ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности
13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-
14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его
16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при
17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.
29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая
4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции
30 5 Работа с аудио- и видеокассетами
6 Систематизация материала в графиках и таблицах
36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-
37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;
8.5 Отпевание. Погребение. Поминание
40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-
41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-
42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и
45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-
46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник
8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-
51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-
52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
ческие, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет суще-
ствование музеев комплексного профиля, типичным примером которого явля-
ются краеведческие музеи. Каждая из этих групп в свою очередь может делить-
ся на более узкие профили. (например, к музеям исторического профиля отно-
сятся: историко-революционные, военно-исторические и т.д.).см. также: Про-
фильная дисциплина музея.
Фондохранилище - помещение при музее специально оборудованное для
хранения музейных предметов. Предметы размещаются в Ф. в соответствии с
принятой в музее системой хранения. В Ф. обеспечивается температурно-
влажностный режим. необходимый для сохранности предметов, и условия для
их научной обработки и использования в соответствии требованиями дейст-
вующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей. В художест-
венных музеях Ф. называют запасниками.
Фотолаборатория в музее - вспомогательное производственное подраз-
деление музея, в задачи которого входит изготовление различных фотомате-
риалов, необходимых для работы музея – фотографий для экспозиций, фото-
графий музейных предметов для каталогов, карточек, публикаций, для переда-
чи дарителям, фотокопий различных материалов и т.д. См. также Фотовыстав-
ка, Фотофиксация музейных предметов, Фототека, Фото-источники в музее,
Фотоувеличение.
Формы научно-просветительной работы - типы организации работы
музеев с посетителями. На сегодняшний день наиболее распространенными в
практике музеев являются экскурсии и лекции. Эти формы нередко объединя-
ются в циклы. Эффективной формой работы с постоянными посетителями яв-
ляется музейный кружок. В последнее время получают развитие комплексные
формы работы – тематические вечера, клубы, музейные праздники. В их орга-
низации и проведении участвуют широкие круги музейной общественности -
представители Совета ветеранов, Общества охраны природы, Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры, творческих организаций и
др. Развитие комплексных форм работы музеев имеет большое идеологическое
и воспитательное значение.
Экспозиция музейная - часть музейного собрания, выставленная для обо-
зрения; представляет собой, во-первых, результат научной разработки темы
экспозиции с учетом доступных музейных материалов, во-вторых. специфиче-
ское произведение, в котором средствами архитектуры и пластических искусств
создается экспозиционный образ, выражающий тему. Э.М. возникает в резуль-
тате совместной работы экспозиционеров и художников экспозиции; в отдель-
ных случаях в ней участвует и другие специалисты. Являясь важнейшей фор-
мой использования музейного собрания, Э.М. служит основой для реализации
образовательно-воспитательной функции музея и выступает как база для мас-
совой научно-просветительной работы.
Экспозиция основная - главная часть системы экспозиции музея; стацио-
нарная экспозиция, отражающая профиль, специфику и основные направления
работы музея. О.Э. дает представление о коллекциях музея, включает в себя
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
совой научно-просветительной работы музея.
Экспозиционный отдел музея - научное подразделение музея, осуществ-
ляющее экспозиционную работу. Основными функциями Э.О. являются: науч-
ное проектирование основной экспозиции и музейных выставок, проведение
работ по усовершенствованию действующей экспозиции; контроль за эксплуа-
тацией экспозиции; пополнение действующей экспозиции и фондов музея но-
выми материалами в соответствии с тематикой отдела и участие в комплекто-
вании музейных предметов; разработка музееведческих и научно-
исследовательских проблем по тематике отдела; участие в организации массо-
вой научно-просветительной работы музея по тематике отдела. Организацион-
ная структура Э.О. определяется директором музея с учетом профиля музея и
тематики экспозиции на основе типовых положениях о музеях, утвержденным
Министерством культуры РФ.
Экскурсия - коллективный осмотр музея, достопримечательного места,
выставки, объекта природы … по определенному маршруту под руководством
экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитатель-
ными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при ис-
пользовании свободного времени. Экскурсии различаются по профилям (исто-
рические, литературные, естественнонаучные и т.д.) и тематики (обзорная, те-
матическая экскурсия); составу экскурсантов (возрастному, социальному, про-
фессиональному); целевому назначению (учебная, культурно-просветительская,
научная); месту проведения (внемузейная экскурсия, музейная экскурсия, ком-
плексная экскурсия); способу передвижения (пешеходная, автобусная и т.д.).
3 Темы письменных работ и вопросы для проверки полу-
ченных знаний
3.1 Темы письменных работ
3.1.1 Город и традиционная народная культура.
