ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Лучше всего начинать с простейших отрывков, таких, которые все заведомо знают: стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и т. д. По ходу игры можно усложнять литературный материал. Ребята вскоре входят в азарт и изо всех сил стараются верно
назвать писателя.
Если какое-либо произведение знают лишь единицы, остановите на нем внимание, расскажите немного о его содержании, возбудите к нему интерес, чтобы ребятам захотелось непременно его прочесть.
Так бок о бок идет в детском концерте игра и скрытое в ней
познание мира, литературы, музыки.
Ведущему в этих концертах приходится быть крайне чутким к малейшему спаду внимания. Дети быстро устают, и внимание их требует переключения, моторная энергия — разрядки. Есть много способов выпустить излишек энергии и «размяться».
— Сейчас мы будем танцевать,— заявляет ведущий. Зал в недоумении — как танцевать, если все сидят?
— Да, да. Будем танцевать, но не ногами. Руками тоже можно отлично танцевать. Подняли руки! Приготовили ладошки! Слушаем '
музыку!
Даже из аплодисментов можно сделать игру:
— Пока я делаю вот такие знаки руками, вы хлопаете. А когда я сложу руки вот так — сразу прекращаете. Кто у нас самый внимательный и быстрый?!
Нередко ребят приходится учить аплодировать, разъяснив им, что это форма благодарности артисту и что иначе артист не знает, понравилось ли то, что он делает, или нет, то есть прививать детям самые первичные навыки культуры в этой деликатной области.
Чем увлеченнее сам ведущий во всех своих придумках и проделках, тем послушнее и покорнее идет за ним зал. Но, отдаваясь вместе с ребятами игре, ведущий не должен допускать панибратства.
Позиция все понимающего старшего друга (если тут можно применить слово «позиция», ибо это и должно быть сутью ведущего детских концертов) очень помогает и в следующей возрастной категории, к которой причисляются классы с пятого по восьмой включительно. Это аудитория наиболее трудная в первую очередь из-за своей неоднородности. Возрастной разрыв между ребенком пятого и восьмого класса гораздо более глубок, чем между первым и четвертым. Однако концертная практика складывается обычно так, что одиннадцатилетних детей соединяют на одном мероприятии с пятнадцатилетними. Одно объединяет эти годы — на них падает так называемый «переходный период». «Переходы» эти имеют немалую амплитуду: от поселившегося в маленьком еще человеке желания противоречить до агрессивной независимости у подростка, если хоть чуть пахнет воспитанием.
Чувство противоречия у первых и настороженности у вторых быстро гасится тем, что они видят перед собой несомненного друга.
Заинтересованность появляется тогда, когда этот друг говорит им., не поучая, интересные вещи понятным языком.
Как бы зал себя поначалу не вел, изменять роли старшего друга нельзя, это единственная возможность овладеть вниманием и доверием ребят. «Образ друга» должен быть совершенно естественным, до конца органичным. Строительным его материалом послужит ведущему его любовь и уважение к ребятам — без этого нельзя браться за ведение детских концертов. Если игра в более взрослой аудитории отходит на второй план, то метод разъяснения выдвигается па первый. Бывает, что нет возможности привлечь внимание ребят. Окрики, карательные меры в таких случаях противопоказаны и бессмысленны. Что можно? Постараться интереснее, не умозрительно, а на конкретных примерах, рассказать ребятам о том, как трудно искусство и как оно необходимо людям. Рассказать о режиме тех, чьи имена особенно хорошо знакомы ребятам. Их поразит, что великий, всемирно известный пианист может один такт отрабатывать сотни раз, что балерина, ставшая легендой, до двух сотен раз повторяет на тренировке одно па, а потом, переодевшись в свежую тупику,— еще столько же, и именно так достигает той воздушности, невесомости, которой дивится мир.
Так закладывается в сознании ребят уважение к тому огромному труду, который в искусстве чем больше, тем менее он заметен. Отсюда и новое, бережное отношение к тем людям, которые выступают на сцене.
