческих профессий, организациям и лицам, осуществляющим пожертвования в пользу организаций и деятелей культуры, льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых организациям и работникам культуры, гарантий по кредитам для организаций культуры.
Организация прямого финансирования сферы культуры отличается некоторыми особенностями в сравнении с системами государственного финансирования других социальных отраслей: 1) применяются разнообразные формы закрепления налоговых поступлений и иных видов государственных доходов в качестве источников финансирования сферы культуры; 2) часто практикуется финансирование организаций культуры и культурных проектов одновременно из бюджетов разных уровней, что реже встречается по отношению к организациям здравоохранения, образования, социальной защиты; 3) распределение государственных средств нередко проводится не органами государственной власти, а специально созданными для этих целей квазигосударственными организациями.
Формы прямого государственного финансирования культурной деятельности:
1. Статусное финансирование. Под предоставлением статусных субсидий (statutory subsidies), или статусным финансированием, понимается финансирование государством организаций культуры, осуществляемое во исполнение обязательств, установленных законом. Они получают государственные субсидии в силу своего статуса, откуда и проистекает название "статусное финансирование". Оно осуществляется в двух основных формах:
1.1. Сметное финансированиепредусматривает, что финансовые средства выделяются их получателю на основе утверждения сметы его доходов и расходов. Это основная форма, применяемая для бюджетного финансирования государственных организаций культуры. В смете расходов организации отражаются все виды ее затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Расчет расходов по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативов штатного расписания и оплаты труда, расходов на коммунальные услуги и т.д.) в случаях, когда такие нормативы существуют. В смете доходов указываются планируемые поступления от реализации продукции и услуг потребителям, иные виды внебюджетных доходов и собственно бюджетные ассигнования, размер которых равняется разнице между утвержденными расходами и планируемыми внебюджетными доходами. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств. Организация может лишь в очень ограниченных размерах перераспределить средства между статьями расходов. Превышение расходов по сравнению с запланированной величиной затрат по какой-либо из множества утвержденных статей требует согласования с государственным органом, выделившим деньги.
1.2. Нормативно-целевое финансированиепредусматривает, что бюджетные ассигнования организациям культуры выделяются в расчете на показатели, в наибольшей мере характеризующие конечные результаты их деятельности. Например, для театров - это количество зрителей, для библиотек - количество выданных книг, для радио- и телевещателей - количество часов вещания и т.п. Финансирование осуществляется на основе утверждаемых нормативов затрат в расчете на одно посещение, выданную книгу, час вещания и т.п. Получатели средств вправе распределять их по конкретным направлениям расходов по своему усмотрению. Такое финансирование предстает как оплата государством соответствующих результатов, и оно стимулирует организации культуры к увеличению значений соответствующих результирующих параметров. Данная форма обеспечивает прямую зависимость размеров бюджетных поступлений организациям культуры от результатов их деятельности. Но в качестве измерителей результатов используются количественные показатели, которые, будучи агрегированными, не дают полноценной характеристики реальных результатов.
2. Дискреционные субсидии.Дискреционными субсидиями (discretionary subsidies) являются субсидии, предоставляемые по усмотрению государственных органов организациям культуры или инициативным группам для реализации конкретных культурных проектов или для возмещения определенных видов расходов. К видам дискреционных субсидий относятся:
2.1. Блоковых субсидиисредства выделяются организациям культуры или авторам культурных проектов на покрытие определенных видов ("блока") расходов. В качестве примеров блоковых субсидий можно указать следующие:• на строительство объектов культуры; на рекламу; на публикации; на повышение квалификации персонала; на внедрение новых методов управления. При использовании блоковых субсидий обычно утверждается смета расходов, осуществляемых за их счет.
2.2. Долевые субсидиикак форма финансирования деятельности организаций культуры и реализации культурных проектов, осуществляемых несколькими организациями или группой лиц, предполагает выделение средств при условии, что их получатель дополнит их за счет иных источников: субсидий из бюджетов других уровней, средств меценатов и спонсоров, собственных средств и т.п.
2.3. Возвратные субсидиипредоставляются на реализацию культурных проектов (создание кинофильмов, публикацию книг и т.п.), которые расцениваются как значимые с эстетической или социально-культурной точек зрения и имеют слабые перспективы достижения коммерческого успеха. Если проект оказывается прибыльным, субсидия должна быть возвращена его получателем (продюсером, издателем и т.п.) за счет полученной прибыли.
Финансовая поддержка работников культуры.Известны разные виды таких субсидий, различающиеся по категориям получателей и условиям предоставления. Гранты артистам предоставляются с целью поддержки их творческой работы или обучения в собственной стране и за рубежом. Гранты драматургам выделяются в некоторых странах при условии, что написанная ими пьеса была поставлена в течение предыдущего года в одном из профессиональных театров, получающих государственные субсидии. Цель выделения грантов состоит в содействии развитию национальной драматургии и обеспечении материальных условий для творческой работы драматургов. Государственные премии существуют во многих странах как оценка индивидуальных достижений и форма материальной поддержки дальнейшей деятельности выдающихся творческих работников. Пенсии артистам выступают формой гонорара за предыдущие достижения и средством их материального обеспечения в течение определенного периода времени. Гранты на поездки выделяются для поддержки участия в культурных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и т.п.
Литература: 10, 12, 19.