ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 529
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
Горизонтальная справедливость - равное налогообложение равных доходов, независимо от их источника.
Все граждане должны отдавать на нужды государства одинаковую долю своих доходов, т. е. участвовать в оплате расходов государства в равной мере. При этом суммы налоговых выплат, конечно, различны, поскольку различны исходные суммы доходов.
Вертикальная справедливость- система, предполагающая изъятие различных долей доходов или имущества налогоплательщика в зависимости от того, сколь велики эти доходы или имущество.
То есть заставлять бедняков и богатых платить одинаковую долю своих доходов несправедливо: надо, чтобы богатые отдавали на нужды государства большую долю своих доходов, чем бедные. Например, гражданин с самым маленьким доходом (3 монеты) отдает в качестве налога 1/3 его, что составляет 1 монету. Гражданин с доходом в 6 монет отдает в качестве налога уже 50% полученных им денег, т. е. 3 монеты. Третий гражданин — с доходом в 9 монет — платит государству налог в размере 56% доходов, т. е. отдает 5 монет. И наконец, самый богатый гражданин, получивший доход в 12 монет, отдает из него в качестве налогов 58%, т. е. 7 монет.
Какой из этих принципов должен соблюдаться? Какая схема налогообложения самая справедливая? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя — в экономике, в отличие от математики, многое решается чисто политическими методами, т. е. зависит от того, как граждане данной страны понимают справедливость и какое устройство налоговой системы они согласны принять как наименее раздражающее.
Более того, налоговая политика граничит с искусством дипломатии, так как она постоянно наталкивается на сопротивление людей, крайне неохотно расстающихся со своими заработками ради пополнения государственного бюджета. И если найти приемлемый компромисс интересов не удается, налогоплательщики пускаются во все тяжкие, стараясь укрыть свои доходы от государства. Недаром же история всех стран изобилует примерами хитроумной борьбы людей с налогами.
К способам взимания налогов относятся методы начисления и расчета налогов, а также порядок их перечисления в бюджет. Используются три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный и способ взимания налога у источника выплаты доходов.
Кадастровый способ. Кадастр представлен в виде справочника, в котором объекты налога разделены на группы по определенному признаку. Для каждой группы объектов установлена индивидуальная ставка налога, например, способ взимания земельного налога. Такой способ взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Декларационный способ. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с расчетом и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Декларационный способ используется, например, при взимании налога на прибыль. Характерной чертой такого способа является то, что налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода.
Способ взимания налога у источника выплаты. При этом способе налог удерживается и перечисляется в бюджет организацией, выплачивающей доход налогоплательщику, например, налог на доходы физических лиц. При взимании налогов этим способом налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения дохода.
Виды налогов:
Прямой налог - денежная сумма, устанавливаемая и взимаемая в пользу государства исходя из величины доходов или имущества конкретного гражданина или фирмы.
Практически повсеместно применяются прямые налоги. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации (если они не имеют права на льготы по налогообложению). Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от величины доходов или стоимости имущества, принадлежащего гражданину или организации.
Примером прямого налога может служить подоходный налог, который обязаны платить все граждане (подробный рассказ об этом налоге ждет нас впереди), или налог на прибыль, который обязаны платить все коммерческие 'организации.
Наряду с прямыми налогами в практику издавна вошли и косвенные налоги.
Косвенный налог - налоговый платеж, который вносится гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливается у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собранные у них суммы налогов государству.
Косвенный налог предполагает изъятие средств у граждан и предприятий по иному принципу. Такого рода сбор в пользу государства производится с граждан или организаций только при осуществлении ими определенных действий, например покупке конкретного товара или услуги. Сегодня в России косвенными налогами являются сборы, включаемые в цены отдельных видов товаров (в частности, табачных, ювелирных и винно-водочных изделий).
Литература: 1, 13, 18, 24,26
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
Налоговая система. Структура налоговой системы. Виды налоговой системы. Принципы построения налоговой системы. Задачи налоговой системы
Под налоговой системой понимают совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством, а также принципы, формы и методы их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. Налоговая система включает в себя:
1) налоговые органы;
2) налоговое законодательство;
3) систему налогов, сборов и пошлин;
4) распределение налогов по уровням бюджета.
Налоговые системы могут быть:
- прогрессивными;
- пропорциональными;
- регрессивными.
Прогрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества.
Прогрессивная система налогообложения реализует идею вертикальной справедливости и соответственно представляет собой метод взимания налогов, при котором ставка налога (т. е. доля, отдаваемая государству) возрастает по мере роста величины облагаемого налогом дохода или стоимости имущества. Прогрессивное налогообложение использовалось в России, например, при налогообложении личных доходов: в 1999 г. годовые доходы граждан до 30 тыс. руб. облагались налогом по ставке 12%, а свыше 30 тыс. руб. — уже по более высокой ставке. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее преуспевающие.
Пропорциональная система налогообложения — метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.). Иными словами, такие налоги следуют идее горизонтальной справедливости. Пропорциональное налогообложение применяется в России, например, по отношению к прибыли предприятий: все они платят налог в размере 20% независимо от суммы полученной прибыли.
Регрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором схема исчисления налогов построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Элементы регрессивности очень важны для разумного построения, например, схемы обложения личных доходов граждан. Так, в США ставка подоходного налога по мере роста доходов граждан сначала возрастает: 15%, 28%, 33%, а потом — для граждан с самыми высокими доходами — падает до уровня лишь 28%. И дело не в том, что самые богатые граждане имеют большее влияние на правительство и оно идет им навстречу, а в том, что самые богатые граждане имеют больше возможностей найти способы ухода от налога. Лучше установить им ставку налога по регрессивной схеме, но зато в сумме получить больше в бюджет, чем установить ставку очень высокую, но не получить ничего.
Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки, и потому они часто используются в одной и той же стране параллельно, но при построении механизмов сбора различных видов налогов. Это связано с тем, что практически все страны мира собирают доходы в свой бюджет с помощью не одного, а многих различных налогов.
Под принципами построения налоговой системы понимают базовые положения, на основе которых формируется налоговое законодательство. Принципы можно разделить на три вида: юридические, организационные и экономические.
Юридические принципы налогообложения — это положения налогового права, к которым относятся:
а) принцип равного налогового бремени;
б) принцип установления налогов законами;
в) принцип отрицания обратной силы налоговых законов.
Организационные принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение налоговой системы. К ним относятся:
а) принцип единства налоговой системы;
б) принцип подвижности и эластичности;
в) принцип стабильности;
г) принцип множественности налогов.
Экономические принципы налогообложения сформулированы еще 200 лет назад шотландским экономистом А. Смитом в его классической теории. Они включают:
а) принцип справедливости, который утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно их доходам;
б) принцип определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были точно и заранее известны плательщику;
в) принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляется наиболее удобным для плательщика;
г) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налогов, в рационализации системы налогообложения.
К основным задачам, стоящим при формировании и в процессе реформирования налоговой системы РФ, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относятся:
1) построение стабильной, понятной и единой налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;
2) создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.