Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Расходы государственного бюджета - это бюджетные ассигнования, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. Расходы формируются на основе: минимальных государственных социальных стандартов ( минимальный набор услуг, бесплатно предоставляемых государством населению), нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Расходы бюджета (ст. 65 БК) производятся по уровням бюджета согласно бюджетной классификации.

К расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета относятся следующие их виды: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Правительства, функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, исследование и использование космического пространства и др. Для выполнения государством конкретных задач и функций из бюджета осуществляется финансирование: охраны окружающей среды, ЖКХ, Культура, искусство, здравоохранение, социальная политика, обслуживание и погашение государственного долга, финансовая помощь бюджетам другого уровня и др

В соответствии с Бюджетным кодексом предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнования на содержание бюджетных организаций, средств на оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам, трансфертов населению( пенсии, стипендии, пособия), ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принимаемых органами государственной власти, бюджетных кредитов юридическим лицам, субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам, бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы и др.

Литература: 7,8,11, 12


2.11. Внебюджетные фонды

Понятие государственных внебюджетных фондов, как экономической категории. Характеристика внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные фонды находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий.

Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.

Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами: - выделяются из государственных или местных бюджетов; создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды. По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления).

В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.

В российской практике с началом реформ в бюджетной системе право создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления.


Таким образом, роль государственных внебюджетных фондов заключается в решении следующих социальных задач: социальное обеспечение по взрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы, охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Для решения этих социально значимых на современном этапе развития нашего общества задач в рамках бюджетной системы РФ следующие государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные (ФОМС).

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежит. Все эти фонды по своей природе являются страховыми и формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства РФ или уполномоченного им органа (Правление фонда).

Пенсионный фонд введен в действие с 1 января 1992 г. ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, имеет в регионах свои отделения. Функции Пенсионного фонда: -целевой сбор страховых взносов и аккумуляция средств необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; организация банков данных по плательщикам страховых взносов в ПФ РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов.

Фонд социального страхования РФ действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Функции ФСС РФ: -концентрация денежных средств государства на социальное страхование; обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям; оплата путевок на санаторно-курортное лечение; участи в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; частичное финансирование санаториев-профилакториев и оздоровительных лагерей.

Фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Функции:- финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств фонда обязательного медицинского страхования; - достижение социальной справедливости и равенства граждан в системе медицинского страхования; аккумуляция финансовых средств в ФФОМС; финансирование целевых программ; обеспечение равных условий деятельности территориальных ФОМС по финансированию программ обязательного медицинского страхования.


Расходование средств ФФОМС и территориальных ФОМ осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными законодательно.

Региональные и местные органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть: - фонды развития территорий; - фонды природоохранных мероприятий; - фонды социальной поддержки населения; - валютные фонды и др. Общими направлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие: - расходы, обусловленные назначением фондов; - расходы на учредительскую деятельность;- инвестиции. По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Литература: 7,8,11, 12


2.12. Теория и практика налогообложения

История возникновения налогов. Объективные предпосылки введения налогов. Понятие «налог». Теория взимания налогов. Способы взимания налогов. Виды налогов.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Объективными предпосылками введения налогов:

1) современное общество нуждается в государстве и поручает ему выполнение важных функций;

2) для выполнения этих функций государство должно обладать денежными средствами;

3) главным источником денежных средств для любого государства являются налоги; и даже если государство одалживает деньги, то возвращать долги приходится за счет все тех же налогов.

Иными словами, можно без большого преувеличения сказать, что налоги — основа существования государства и обойтись без них полностью сегодня не может ни одна страна мира.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В теории взимания налогов провозглашаются принципы: