Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

На втором этапе монополистический конкурент также решает вопрос, а стоит ли производить вообще? В условиях долгосрочного равновесия цена на ее продукцию должна быть не меньше долгосрочных средних издержек. В противном случае монополистическому конкуренту следует уйти с рынка. Ситуации минимизации убытков здесь также быть не может.

Следует отметить, что цена на продукцию фирмы - монополистического конкурента все же превышает предельные издержки, т. е. фирма еще будет обладать монопольной властью (например, ее фирменная марка является уникальной). Это приводит к чистым убыткам общества, но, подобно монополисту, монополистически конкурентная фирма не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельный доход равняется предельным издержкам. При монополистической конкуренции фактический объем производства фирмы меньше того, который минимизирует средние издержки (т. е. цена больше минимальных средних издержек). Это означает, что фирмы имеют резервные производственные мощности, которые являются неэффективными. Если бы в отрасли было меньше фирм, и каждая производила бы большее количество продукции, то такое же количество товаров можно было бы произвести при более низких средних издержках.

Исходя из этих предположений, некоторые экономисты утверждают, что монополистическая конкуренция выражается в слишком большом количестве заправочных станций, супермаркетов, ресторанов и т. д., функционирующих вполсилы и запрашивающих неэффективно высокие цены. Но, несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для продолжения бизнеса.

Современный экономический строй развитых стран представляет собой многообразие соглашений, союзов и объединений субъектов рынка. Они существуют в различных формах: временных и постоянных, устойчивых и неустойчивых. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, консорциумы, холдинги, транснациональные корпорации. Различия между ними заключаются в полной или частичной; горизонтальной или вертикальной; формальной или реальной интеграции.

Устранение или ограничение конкуренции нарушает рыночное равновесие и приводит к нерациональному использованию производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, осуществляя конкурентную политику.

Конкурентная политика: определение и правовое регулирование в России


Своеобразной точкой отсчета началом проведения конкурентной политики стала проводимая в конце XIX - начале XX столетия антитрестовская политика в США.Речь идет об антитрестовской политике (antitrust policy), основу которой заложил Антитрестовский акт Шермана (1890). Сегодня под антитрестовской политикой понимают действия государства направленные против злоупотребления компаниями своим доминирующим положе­нием на рынке, наложения ими ограничений на конкуренцию, включая различные типы картельных сделок.

Конкурентная политика - это политика, направленная на поддержание и/или создание ситуации конкуренции на рынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, запрещающих отдельные способы поведения рыночных субъектов.

Роль конкурентной политики состоит в том, чтобы сде­лать конкуренцию действительно эффективной. В отличие от промышленной политики, которая от­носится к активным видам, конкурентная является по преимуществу пассивной (защит­ной).

Конкурентная политика охватывает следующие три направления, а именно:

  1. политика регулирования монополистической деятельности, в сфере которой находятся уже существующие на рынке монополии, а ее непосредственными объектами выступают: а) злоупотребление доминирующим положе­нием одной компании или их группы и б) сговоры (соглашения) компаний;

  2. политика контроля над ограничениями конкуренции (вертикальными ограничениями);

  3. политика в области слияний и поглощений.

Следует учитывать, что мы имеем дело с активно развивающимся на практике институтом и используемая для его изучения терминология также еще до конца не устоялась. Например, ныне при анализе первого направления конкурентной политики чаще используют более точное и менее категоричное понятие «регулирование монополистической деятельности», в то время как ранее предпочитали говорить об «антимонопольном регу­лировании».

Определенная терминологическая неустойчивость характерна и для соответствующего законодательства. Так, если ранее действовавший в этой области Федеральный закон именовался «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991г.), то ныне действующий Федеральный закон (2006 г.) получил более строгое наименование «О защите конкуренции».

Данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также унифицирует правовое регулирование отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Со вступлением в силу ФЗ № 135 утратили силу (за исключением отдельных положений) Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Что касается сферы применения, то данный Закон распространяет свое действие на отношения, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, госу­дарственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том чис­ле индивидуальные предприниматели.


