Файл: Щербакова концерт и его ведущие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме приведенных соображений, которыми руководствуется ве­дущий при составлении порядка номеров, он не может не принимать во внимание и такое условие, как успех артиста. Ведь в каждом индивидуальном успехе заложен общий успех концерта. Верно расположить номера — это сверх всего значит помочь каждому жан­ру и каждому исполнителю стать в наивыгоднейшее для него место программы. Вот один из многочисленных примеров.

Предположим, идет номер, пользующийся большим успехом. Не смолкают аплодисменты, артиста не желают отпускать со сцены. Выпустить после этого молодого неопытного исполнителя — значит заведомо обречь его на провал. Выпустить исполнителя, жанр кото­рого по своему характеру не может вызвать бурной реакции или кардинального переключения,— привести к спаду настроение зала, отнять у такого исполнителя успех, который бы он законно имел при другом расположении номеров.

Бережное отношение к каждому артисту, умение не выпускать из виду его, казалось бы, чисто личных интересов, которые на самом деле оборачиваются общими,— одна из заповедей ведущего. Поэто­му нельзя игнорировать пожелания и соображения артистов, если, конечно, они продиктованы деловыми, а не себялюбивыми стремле­ниями. Но последнее слово всегда должно оставаться за хозяином концерта — ведущим, все остальные участники имеют лишь право совещательного голоса.

Позволим себе один совсем мелкий практический совет, но, как показала жизнь, очень облегчающий и построение программы, и ее обсуждение с артистами, и ее перестройку на ходу, что тоже нередко имеет место в концертном быту. Ведущий запасается не­большими листками бумаги по количеству номеров программы. На каждом пишется имя исполнителя, его звание, репертуар,

Собрав перед началом такую «картотеку», ведущий ее расклады­вает: первый номер, второй, третий и т. д. Каждая карточка ложит­ся на свое место, рассмотренная в свете всех принципов и сообра­жений. Располагаются жанры, определяются контрасты, выстраиваются мосты и пики, прочерчивается нарастающая, оберегаются молодые и неопытные — словом, получается наглядный график программы. Одновременно выслушиваются советы и пожелания участников. Если они конструктивные, то карточки перекладывают­ся согласно разумному замечанию. Если же требование неприемле­мо, то автору его подробно и наглядно объясняется, почему оно не может быть выполнено.


Эти маленькие листочки бумаги способны предотвратить и по­гасить крупные конфликты. Вообще никогда не следует лениться объяснить мотивы своих решений—это законная дань уважения товарищам по работе, которая укрепляет авторитет ведущего.

И еще одно добавление по поводу составления программы. Бывает так, что тщательно выверенный порядок номеров нарушается но стечению непредвиденных обстоятельств: не приехал артист; произошла административная путаница и кто-то опоздал; в празд­ничные дни, когда много концертов, кто-то отчаянно торопится, и следующий концерт тоже под угрозой срыва, если он на него не поспеет. Случайностей много, и всех не предугадаешь. Это ЧП, но к ним ведущему надо быть готовым. В этих случаях приходится мобилизовать все свои комбинаторские способности и, ставя во главу угла художественную стройность концерта, держа в голове все принципы его построения, мгновенно принимать оптимальное решение. Тут он капитан на мостике и решительно!! рукой выправ­ляет крен, ликвидирует прорыв, и в этой боевой обстановке все безоговорочно подчиняются его неприкрытой диктатуре.

Если он обладает авторитетом, все охотно, с сознанием необхо­димости выполняют его распоряжения и всячески приходят на по­мощь. И когда он тасует и перетасовывает программу, это обычно не встречает серьезных возражений со стороны участников концер­та. Хотя вообще артисты не любят, когда меняется их место в кон­церте, что объясняется не своекорыстными, а творческими моти­вами. Приготовившись к выходу, собравшись и мобилизовавшись, трудно долго сохранять нужный градус: выход на публику не простое дело. Танцоры должны иметь какое-то время, чтобы «разо­греться» — приготовить мышцы к движению и т. д. Менять номера местами можно только в крайнем случае, мотивы передвижения должны быть ясны исполнителю.

В построении программы приходится учитывать и такое условие, как наличие или отсутствие квалифицированных рабочих сце­ны. Если тот же рояль или пианино есть кому быстро и ловко пере­ставить, можно строить программу концерта, откинув эту заботу. Если же нет, приходится художественные соображения в какой-то степени утрясать с техникой. Однако даже в критических случаях художественная сторона не должна нести урон.


Мелочи концертного быта.

Ведущий приходит на концерт заранее. Немало предстоит ему забот, кроме составле­ния программы, до того, как дается сигналк открытию занавеса.

Первое, что делает ведущий, и это у него очень быстро стано­вится своего рода рефлексом, — он отправляется посмотреть сцену, приготовить на ней все, чтобы концерт прошел без сучка без задо­ринки, по-хозяйски все обеспечить. Проверить занавес, как он от­крывается и закрывается, темп, в каком он движется, ведь он тоже участник концерта и от того, как он будет ходить, многое зависит в построении программы и организации ритма действия. Проверить инструмент (рояль или пианино), как он стоит, кто будет его дви­гать, если этого потребует смена номеров.

Ведущему приходится заниматься и мелочами, которые на са­мом деле вовсе не мелочи, такими, как целость крышек и пюпитра инструмента. Ведь ведущий отвечает за все, каждая неполадка на сцене отражается на нем, ибо актеры «приходят и уходят», а он все время со зрителями, они к нему адресуются, как к хозяину своего удовольствия, и если оно испорчено, то и спрос с хозяина.

В заботы ведущего входит и состояние пола сцены, особенно, если предстоят танцевальные номера.

