Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.

Умеренная, сбалансированная и открытая инфляция не является разрушительным злом для экономики, поскольку если цены немного растут, то прибыль предпринимателя увеличивается, занятость в этих условиях не сокращается, а возможно её увеличение в краткосрочном периоде (Кривая Филлипса). Поступления налогов в казну тоже растут. Разрушительны последствия высокой несбалансированной инфляции. Назовем основные последствия инфляции:

- Перераспределение доходов и богатства;

- Понижение реальных доходов населения, особенно социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы); усиливается социальная дифференциация;

- Обесценивание сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость, перевод сбережений в инвалюту («долларизация» экономики);

- Инфляция сопровождается нестабильностью и недостаточностью экономической информации. Планировать в годы высокой инфляции очень трудно;

- Вкладывать деньги в производство не выгодно, предпочтение краткосрочным спекулятивным сделкам. Обесценение амортизационных накоплений, поэтому нет замены изношенного и устаревшего оборудования;

- Деньги уходят в «стерильные инвестиции» - это золото, недвижимость, антиквариат;

- «Издержки на меню»: дополнительные расходы, связанные и постоянной необходимостью пересмотра цен. В связи с изменением цен фирмы несут реальные издержки на их корректировку. Например, рестораны, кафе вынуждены менять цены блюд своего меню и печатать новые бланки; магазины, рассылающие товары но почте, должны переделывать каталоги, таксопарки – переналаживать счетчики и т. п. Для снижения издержек цены устанавливают в «условных единицах – у. е»;

- Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, т.к. подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков;

- Происходит «размывание» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении. При этом осуществляется скрытая государственная конфискация средств через налоги;


- Возникает политическая нестабильность, социальная напряженность в обществе.

Россия в начале 90-х годов столкнулась с гиперинфляцией. В 1992 г. индекс потребительских цен составил более 2600%.

Таблица.6.

Динамика инфляции (темп инфляции в %)

1995

2000

2002

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Россия

131,3

20,2

15,1

11,7

10,9

9,0

11,9

13,0

8,4

Кемеровская область

134,0

20,3

13,9

11,2

10,5

8,2

9,8

12,2

7,3

В целом за 2010 год инфляция прогнозируется 6,5-7,5 процентов.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все причины инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что полная ликвидация инфляции невозможна. Поэтому многие государства ставят перед собой такие цели: как сделать ее умеренной, контролируемой и не допустить ее разрушительного размера. Можно приспособиться к инфляции. В основном за счет индексации зарплат, пенсий, пособий. Можно бороться с инфляцией, пытаясь ликвидировать причины инфляции.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременных и краткосрочных мер. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом:

во-первых, долговременные меры включают в себя погашение инфляционных ожиданий населения, которые (ожидания) нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевывать, таким образом, доверие населения. Для чего государству следует стимулировать производство, принять антимонопольные меры, произвести либерализацию цен, ослабить административный таможенный контроль, способствовать эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии;


во-вторых, принять меры по сокращению бюджетного дефицита, поскольку его финансирование посредством займов Центрального банка ведет к инфляции. Это достигается за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

в-третьих, осуществлять мероприятия в денежном обращении путем установления жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;

в-четвертых, ослабить влияние внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может продать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения и увеличение импорта потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

Меры борьбы с инфляцией осуществляет так же Центральный Банк. Повышая учетную ставку, резервную норму и, осуществляя продажу облигаций государственного займа, ЦБ способствует снижению уровня инфляции в стране. Подробнее об этом при изучении темы: «Монетарная политика».

Литература: 11, 21, 22, 25.


2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

Банковская система: понятие и типы. Тенденции развития современных банковских систем

Современная банковская система

История развития банков тесно связана с историей торговли и промышленности. Банковские системы возникают там, где имеется потребность в их услугах, что является результатом растущей и развивающейся экономики.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую, целостную и взаимосвязанную совокупность кредитных организаций и Центрального банка, каждая из которых выполняет свою особые функции, проводит свой перечень денежных операций, сделок.

По типу собственности и характеру системы управления в хозяйственной практике известны три основных типа банковских систем: централизованная монобанковская система; рыночная банковская система; система переходного периода.

По типу монобанковской системы была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства. Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг. Данная система была одноуровневой, поскольку все банки были государственными и все осуществляли кредитование.

Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. В середине 80-х годов структура банковской системы была построена по ярко выраженному отраслевому принципу и включала в себя Государственный банк страны, выполнявший функции координатора деятельности специализированных банков, и специализированные банки, обслуживающие крупные народнохозяйственные комплексы (Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР) или отдельные виды деятельности (Сбербанк СССР, Внешэкономбанк СССР). Монополия трех банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.


Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. после принятия закона СССР «О кооперации» в 1988 г. объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки. В конце 1988 г. было создано 25 кооперативных банков. В 1998 году было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций как инструмент реализации государственной политики по реструктуризации банковской системы.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР были приняты законы «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности». С принятием этих законов устанавливалась двухъярусная (двухуровневая) банковская система в виде Центрального банка (первый уровень), Сберегательного банка и коммерческих банков. Госбанк выведен из подчинения правительству и получил независимость. Коммерческие банки получили самостоятельность в привлечении вкладов, кредитной политике, определении процентных ставок. Осуществлять операции они могли на основе лицензий, выдаваемых Центральным банком. Начался интенсивный процесс организации новых коммерческих банков. Возникла банковская система переходного периода.

Структура современной банковской системы

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и государственные).

Коммерческие банки– это финансово-кредитные учреждения универсального характера, осуществляющие различные банковские операции: прием вкладов населения и предприятий, предоставление ссуд, финансовое обслуживание клиентов (ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиентов и т.д.).

Специализированные кредитно-финансовые институты.К ним относятся:

- инвестиционные банки – занимаются помещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в долгосрочных ссудах, и вкладчиками средств на длительный срок;

- инновационные банки – предоставляют кредит на новые разработки (инновации);