3.1.2 Взаимодействие традиций и новаций в сельской культуре.
3.1.3 Традиционность современного быта.
3.1.4 СМИ и культурная трансформация.
3.1.5 Взаимодействие традиций и культурный диалог.
3.1.6 «Общество» и этническая «общность» в современном селе.
3.1.7 Историко – этнографические районы Оренбургского региона.
3.1.8 Православие в русской традиции.
3.1.9 Русский свадебный обряд.
3.1.10 Проблема вариативности свадебного обряда оренбургских каза-
ков.
3.1.11 Обряды и обычаи жизненного цикла русских (украинцев, казахов,
башкир, татар).
20 3.1.12 Социальные смыслы обряда.
3.1.13 Своеобразие курской традиции (можно брать любую региональ-
ную традицию, закрепившуюся в Оренбургских селах: тамбовскую, воронеж-
скую, северную, т.д.).
3.1.14 Календарная обрядность Оренбургских казаков.
3.1.15 Региональные особенности свадебной традиции в рамках одного
села.
3.1.16 Семицко – троицкие обряды русских Оренбуржья (украинцев
Оренбуржья).
3.1.17 «Чины» и маски русской свадьбы.
3.1.18 Традиционная крестьянская свадьба.
3.1.19 Современная сельская свадьба.
3.1.20 Традиционный календарный праздник в современном селе.
3.1.21 Взрослое население в традиционной русской культуре.
3.1.22 Народное искусство в современном селе.
3.1.23 Мужские и женские сферы современного сельского дома (на ос-
нове русской традиции).
3.1.24 Народный календарь русской деревни.
3.1.25 Сельскохозяйственные праздники современной деревни и их тра-
диционные основания.
3.1.26 «Кулачки» (мужские состязания в силе в русской деревне).
3.1.27 Детские игры и развлечения в современном селе.
3.1.28 Детские игры и развлечения в современном городе.
3.1.29 Русское застолье сельской свадьбы (традиционные и новые блюда
в пищевом комплексе).
3.1.30 Зимние игры и развлечения молодежи современного села (горо-
да).
3.1.31 Летние игры и развлечения молодежи современного города (села).
3.1.32 Народные способы оздоровления и лечения русских крестьян.
3.1.33 Народные представления о растениях и животных (традиция и со-
временность).
3.1.34 Антропокосмические воззрения русских крестьян.
3.1.35 Традиционная пища русских (украинцев, татар, казахов, т. д.).
3.1.36 Одежда русских в селах Оренбуржья ( украинцев, татар, казахов и
т. д.).
3.1.37 Типы застройки усадьбы русского населения.
3.1.38 Быт современного села.
3.1.39 Русская баня в быту и мифологических представлениях.
3.2 Вопросы для проверки полученных знаний по музейной практике
3.2.1 Основные социальные функции музея.
3.2.2 Музейная сеть и классификация музеев.
3.2.3 Определение понятия «фонды музея».
3.2.4 Предметы реального мира как предметы музейного значения.
3.2.5 Источники и организационные формы комплектования.
213.2.6 Основные понятия «Экспозиция», «Музейный предмет».
3.2.7 Научное проектирование экспозиций.
3.2.8 Что такое экспозиционные материалы? Приведите примеры.
3.2.9 Краеведческий музей как основной вид музеев.
3.2.10 Экскурсия как вид образовательной деятельности.
3.2.11 Виды экскурсии и их специфика.
3.2.12 Выбор темы экскурсии, и ее формирование.
3.2.13 Этапы разработки новой экскурсии.
3.2.14 Составление маршрута экскурсии.
3.2.15 Требования экскурсионной методики.
3.2.16 Отбор и изучение экскурсионных объектов.
3.2.17 Создание положительного имиджа экскурсовода.
3.2.18 Методика ведения экскурсии.
3.2.19 Организация экскурсионной деятельности для различных катего-
рий посетителей.
3.2.20 Методика разработки форм экскурсий для детей и подростков.
3.2.21 Закон Оренбургской области «о туристской деятельности на тер-
ритории Оренбургской области» от 31 июня 2000 г.№595/148-03.
3.2.22 Закон о музейном фонде Российской Федерации от 26 мая 1996
г.№54-ФЗ.
3.2.23 Учет интересов и потребностей аудитории при разработке экскур-
сионных маршрутов.
3.2.24 Комплектование «портфеля экскурсовода».
3.2.25 Средства массовой информации в организации экскурсионной
деятельности.
4 Фольклорно – этнографическая экспедиция
4.1 Учет исторических и этнокультурных характеристик при работе с
выбранной темой
В работе с фольклорно – этнографическим материалом мы обращаемся к
истории формирования края, к временам его заселения. В его традиции и куль-