Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 464

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Социальная подфункция. Применение этой подфункции способствует сохранению социального равновесия в обществе. Ее назначение проявляется в процессе перераспределения доходов между отдельными социальными группами с целью выравнивания их по финансовому обеспечению. При этом часть финансовых ресурсов направляется на содержание наименее обеспеченной части населения с целью недопущения падения доходов и уровня жизни населения.

Контрольная функция. Использование этой функции позволяет дать оценку эффективности налогового механизма, каждого налогового канала и налогового пресса в целом. На основе оценки и анализа корректируют налоговую систему и бюджетную политику. Также эта функция используется для контроля за расходованием бюджетных средств.

Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.


Литература: 1, 13, 18, 24,26


2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

Особенности экономических отношений в сфере образования. Финансирование сферы образования

Особенности экономического устройства сферы образования связаны с экономическим взаимодействием производителей и покупателей образовательных услуг, когда первые предлагают обучение на возмездной основе, а вторые принимают решения о выборе образовательных программ по приемлемым ценам для себя или своих детей. Эти отношения и отличают их от отношений купли-продажи стандартных видов товаров. К особенностям относят:

1. Недостаток информации. В случаях приобретения обычных товаров или бытовых услуг естественной является предпосылка, что потребитель лучше других лиц может оценивать соответствие своим интересам предлагаемых ему благ. Но покупателями образовательных услуг чаще будут выступать не непосредственные потребители, а их родители. А они не всегда могут правильно действовать в интересах детей. Родители часто не обладают необходимой информацией, чтобы сделать правильный выбор достаточного уровня образования для своего ребенка (общее среднее, среднее профессиональное, высшее и т.п.), специализации обучения, образовательной организации.

2. Препятствия инвестиционным решениям. В отличие от потребления обычного товара, процесс обучения занимает длительное время, а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени. Расходы на образование предстают как инвестиции в "человеческий капитал". Затраты на получение образования предстают как инвестиции в его будущие доходы. Поэтому, когда покупатели образовательных услуг рассматривают вопрос о том, какое образование они хотели бы получить сами или дать своим детям, они принимают с экономической точки зрения инвестиционное решение.

3. Локальный монополизм. Для системы образования, главным образом на начальной и средней ступенях обучения, типична ситуация монополизма образовательных организаций. Она возникает в тех территориях, где плотность населения недостаточно велика, чтобы иметь более чем одну школу. Такая монополия является пространственной, потому что расстояния защищают существующую образовательную организацию от потенциальных конкурентов.


4. Влияние внешних эффектов. Образовательная деятельность не только приносит выгоды тем, кто получил образование, но и характеризуется наличием внешних эффектов. Один тип таких эффектов - это экстерналии для тех, кто работает рядом с лицами, получившими образование. Более образованные оказывают позитивное влияние на рост производительности своих коллег, сознательно или невольно помогая им работать более эффективно. Эти внешние эффекты не получают адекватной экономической оценки в доходах более образованных работников. Другой тип внешних эффектов - это экстерналии для общества в целом. Они связаны с социализацией индивидов, с распространением инноваций и влиянием на экономическое развитие.

Формы финансирования государством образовательной деятельности:

Сметное финансирование. Государство выделяет образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их по видам затрат. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждения. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативы штатного расписания и оплаты труда, расходов на учебное оборудование и инвентарь и т.д.), которые устанавливаются в расчете на показатели пропускной способности и дифференцируются по видам и категориям учреждений. Учреждения не вправе использовать бюджетные средства для расходов, не предусмотренных сметой.

Блоковые субсидии.Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или "блока", их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей.

Размещение заказов (контрактация).Данная форма применяется для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам, высшее и среднее профессиональное образование. Государство определяет то число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать, и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. Образовательным организациям предлагается принять участие в конкурсе на выполнение этого заказа по установленным или меньшим ценам. Каждый участник конкурса дает предложения о количестве специалистов по тем или иным специальностям, которые он готов подготовить. С учебными заведениями, выигравшими конкурс, заключаются контракты на подготовку соответствующего числа специалистов по согласованным ценам. В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности использования бюджетных ассигнований на образование.


Подушевое финансирование.Выделение образовательным организациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному на одного учащегося. Сумма выделяемых средств определяется как произведение норматива на численность учащихся в данной организации.

Налоговые льготы образовательным организациям.Как правило, государство предоставляет значительные налоговые льготы государственным и негосударственным некоммерческим образовательным организациям, освобождая их полностью или частично от уплаты определенных видов налогов. Это является формой косвенного финансирования государством их деятельности.

Образовательные ваучеры.Эта форма финансирования образовательной деятельности предусматривает использование специального документа (образовательного ваучера), который выдается обучающемуся и является финансовым обязательством государства оплатить обучение этого человека в размере определенной суммы. Данная форма была предложена для государственного финансирования школ. Каждому ребенку школьного возраста выдается образовательный ваучер. Учащийся (или его родители) выбирает школу и приносит в нее выданный ему документ. Школа получает бюджетные средства на основании ваучеров, предъявленных ею финансовому органу. Ваучерное финансирование наиболее последовательно реализует принцип "деньги следуют за учащимся". Оно предоставляет родителям возможность свободного выбора места обучения своих детей и ставит школы перед необходимостью предлагать программы, пользующиеся спросом, и обеспечивать их качественное выполнение. Школы, уровень преподавания в которых выше, которые предлагают более интересные образовательные услуги, будут пользоваться большим спросом и получат больше средств от государства, расширяя объем предложения своих услуг. Напротив, школы, качество обучения в которых не удовлетворяет учащихся (их родителей), потеряют учеников и будут получать соответственно меньше средств от государства.

Гранты учащимся. Эта форма государственного финансирования образовательной деятельности заключается в предоставлении учащимся субсидий (грантов) на возмещение расходов, связанных с получением образования. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Они могут выдаваться на оплату собственно обучения, на покрытие расходов по проживанию во время обучения (для тех, кто вынужден жить вне своего дома), на питание и т.п. Формой гранта являются стипендии, предоставляемые студентам университетами, где они обучаются. Гранты студентам могут предоставляться не только государством, но и частными компаниями или благотворительными организациями. Гранты позволяют студентам получить образование и создают условия для конкуренции вузов за студентов.