ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
Большинство экономистов XIX века, включая Адама Смита, Давида Рикардо и других разделяло взгляды Юма. К моменту написания Джоном С. Миллем своих известных научных трудов количественная теория денег, - хотя и с нечеткими формулировками, - уже окончательно сложилась. Количественную теорию денег использовал К.Маркс.
Американский ученый Ирвинг Фишер придал количественной теории денег новый блеск. Он в своей книге «Покупательная сила денег» (1911г.) развил теорию денег в духе классической политэкономии, внеся в нее необходимые поправки, которые логически вытекали из развития чекового оборота в денежном обращении начала XX века. Основные постулаты количественной теории денег были облечены Фишером в строгую математическую форму, удобную для статистического анализа. Его несомненной заслугой является выведение уравнения обмена товаров на деньги, установившую покупательную силу денег. Вариант уравнения обмена имеет следующий вид:
MV=P*Q(1),
где М – количество наличных денег необходимое в обращении; V - скорость обращения денег; Р - цена товара; Q - количество товара, а P*Q= номинальному валовому национальному продукту.
Данное уравнение позволяет понять, почему колеблются цены и соответственно покупательная способность денег, и как это связано с объемом номинального ВВП. Центральный банк, влияя на денежную массу, может влиять на экономический рост, инфляцию и безработицу.
Литература: 11, 21, 22.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
Инфляция: сущность и причины возникновения. Виды инфляции. Последствия инфляции и антиинфляционная политика
Термин «инфляция» (от лат. «вздутие») означает разбухание бумажно-денежного обращения. Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост цен.
В определении инфляции необходимо подчеркнуть, что это постоянный, устойчивыйрост цен. Рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди различных причин важно выделить действительно инфляционные. Если цены выросли вследствие сезонных колебаний, стихийных бедствий и т.п., то данный рост цен не является инфляционным.
Инфляция – это явление характерное для бумажногоденежного обращения.
Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциямивоспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, этодисбалансмежду совокупным спросом и совокупным предложением.
Причины инфляциимногообразны.Представители основных направлений современной экономической теории расходятся в оценках значимости того или иного фактора, порождающего инфляцию. Монетаристское объяснение инфляции исходит из количественной теории денег, согласно которой всякое увеличение денежного предложения, превышающее темпы роста валового национального продукта, неизбежно порождает рост цен. Поэтому главным направлением антиинфляционной политики монетаристы считают сокращение правительственных расходов и жесткие денежно-кредитные ограничения. По их мнению, главной задачей центрального банка является поддержание устойчивых цен и стабильной денежной системы, допускающее рост денежного предложения только в соответствии с долговременным темпом роста ВВП.
Кейнсианская теория инфляции также связывает ее с давлением денежного спроса. Однако эта теория исходит из того, что не всякое увеличение денежного (или эффективного) спроса вызывает инфляцию. Увеличение количества денег в обращении в условиях неполной занятости, высокого уровня безработицы, согласно этой теории, может стимулировать рост производства, но не затрагивать цены. Подлинная инфляция, с точки зрения кейнсианцев, появляется лишь тогда, когда достигнуто полное использование человеческих и производственных ресурсов, и дальнейшее увеличение денежного спроса ведет не к росту производства, а к росту цен.
Многие современные экономисты при анализе инфляции и разработке антиинфляционных предложений акцентируют внимание на роли издержек и зачастую ключевым элементом, приводящим в движение инфляционную спираль, считают заработную плату. Механизм непрерывного повышения цен, по их мнению, оказывается встроенным в современную экономику корпораций и работающих с ними профсоюзов.
Сторонники институциональных теорий, которые в наше время получают все большее распространение, главной причиной инфляции считают чрезмерность государственных расходов, порождаемую интересами определенных групп населения, политических партий и правящей бюрократии. Институционалисты считают, что главное в противодействии инфляции - это свобода конкуренции и «чистые» рыночные отношения как в сфере индивидуального, так и в сфере общественного выбора. По их мнению, именно государственная бюрократия заинтересована в увеличении государственных расходов, расширении государственного вмешательства в экономику. Следовательно, от нее нельзя ожидать действительного контроля или ограничения роста расходов. Необходимые ограничения должны быть внесены извне в виде соответствующих и конституционно закрепленных правил, которые бы защитили рыночную систему от чрезмерного влияния государства. В качестве главных ограничителей обычно предлагается: законодательно утвержденная граница роста государственного долга, размер бюджетного дефицита, а также пределы увеличения доли государственных расходов.
Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах. Это влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров.
2. Мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XXстолетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили.
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
1. Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.
2. Расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
3. Расходы на социальные цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.
4. Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит «бегство от денег». Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в контракты, заработную плату и другие платежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции.
5. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики или проекты, когда они не дают должного экономического эффекта.
6. Структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др.
Виды инфляции классифицируют по различным критериям:
1) по темпам роста цен на товары:
ползучая (умеренная): рост цен до 10 % в год. Такая инфляция контролируется, даже сопровождается ростом деловой активности (стимулирует модернизацию, ввод нового оборудования).
галопирующая: рост цен от 10% до 200 % в год.
гиперинфляция: рост цен свыше 200 % в год или 50 % в месяц. Инфляция становится неуправляемой. «Бегство от денег» в реальные ценности.
2) по степени расхождения роста цена на различные товары:
сбалансированная: происходит пропорциональный рост цен на все товары.
несбалансированная: рост цен происходит в разных пропорциях. Возникают трудности у производителей в определении затрат на производство. Сложно определить выгодные сферы производства.
3) по степени предсказуемости:
ожидаемая инфляция – прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз (станки, оборудование, рабочая сила, услуги).
неожиданная инфляция – внезапный скачок цен, превышение фактического темпа инфляции над ожидаемым.
4) по форме проявления:
открытая инфляция – открытый, явный рост уровня цен, падение покупательной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.
подавленная инфляция – существовала в СССР. Проявляется в товарном дефиците, очередях, росте цен на «черном» рынке. Все это при неизменном уровне цен, который удерживается командными методами.
5) по воздействию спроса и предложения:
инфляция спроса – избыток денег в экономике приводит к росту спроса, а следовательно, к росту цен.
инфляция издержек (предложения) – рост цен в результате роста издержек производства. Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения. В этом случае цены растут, а объем производства сокращается.
Рис. 12. Инфляция спроса (а) и инфляция издержек (предложения) (б)
Отдельные стороны инфляции описывают такие понятия, как «дезинфляция», «дефляция», «стагфляция». Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией называется снижение уровня цен. Термин «стагфляция» является производным от стагнации (загнивание) и инфляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Часто этот термин употребляется для характеристики инфляции при одновременном спаде объема производства.
Измеряется инфляция с помощью индекса цен. На практике обычно используется индекс валового национального продукта, индекс оптовых цен и индекс потребительских цен. Происходит сравнение цен текущего периода и цен базового года.