В орбите обязанностей ведущего и освещение. Выяснить, не нуждаются ли отдельные номера в специальном свете, договориться с электриком, выверить, как падает свет на эстраду, — все надо сде­лать до начала концерта. В зависимости от того, как распределяет­ся свет на пространстве сцены, устанавливается и рояль. Так как большинство участников концерта ориентируются именно на него, то нужно заранее определить, будет ли достаточно хорошо освещено лицо артиста.

Радиофицированный зал прибавляет заботы о микрофоне. По­пробовать микрофон, потребовать его усилить или ослабить, опреде­лить наивыгоднейшее перед ним расстояние — все это заботливый ведущий выверяет и сообщает исполнителям заранее.

Затем ведущий просит приготовить столы и стулья, которые мо­гу понадобиться для драматических отрывков. Они должны быть под рукой за кулисами, чтобы не искать их лихорадочно перед са­мым номером.

Так уж повелось, что исполнение театральных сцен в концертах находится лишь намеком на обстановку, тем, что в театре зовется выгородкой. Роскошный диван представляют три стула, составлен­ные имеете, они же могут быть и садовой скамейкой и еще многим другим, во что способно превратить их воображение зрителей. Предворяя сцену, ведущий и взывает к этому воображению, произнося магическое: «Представьте себе». «Представьте себе, что стулья (мрака—это колонны; стул в центре — трон, а те два стула, что поят к вам спинками — окно...» И слушатели без труда все так себе и представляют, потому что на концертной эстраде главное—актер, исполнитель, его мастерство, искусство, создаваемый им образ.


Столы, стулья, рояль и прочее надо ставить, передвигать, убирать, и т. д. Таким образом, в концерте участвуют еще и рабочие сцены. Взаимоотношения с этими техническими помощниками нуждаются в организационных, а зачастую еще и педагогических способностях.

Главное условие, которое ведущий должен сразу же с ними оговорить, заключается в том, что все команды—звонки, занавес, перестановки и т.д. и т. П. рабочий имеет право принимать только от ведущего. Рабочие сцены с самого начала должны усвоить принцип единоначалия. Только в этом случае можно гарантировать порядок и отсутствие накладок. И что самое важное — выстроить концерт ритмически, о чем предстоит особый разговор.

Бывает, что занавес открывается с одной стороны сцены, а ведущему приходится стоять с другой. И тут начинается пантомима; ведущий машет руками, делает всевозможные знаки, чуть не танцует, а занавес, вместо того, чтобы открыться, закрывается или наоборот. Чтобы этого избежать, надо заранее и четко оговорить значе­ние каждого сигнала: вот так рука — приготовиться, так — пошел занавес и т.д.

Если ведущий имеет в своем распоряжении неопытных рабочих (сцены, нелишне заранее подсказать порядок действий, распределить движения. Все, что можно учесть и предвидеть до начала концерта он должен оговорить с рабочими сцены. Но это не освобождает его от текущего руководства. Для этого ведущий, выпустив очередного артиста, предупреждает рабочих о следующем номере, напоминает им и еще раз уточняет, что и как они должны для него пригото­вить. Не бросает он сцену и в момент перестановки, тут бывает нужно и подсказать, и проверить, а иногда даже помочь, ибо время на это отпущено самое минимальное.

Сценическое время не соответствует жизненному — оно уплотне­но. Лишняя пробежка рабочего через сцепу оборачивается значи­тельной «дырой», с точки зрения сидящих в зале.

Если за кулисами имеются два помощника (больше — уже беда и лишняя суета), надо сразу и строго разграничить их функции, чтобы не хватались оба за один предмет, не вырывали друг у друга стул, не тянули рояль каждый в свою сторону. Сладить их работу заранее и следить за разумным разделением каждого движения — дело ведущего. Квалифицированный рабочий хорошо знает, а но­вичку надо внушить, что двигать рояль, открывать и закрывать за­навес, это тоже «жизнь в искусстве», что успех исполнителей и все­го концерта в немалой степени в его руках.


В концертном быту мелочей нет. Малейшее упущение и мелочь оборачивается крупной неприятностью. Поэтому еще один рефлекс вырабатывается у ведущего: он пристально осматривает артиста, которого готовится выпустить на сцену. Иначе случаются казусы, легенды о которых переходят из поколения в поколение и составляют богатый (и не всегда приличный) концертный фольклор.

Закулисные дела и заботы строго последовательно выстраивают­ся только на бумаге. На самом деле они перемешаны, сталкиваются и переплетаются и зачастую ведущего что называется рвут на части.

Но независимо ни от чего спокойный, деловой, товарищеский, доброжелательный дух должен (всегда!) царить за кулисами. Неу­коснительно поддерживать его — прямая обязанность ведущего. И лишь в очень редких случаях, когда случаются грубые наруше­ния порядка или взыгрывают мелкие страсти и проявляется злост­ный эгоизм, ведущий может позволить себе проявить категорич­ность. Но и в этом случае форма общения его всегда должна оста­ваться дружеской, товарищеской, спокойной и, разумеется, вежли­вой.

Когда концерт начался, ведущий одновременно следит за проис­ходящим на сцене, чтобы не пропустить собственный выход, гото­вится к тому, что ему предстоит сказать, проверяет, приготовился ли к выступлению следующий артист, па месте ли аккомпаниатор, обеспечен ли необходимыми аксессуарами предстоящий помер, не нарушился ли нужный тон и общий тонус за кулисами. Словом, за­долго до первой фразы: «Начинаем концерт» и включая последние слова: «Концерт окончен» — ведущий не имеет права выпустить из рук ни одну из многочисленных нитей управления концертом, и в том числе его темп и ритм.