Специальным объектом правового регулирования в российском законодательстве является монополистическая деятельность и злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, если его доля находиться в пределах от 50 до 35%. При оценке доминирующего положения нескольких хозяйству­ющих субъектов совокупная доля первых трех по размеру компаний не должна превы­шать 50%, а первых пяти - не быть более 70%. При этом относительные размеры долей должны быть в течение длительного периода (не менее года) устойчивыми, а доступ на соответствующий товарный рынок других конкурентов - затруднен. Данные нормы не распространяются напрямую на оценку доминирующего положения финан­совых и кредитных организаций, для которых соответствующие нормы устанавливают­ся Правительством РФ.

Важным является вопрос о том, какие действия хозяйствующего субъекта расцениваются как приводящие к злоупотреблению положением.

Совокупность таких действий (как и бездействий) может быть подразделена на две разновидности.

Первую из них образуют нарушения, которые могут быть названы безусловными и наличие которых не требует доказательства самого факта негативного влияния на кон­куренцию. Примерами таковых являются: установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось по­вышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар и некоторые другие.

Применительно ко второй разновидности нарушений субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми. Эти доказатель­ства могут приниматься во внимание, если подобными действиями не устраняется конкуренция на соответствующем товарном рынке, и при этом результатом указанных действий может явиться позитивный эффект.

Для оценки доминирования и злоупотребления доминирующим положением важны критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены товара.

В ФЗ «О защите конкуренции» приведены два взаимодополняющих способа определения монопольно высоких (низких) цен: 1) сравнение монопольной цены и цены такого това­ра на сопоставимых рынках; 2) сравнение монопольной цены и экономически оправданных издержек на производство и реализацию товара с учетом получения разумной прибыли.


Что касается необоснованно высокой (низкой) цены финансовой услуги, то методика определения необоснованных цен на финансовые услуги кредитной организации разрабатывается антимонопольным органом совместно с Центральным банком РФ.

Следующим направлением деятельности в области проведения конкурентной политики в России, которое в целом соответствует международной практике, являются ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Для реализации рассматриваемого направления конкурентной политики важно правильно определить само понятие «соглашение». Под таковым, согласно российскому законодательству, понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Законом определяется вертикальное соглашение, но не определяется горизонтальное, что с точки зрения некоторых исследователей является недостатком данного закона. В большинстве стран разграничивают так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения.

Введен запрет на соглашения, если они приводят: к воздействию на цены; к разделу товарного рынка по территориальному принципу или по объему продажи (покупки) товаров; к необоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателями (заказчиками) и др.

Российским законодательством «вертикальные» соглашения допускаются (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями) в следующих двух случаях: 1) если эти соглашения, заключенные в письменной форме, являются договорами коммерческой концессии; 2) если доля каждого из хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20%; 3) если эти соглашения не ограничивают конкуренцию и стимулируют технический, экономический прогресс, повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке.

Законом регулируются вопросы, связанные с крупными сделками, включая порядок совершения сделок по приобретению более 30% акций открытого общества.

Приводятся в соответствие с международной практикой и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства путем введения так называемых оборотных штрафов.

С этой целью в законодательство внесены следующие изменения: согласно вступившему в силу в мае 2007 г. Федеральному закону «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», введены оборотные штрафы за злоупотребление доминирующим положением и участие в сговорах. В отличие от прежде действовавших штрафов, максимальный размер которых составлял 500 тыс. рублей, введены оборотные штрафы, величина которых может доходить до 15% оборота по товару (товарной группе). Одновременно в данный закон внесен пункт об условиях освобожде­ния от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.


Экономисты считают, что для функционирования «здоровой» рыночной экономики важно утверждение принципов не экстремального случая совершенной конкуренции, а ее эффективного варианта, базирующегося на следующих предпосылках. Во-первых, на рынке должно быть не менее пяти сопоставимых по размеру и ряду других параметров конкурентов, что является, как правило, достаточным для преодоления сговоров между компаниями и установления с их стороны контроля над рынками. Во-вторых, ни одна из компаний на рынке не должна занимать доминирующего положения, т. е. иметь более 40% рыночной доли. При этом доля каждой из работающих на рынке пяти компаний (именно этого числа, напомним еще раз, достаточно для эффективной конкуренции) должна составлять как минимум 10%. В-третьих, вход на рынок должен быть свободным, что усиливает конкурентное давление на его участников.

Литература: 6, 22