В зале водворяется тишина и порядок. Теперь уже можно говорить конкретно о тех произведениях, которые исполняются, помочь проникнуть в их суть, познать и почувствовать их красоту.
Если к малышовой аудитории в силу ее однородности ключи тоже более или менее одинаковы, то следующая возрастная категория каждый раз другая, и «пристройку», подход к ней всякий раз приходится искать заново.
Один из парадоксов Б. Шоу гласит, что художник должен идти впереди публики, но при этом оглядываться, не оторвался ли он от нее. Поясняя какое-либо произведение, опасно спуститься ниже знаний детской аудитории или, наоборот, толковать о том, до чего мил еще не доросла. Тут ведущему целиком приходится полагаться ил свой опыт и «ощупывать» зал, перестраиваясь на ходу. Дети не терпят никакого специально детского тона, а возраст, о котором идет речь, реагирует на него просто болезненно. Если ведущий попробовал усложнить преподносимые сведения и увидел, что ребята его не понимают, интерес к его словам падает, глаза «уходят», он должен тут же перейти на наглядный, близкий таким ребятам пример. Если же он начал говорить излишне примитивно, то, повинуясь реакции зала, тут же должен поднять свой разговор до уровня сегодняшней аудитории.
Со старшими классами разговор строится на равных, с подчеркнутым уважением. Ведущий выходит для серьезного дела, он не собирается развлекать ребят. Он помогает им приобщиться к искусству. Безусловно, и повеселиться при случае не заказано, но лишь для отдыха между серьезными номерами.
Занимательность отнюдь не лишнее свойство речей ведущего, но как ни странно, в данном случае и не самое главное. А количество и качество информации, которое он несет, имеет первостепенное значение. Поэтому готовиться к встрече со старшими приходится более чем к какому бы то ни было другому концерту.
В детских концертах всех трех возрастных градаций ведущий безусловно являет собой (и в немалой степени) воспитателя. К. этой ответственной роли он должен быть готов.
КОНЦЕРТНЫЙ БЫТ
Составление программы.
В концертных организациях состав исполнителей каждого концерта определяется администрацией. Ведущий получает готовый список, то есть ставится перед свершившимся фактом. Ведущие концертов самодеятельности также имеют заранее составленную программу. В тематических концертах с исполнителями строго оговаривается каждое произведение, так как репертуар должен отвечать главной мысли. Задача ведущего — не допускать отклонений.
В смешанных и развлекательных концертах выбор произведений зависит от исполнителей. Если артисты доверяют вкусу и опыту ведущего, они с ним советуются, и он приобретает право совещательного голоса.
Зато порядок номеров целиком лежит на ведущем. Его обязанность выстроить концерт, придать ему динамическую и законченную форму. В этом смысле ведущий и употребляет выражение «составить программу». Из многочисленных его закулисных забот это забота номер один.
Если попробовать сформулировать кардинальное соображение, которым руководствуется ведущий при составлении программы, оно будет таково: концерт должен идти по нарастающей так, чтобы естественная трата энергии зрителей компенсировалась усиливающейся «ударностью» номеров,
Даже в концертах монографических, посвященных одному автору (композитору, писателю или поэту) стоит пожертвовать хронологией ради нарастания, То есть делать так, чтобы произведения, восприятие которых вызывает наиболее бурную реакцию слушателей, исполнялись ближе к концу программы. Самое же завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
Но ошибочно представлять себе, что номера «движутся» по прямой вверх. Скорее программа, если представлять ее себе графически, имеет несколько «пиков», самый высокий — последний.
Чтобы это положение приобрело наглядность, попробуем соотнести жанры, бытующие в концертах, с восприятием их слушателями. Подчеркиваем, разговор пойдет именно о жанрах, вопрос о качестве исполнения остается в стороне.
Возьмем для примера концерт, именуемый смешанным. Предположим, что в нем участвуют два инструменталиста — скрипач и пианист. Кто из них должен быть поставлен ближе к началу концерта? Если, как мы условились, рассматривать вопрос изолированно от других превходящих соображений, то скрипка должна идти первой. Дело в том, что за последние десятилетия фортепиано стало инструментом очень популярным, фортепианная музыка ближе, доходчивее для самой смешанной аудитории. Это наблюдение нисколько не умаляет царицу музыки — скрипку, вытекает оно из практики сегодняшнего дня, и, возможно, что та же практика подскажет, что наступил перелом и симпатии самой широкой аудитории (а имеется в виду в данном случае таковая) выдвинут на первое место скрипку, а не рояль. Тогда ведущий, составляя программу, будет принимать в расчет именно это обстоятельство.
Какие превходящие мотивы могут изменить порядок — скрипка или рояль? Исполняемые пианистом или скрипачом произведения. Более сложные должны идти в начале концерта, более популярные и легкие для восприятия — в следующих отрезках программы.
Принимается во внимание и имя исполнителя. Существует притягательная сила крупных имен. Благодарность публики за встречу со знаменитостью делает данный номер «пиком», и это учитывает ведущий, выстраивая концерт.
Если в составе исполнителей есть два чтеца и один из них читает серьезные произведения, а второй — юмор, то лучше сосредоточить публику сперва на серьезном литературном материале, а к концу программы дать ей разрядку на смешном.
Из танцев ближе к первой части концерта лучше ставить классический балет или лирический танец, и лишь после него характерный пли народный. Массовый — после сольного.
Если в концерте одним певцом исполняются тончайшие романсы из мировой камерной литературы, будь то Чайковский, Шуман, Рахманинов, Дебюсси и т. д., а другой (или другая) поет ставший популярным старинный романс или жанровые песни, то последним можно кончать концерт, а первым — начинать.
Выбор между чтецом и драматическим отрывком — кого пускать раньше — решается в пользу чтеца. Сцена, разыгранная несколькими актерами, имеет преимущество из-за количества исполнителей, мизансцен, зрительности, иногда даже костюмов. Поменяет чтеца и драматургический отрывок местами ведущий в том случае, когда сцена трагическая или сугубо лирическая, а чтец заставляет слушателей заливаться смехом.
Но существует еще один принцип (или мотив) при построении концерта, с которым ведущий также непременно сообразуется. Назовем его принципом контраста.
Каждому ясно, что ни в одном концерте перед публикой не выступают подряд сначала все певцы, затем чтецы, пианисты, скрипачи и т. д. Такое бывает только на конкурсах. И хотя в понятие слова «концерт» входит соревнование, в нашем случае это соревнование разных жанров, и чем они шире представлены, тем интереснее. Поэтому ведущий заботится и о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь, а не повредить исполнителям, оттенить контрастом номера, а не заглушить их восприятие.
Неспроста больше всего интересуются «какой номер передо мной» представители серьезных жанров. К примеру, вокалисту с классическим репертуаром трудно овладеть вниманием публики после бравурной пляски, очень смешного литературного отрывка или сцены. Но если инструментальный номер сменяется классическим балетом (соблюден контраст — сосредоточенность на звуковом восприятии сменяется восприятием зрительным), а затем выходит певец и исполняет арии из опер и романсы, то петь ему легко, так как имеет место и разнообразие жанров и единство стиля.
Рецептов «прослаивания» номеров и жанров дать невозможно. И приведенный выше пример лишь один из множества способов контрастного следования номеров, а отнюдь не руководство к обязательному действию. Ведущему, имея в виду те общие соображения, о которых говорилось, приходится решать каждый раз заново варианты, которые ему преподносит данный концерт. Так, в проблеме контрастов, он должен учитывать и пол артистов: странное впечатление произведет концерт, в одной части которого выступают только одни женщины, а в другой — мужчины. Составляя программу, ведущий старается по возможности чередовать тех и других.
Сделаем еще одну оговорку, или, вернее, уточнение. Сдвиг наиболее веселых, зрительных, «легких» и «ударных» номеров к концу программы вовсе не означает, что вся первая часть концерта (повторяем, речь идет о смешанном и отчасти тематическом) сплошной серьез, а вторая — сплошное развлечение. Соображения контрастов и пиков, разрядок и переключений заставляют перемешивать номера, придерживаясь, однако, при этом тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу.